О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заседание правительства Российской Федерации: стенограмма

Основная цель программы "Развитие авиационной промышленности на период с 2013-го по 2025 год" - насытить авиарынки конкурентоспособной российской авиатехникой

Д.Медведев: День добрый! Уважаемые коллеги, мы с вами продолжаем рассматривать набор государственных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития нашей страны. Собственно, это, может быть, одна из наших важных задач, о чем я говорил еще во время первого заседания Правительства.

Сегодня рассмотрим две программы. Одна из них - развитие транспортной системы на период с 2013 по 2020 год. И вторая программа - развитие авиационной промышленности. Понятно, что и та, и другая для нашей страны с ее территориальной протяженностью, с состоянием коммуникаций имеют огромное значение. Если говорить о первой системе, то за последние 10 лет было построено более 1 тыс. км новых железных дорог, порядка 32 тыс. км автомобильных трасс с твердым покрытием; грузооборот транспорта вырос за это время больше чем на треть - на 36%, а перевозка пассажиров - больше чем на четверть. При этом современная транспортная инфраструктура не отвечает потребностям развития страны: дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта. Это мешает проводить и диверсификацию экономики, и просто формировать конкурентную среду, развивать предпринимательскую активность. Один пример: протяженность проблемных по пропускной способности участков железнодорожных линий составляет свыше 7 тыс. км. Где еще, в какой стране такие есть цифры? Только 8% автомобильных дорог имеет многополосную проезжую часть, я имею в виду федеральные дороги. Износ основных фондов по отдельным видам транспорта тоже всем известен: он достигает 50%.

На что нужно обратить внимание? Первое - это, конечно, повышение безопасности работы всей российской транспортной системы, защита жизни и здоровья наших граждан. Второе - это доступность транспортных услуг для населения. Эта доступность должна быть универсальной, она должна распространяться на всю территорию страны, и, конечно, в значительной мере она должна затронуть Сибирь и Дальний Восток как наиболее удаленные и в этом смысле отрезанные части нашей страны. Третье, тоже в общем очевидно, - повышение эффективности работы транспорта и снижение издержек. Издержки по отдельным направлениям, отдельным разновидностям транспорта - просто запредельные. Четвертое - это использование наших особых географических условий, нашего транзитного положения, повышение конкурентоспособности отечественной транспортной системы на мировом рынке услуг. И есть планы к 2020 году - я их сейчас назову, отнимая хлеб у министра, но тем не менее мы планируем ввести более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, построить и реконструировать порядка 14 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 млн т, привести в порядок около 100 взлетно-посадочных полос, также значительно обновить подвижной железнодорожный состав.

И теперь про происшествия. Нужно сократить число происшествий на транспорте на треть, снизить транспортные издержки в зависимости от вида транспорта от 12% до 16%, где-то это, наверное, можно сделать и в более высоких пропорциях. Экспорт транспортных услуг предполагается увеличить в 2 раза, а мобильность населения по этому показателю должна увеличиться на 50%. Отмечу, что Минтрансом проведена большая работа. Программа весьма сложная и должна учитывать не только эти наши большие, иногда громадные планы, но и те решения, которые нами приняты и в настоящий момент исполняются. Я имею в виду, например, решения по футбольному чемпионату мира в 2018 году и развитию транспортного комплекса Московского региона - очень крупные, абсолютно самодостаточные проекты.

У нас на заседании Правительства присутствуют наши коллеги-губернаторы Новгородской области и Республики Марий-Эл - Сергей Герасимович Митин и Леонид Игоревич Маркелов, я им тоже дам высказаться по этим вопросам - о том, как дела у них в регионах.

Следующая тема - программа "Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год", тоже весьма масштабная, тоже во многом связана с транспортной инфраструктурой. Мы рассматривали с вами эту тему на совещаниях в Казани, Владивостоке, Новосибирске и на других совещаниях, договорились работать в разных направлениях, включая создание своего самолета для местных и региональных авиалиний, и восполнять тот парк, который в настоящий момент выбывает. Программа обсуждалась на экспертном совете при Правительстве и в формате Открытого правительства. Я знаю, что там были замечания, которые в значительной мере учтены. Авиационная промышленность являлась одним из ключевых видов промышленности в нашей стране, ключевых отраслей отечественной экономики. На мировом авиарынке у России в целом до сих пор неплохие позиции, в том числе и потому, что мы делали последние годы. Мы находимся в тройке лидеров, но это не Богом данное место: наша задача - закрепиться, и, конечно, мы должны поднажать в сегменте гражданской авиатехники и это почетное место в тройке сохранить, имею в виду, что на первых местах там Европа и Америка, Соединенные Штаты.

В то же время есть абсолютно важные внутренние задачи. Наш отечественный воздушный парк сильно изношен. Средний возраст магистральных самолетов - 17 лет, и то он стал меньше за последнее время, как я понимаю, в результате ввода определенного количества новых авиатранспортных средств. А возраст региональной авиации очень сложный, уже критический, приближается к 30 годам. В целом до 2020 года потребность российских авиакомпаний в поставках оценивается до 1,3 тыс. пассажирских самолетов. Быстро растет и международный рынок авиационной продукции, авиационных услуг. По экспертным данным, к 2025 году он может достигнуть порядка 24 трлн рублей. Для понимания: в прошлом году он был 7,5 трлн рублей. Поэтому основная цель программы - повысить наши возможности и насытить авиарынки конкурентоспособной российской авиатехникой. Для этого важно не только сохранить, но и сформировать научно-технический задел для создания новых моделей, укрепить кадровый потенциал отрасли, привлечь в нее молодых специалистов - эта задача остается одной из самых сложных. И, конечно, нужно оптимизировать продуктовую линейку. Наверное, нужно оценить для себя, где мы можем сохранить лидерские позиции, а где нам сложно гнаться за теми образцами, которые уже созданы. Это не значит, что не нужно думать в этом направлении, но все-таки мы должны быть прежде всего прагматиками, потому что речь идет о вполне таких очевидных наших конкурентных преимуществах и товарах, которые должны продаваться, а не создаваться на склад.

И конечно, обязательное условие - это выполнение государственного оборонного заказа. Всего за время реализации государственной программы планируется построить более 3,3 тыс. самолетов и 5,5 тыс. вертолетов гражданского и военного назначения, а также выпустить свыше 33 тыс. авиадвигателей. Я думаю, министры могут отдыхать практически. Вашу работу выполнил, вы можете приступать к реализации программы.

У нас есть еще несколько важных моментов, на которые я хотел бы обратить внимание, чтобы о них знали и представители СМИ тоже. Мы рассмотрим проект федерального закона, который вносит изменения в Бюджетный кодекс. У нас появляется такое сложное понятие, но в то же время распространенное в мире, как грант. Бюджетный кодекс дополняется положениями, которые предусматривают предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам, кроме государственных и муниципальных учреждений, а также некоммерческим организациям. При этом бюджетные учреждения могут принимать участие в конкурсе на получение грантов независимо от их подведомственности. Как известно, гранты - это в общем весьма распространенная форма поддержки самых разных направлений человеческой деятельности и научного поиска. Они работают не только в науке, но и культуре, искусстве, образовании, так что совершенствование правовых основ этих всех действий в нашей стране, безусловно, дело полезное. Чтобы у нас слово "грант" не ассоциировалось только с иностранной поддержкой, всякого рода политической активностью: это понятие гораздо шире и гораздо более полезное в целом.

Сегодня в повестке еще проект постановления Правительства, которым предусматриваются изменения в правила проведения технического осмотра транспортных средств. Речь идет о двух изменениях, они касаются, конечно, огромного количества автомобилистов. Первое - официальные дилеры получат право на проведение техосмотра автомобилей тех марок, обслуживание которых они осуществляют, то есть не нужно проверять машину дважды - сначала у дилера, а потом уже в пункте техосмотра. И второе - талоны техосмотра должны быть заменены на диагностические карты транспортного средства, в которых подробно будет описываться фактическое состояние автомобиля по всем его ключевым параметрам. Насколько я понимаю смысл тех предложений, которые сделаны и которые мы сегодня рассмотрим, возить с собой в машине диагностическую карту не нужно, чтобы это не превратилось в очередную бумажку, отсутствие которой будет влечь санкции для автомобилистов. Она необходима лишь при оформлении полиса ОСАГО, а наличие последнего и должно быть доказательством того, что техосмотр пройден. Все данные должны попадать в электронную базу, которая будет доступна для автостраховщиков. Надеюсь, что это создаст основы для более цивилизованного и прозрачного авторынка в нашей стране и, конечно, что не менее важно, сэкономит деньги и время автомобилистов.

И еще один момент. Он вроде бы такой маленький, но очень важный для селян - изменения в Трудовой кодекс, особенности работы на селе, в поселках городского типа для врачей и среднего медицинского персонала. Возможность дежурить на дому - есть такая форма, она раньше практиковалась для хирургов, реаниматологов и акушеров. В 1990-е годы такая практика была прекращена, но потребность осталась, и медицинская общественность и сельские жители не раз поднимали этот вопрос. Изменения в Трудовой кодекс позволяют восстановить эту форму и оплачивать дежурства на дому, столь необходимые для пациентов.

Теперь слово нашим коллегам - Министру транспорта и Министру промышленности. Я не знаю, по две минуты, наверное? Пожалуйста.

М.Соколов: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства, уважаемые коллег! Постараюсь максимально сократить доклад, но все же проект государственной программы "Развитие транспортной системы", подготовленный во исполнение соответствующего Указа Президента, определяет структуру дальнейшей перспективы развития нашей транспортной системы, поэтому позволю себе остановиться на некоторых важнейших положениях этого документа.

Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач. Среди них мы выделяем следующие вызовы, которые стоят перед транспортной системой. Это низкая транспортная подвижность населения, которая сегодня составляет порядка 7 тыс. км на душу населения и которая в 3-4 раза, к сожалению, ниже, чем в развитых странах. Высокая доля транспортных затрат себестоимости продукции: по расчетам экспертов, это 20-25% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой, недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы. Наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15% от рынка перевозок. Сегодня это в 6-8 раз, к сожалению, меньше.

И наконец, это недостаточный уровень безопасности транспортных процессов. Сегодня мы видим, что в дорожно-транспортных происшествиях погибают примерно 19-20 человек в расчете на 100 тыс. населения, в то время как в странах Европейского союза этот показатель составляет примерно 8 человек. Поэтому государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развития зарубежных стран.

Важнейшим качеством программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта. В качестве целей программы определены ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности транспортных услуг для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы и повышение комплексной безопасности и устойчивости.

Комплекс мероприятий, предусмотренных программой, делится на три группы: это инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера, а также меры государственного регулирования. Эти мероприятия реализуются в рамках двух федерально-целевых программ, которые сегодня действуют у нас (это "Развитие транспортной системы России" и "Модернизация единой системы организации воздушного движения"), а также комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм, составляющих вместе как раз структуру государственной программы.

Первая группа мероприятий программы - это мероприятия инвестиционного характера. Они практически все реализуются в рамках федеральных целевых программ. На железнодорожном транспорте, как Вы уже отметили, предусматривается строительство более 2,5 тыс. км и сокращение участков, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется до 5%. Приоритетные направления развития железнодорожной структуры - это устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам; строительство железнодорожных линий в районах нового освоения Севера страны, на Дальнем Востоке, Прибайкалье; развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербургского, Уральского); развитие скоростного пассажирского движения; обеспечение безопасности и технологической устойчивости. К 2020 году будет построено и реконструировано более 7 тыс. автомобильных дорог федерального значения, которые будут включать в себя около 1 тыс. дорог - автомагистралей, платных и скоростных дорог. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, которая будет соответствовать нормативам требований по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85%. Сегодня этот показатель находится на уровне 40%. За время реализации программы также будет построено и реконструировано почти 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. И это позволит обеспечить круглогодичной сетью автомобильных дорог порядка 2,5 тыс. сельских населенных пунктов.

В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации будет введено в эксплуатацию, как Вы уже, Дмитрий Анатольевич, отметили, 96 взлетно-посадочных полос. Это почти треть от существующих аэродромов. Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов - внутрироссийских узловых и региональных аэропортов. Будет создана современная система организации воздушного движения, которая почти на 80% позволит увеличить количество обслуживаемых полетов. В части внутренних водных путей мы планируем снять ограничения пропускной способности водного транспорта с участков, протяженность которых сегодня занимает 75%, до 14%, а также на всех участках единой водной системы будет ликвидирован опасный уровень безопасности, в том числе и гидротехнических сооружений. Увеличив более чем в 1,5 раза свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики и создадут резерв для пиковых нагрузок. Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров.

Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм. Это прежде всего содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. На эти цели будет направлено практически 76% бюджетных текущих расходов. Это обеспечение функционирования и развития систем безопасности на транспорте, субсидирование социально значимых перевозок. Ожидается, что за счет этого авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации программы возрастет более чем в 2 раза, а объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте в первую очередь за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах - на 30%. Реализация мероприятий программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе примерно в 1,6-1,7 раза к уровню 2011 года практически по всем видам и отраслями транспорта.

Для решения задач и достижения целей программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг, структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего пригородного железнодорожного сообщения, а также региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей и создание эффективной системы управления государственной собственностью.

Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер. Это заключение долгосрочных контрактов, в том числе контрактов жизненного цикла (такая возможность появилась с этого года), на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры; поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры и формированию государственной тарифной политики в соответствии с объемом бюджетных инвестиций; развитие схем государственно-частного партнерства во всех отраслях и развитие механизмов проектного финансирования с учетом возможностей привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния.

Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели. И мы рассчитываем, что подвижность населения к 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя. Помимо этого повышение доступности - не только пространственной, но и ценовой - транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, на решение жилищных проблем.

Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры и использование принципов логистики, мультимодальных перевозок, рост производительности труда обеспечат снижение транспортных издержек в цене готовой продукции в среднем до 12%, может быть, чуть больше. И мы рассчитываем, что это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного банка по уровню конкурентоспособности.

Важный результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет и рост экспорта транспортных услуг. Мы рассчитываем, что он увеличится примерно в 2 раза, в том числе за счет объема транзитных перевозок, формирования единого пространства от Атлантического до Тихого океана и развития Северного морского пути. К 2020 году объем перевозок будет примерно в 20 раз больше, чем в 2011 году. Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг также возрастет в целом в экономике в 1,3 раза.

Ну и наконец, реализация мероприятий по обеспечению безопасности. Это тоже одно из приоритетных направлений, которое в себя включает повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие единой системы управления воздушным движением. Число происшествий на транспорте в относительных показателях снизится на 30% к уровню прошлого года, и комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог наряду с мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит снизить число погибших в ДТП до 13-14 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году.

Проект программы согласован в установленном порядке с Минэкономразвития, другими участниками и исполнителями программы. В ходе разработки программы проведено ее широкое общественное обсуждение, в том числе с привлечением членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Предложения экспертного сообщества учтены в программе.

В то же время мы планируем продолжение совместной работы в части дополнения государственной программы комплексом мер, которые как раз будут направлены на решение тех вопросов, которые, Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили в своем вступительном слове.

Должен отметить, что имеется ряд неурегулированных вопросов вместе с Минфином России в части финансового обеспечения реализации программы и неравномерности прироста финансирования на отдельных участках ее реализации. В соответствии с установленным регламентом было проведено согласительное совещание, на котором достигнута договоренность о включении в программу положений, предусматривающих возможность применения различных вариантов динамики финансирования программных мероприятий в зависимости от того, как у нас будет складываться экономическая ситуация в рамках периода, когда эта программа будет реализовываться. И в соответствии с Вашим поручением после утверждения мастер-плана проведения чемпионата мира по футболу, актуализации программы развития Московского транспортного узла в нее также, мы рассчитываем, в первом полугодии следующего года будет внесен комплекс мер для реализации этих целей. Также будут учтены положения актуализированной транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, которые мы предполагаем представить Правительству Российской Федерации в I квартале следующего года. Соответствующие предложения предусмотрены в протокольном решении нашего заседания. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Максим Юрьевич, у нас страна очень большая, и денег все равно никаких бюджетных не хватит на развитие транспортной системы. У нас предусматривается использование каких-то новых финансовых инструментов, для того чтобы решить те задачи, которые стоят перед программой?

М.Соколов: Да, Дмитрий Анатольевич, как я и говорил, это в первую очередь использование долгосрочных контрактов жизненного цикла, государственно-частного партнерства. Общий объем привлекаемых внебюджетных источников в рамках государственной программы составляет более 5 трлн рублей. Всего объем программы - 12,5 трлн, из них планируется 7,3 трлн - бюджетного финансирования и чуть меньше 50%, 5 с лишним триллионов, как я уже говорил, - это средства частных инвесторов, привлеченные как раз с использованием всех механизмов.

Д.Медведев: А облигации инфраструктурные будем выпускать, нет?

М.Соколов: Мы должны до конца этого года принять соответствующие изменения в наше законодательство, которые позволят использовать этот инструмент в первую очередь для реализации проекта….

Д.Медведев: Но вы считаете это полезным или нет? Просто хочу понять.

М.Соколов: Необходимым, Дмитрий Анатольевич.

Д.Медведев: Ладно. Спасибо. Присядьте, пожалуйста.

Так, уважаемые коллеги, пожалуйста, выступления, вопросы? Пожалуйста, Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову).

А.Силуанов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Абсолютно правильно Вы заметили, что необходимо больше привлекать внебюджетных ресурсов в отрасль.

Д.Медведев: Я вам пас просто дал.

А.Силуанов: Я подхватил как раз. И действительно наши разногласия (не столь существенные) с Минтрансом в основном по темпам прироста средств, направляемых на программу, и в том числе за счет бюджета. Всего за весь период реализации программы у нас разночтения по возможностям бюджета на 400 млрд рублей. Это небольшие деньги, и они в принципе за этот период, до 2020 года, могут быть получены в первую очередь за счет более активного привлечения внебюджетных ресурсов именно в железнодорожную отрасль. Мы считаем, что РЖД может выпустить дополнительные займы, или могут быть выпущены дополнительные акции РЖД, которые позволяют привлечь ресурсов даже более чем 400 млрд рублей. И именно в этом направлении можно поработать на счет более полного привлечения внебюджетного финансирования. Поэтому абсолютно согласны с тем, что, если в строительстве автомобильных дорог не всегда возможно государственно-частное партнерство, нужно, чтобы были параллельные возможности использования бесплатных дорог (не всегда такое имеется), а в РЖД, где есть тарифы, где есть плата за инфраструктуру, где есть источники для пополнения ресурсов отрасли, вполне можно использовать как облигационные займы, так и допэмиссию акций РЖД для привлечения внебюджетного финансирования. Собственно, мы на этом и договорились дополнительно еще проработать с Министерством транспорта вопросы финансового обеспечения программы. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович. Пожалуйста, кто продолжит? Пожалуйста, Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу).

А.Дворкович: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Антон Германович хорошо принял пас, даже неплохо ударил по воротам, но не попал пока еще, мне кажется. Действительно, возможность для привлечения дополнительного внебюджетного финансирования есть и, конечно …

Д.Медведев: Главное, чтобы он файеры не кидал на поле, а пас принял нормально.

А.Дворкович: Это правда. Возможности для привлечения дополнительного внебюджетного финансирования есть, в том числе и за счет ресурсов пенсионных накоплений, сложившихся в России, а также средств суверенных фондов других государств, которые готовы вкладывать деньги в долгосрочные инфраструктурные проекты при условии наличия софинансирования, но тем не менее ни преуменьшать, ни преувеличивать возможности привлечения заемного финансирования со стороны РЖД нельзя. Есть определенные финансовые индикаторы, которые нужно учитывать, и если пороговые значения долговой нагрузки будут превышены, то это может сказаться на стоимости финансирования и возможности привлечения последующих займов и обслуживании существующих займов. Эти цифры на ближайшие три года просчитаны очень детально. На последующий период возможности для увеличения, повторяю, есть, но это будет зависеть от успеха реализации программы на первом этапе.

Я хотел бы отметить всего два момента. Первый - про неравномерность финансирования. Сегодняшний так называемый бюджетный сценарий предполагает очень медленный рост до 2017 года, очень медленный рост бюджетного финансирования, предельно медленный, почти отсутствие этого роста, если говорить более точно, и потом резкий рост в 2018 году. Конечно, поверить в то, что мы будем скромно финансировать программы в течение пяти лет, а потом вдруг резко увеличим финансирование за один год, невозможно. И тем или иным образом в ближайшие недели нам нужно будет найти сбалансированный сценарий, который все-таки будет вызывать больше доверия и позволит более равномерно загружать транспортный сектор заказами и объемами работ. И вторая тема, которой вообще нет в данный момент в этой программе, этой государственной программе, - это высокоскоростное и скоростное железнодорожное движение.

Д.Медведев: Сообщение.

А.Дворкович: Да, сообщение. Эти проекты сейчас прорабатываются по поручению Президента и по Вашему поручению. Я сегодня только проводил с РЖД встречу на эту тему. Возможности реализации этих проектов есть, схемы финансирования до конца пока не отработаны, и их нужно, так же как и по чемпионату мира по футболу, и по Московскому узлу, в первом полугодии этого года окончательно определить и принять решение, будем мы это делать или нет. Частично эти проекты связаны с чемпионатом мира по футболу, и один, любой один из проектов можно до 2018 года сделать. Все - невозможно, любой один можно сделать, если будет финансирование, если будет приемлемая финансовая модель. Я предлагаю это учесть в решении сегодняшнего заседания. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Аркадий Владимирович. Есть еще соображения? Пожалуйста, Александр Геннадиевич (обращаясь к А.Хлопонину).

А.Хлопонин: У меня, Дмитрий Анатольевич, предложение в рамках проекта протокольного решения в пункт третий: Минтрансу провести согласование с Министерством регионального развития в части поручений, которые были даны по Северному Кавказу. Там развитие авиационного транспортного узла по Дагестану и так далее. Многие вопросы пока что не попали сюда, поэтому просто доработать и согласовать с Министерством регионального развития.

Д.Медведев: Нет возражений. Давайте так и сделаем. Еще какие предложения? Пожалуйста.

И.Слюняев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Мне кажется, чрезвычайно важно, чтобы мероприятия программы и пообъектный перечень были проанализированы в разрезе субъектов Российской Федерации. Мы проводим громадную работу, связанную с территориальным планированием, принятием генеральных планов, и такая региональная составляющая помогает нам обеспечить географическую связанность и транспортную доступность.

Вторая проблема касается того, что мы совершенно не касаемся вопросов формирования внятной тарифной политики. Речь идет о сквозном тарифе на всех видах транспорта. Поскольку Россия, действительно, обладает уникальным транзитным потенциалом, понимания по ценообразованию, по тарифам для всех видов транспорта грузовладельцы и по сей день не имеют. Это одна из причин, которая сдерживает транзитный потенциал России.

Еще одна проблема касается того, что нам очень важно заняться нормативно-техническим регулированием ценообразования в сфере проектирования и строительства, поскольку сложившаяся практика не позволит нам реализовать наши планы, и тенденция такова, что стоимость проектов, самих инженерных проектов и стоимость объектов транспортной инфраструктуры продолжает ежегодно расти.

И последний момент касается того, что, даже уповая на механизмы государственно-частного партнерства, занимаясь поиском и привлечением частных инвестиций, транспортная инфраструктура является сферой ответственности государства. Без существенных капитальных вложений со стороны всех уровней бюджетной системы мы проблему транспортной доступности, расширения транзитного потенциала не решим.

В качестве примера. Программа модернизации транспортной системы говорит о том, что нам необходимо построить порядка 0,5 км километров дорог общего пользования, для того чтобы сформировать ту самую сеть дорог общего пользования. Однако динамика и темпы строительства говорят о том, что с учетом ввода порядка 500 км ежегодно, мы эту задачу решим в течение тысячи лет. Перспективы очень далекие. Спасибо.

Д.Медведев: И безрадостные. Для того чтобы не заканчивать на такой минорной ноте, даю поручение доработать соответствующую программу в те сроки, которые обозначены в проекте протокольного решения, то есть до 10 декабря, и представить мне ее на утверждение. Договорились? Принято.

<…>

Д.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич, если Вы позволите, я Вам передам "Форсайт" (научный журнал), который мы подготовили вместе с научными специалистами и в том числе использовали его как материал для госпрограммы. С ним ознакомились в том числе и эксперты Открытого правительства и так же давали рекомендации по поводу этого материла. Я хотел бы буквально несколько охарактеризовать нашу авиационную промышленность и в целом мировую авиационную промышленность, которая динамично развивается даже на фоне затянувшегося кризиса, и к 2025 году объем продукции этой индустрии должен увеличиться почти в 2 раза. Острая конкуренция заставляет лидеров мировой авиаиндустрии непрерывно совершенствовать все элементы авиационной техники и использовать новейшие технологии, конструкции и материалы. Авиационная промышленность стимулирует развитие смежных отраслей и передовых технологий, создавая значительный мультипликативный эффект.

Важнейшую роль играет авиастроение и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности. В мировом экспорте вооружения доля авиационной техники к 2025 году превысит 70%. На текущий момент мы по-прежнему сохраняем устойчивые позиции в военном сегменте, но слабые в гражданском, за исключением вертолетостроения и некоторых видов авиационных компонентов. С 2005 года началось существенное увеличение бюджетного финансирования авиационной промышленности. Поддержка отрасли в период кризиса позволила сохранить положительную динамику и обеспечить устойчивость предприятий авиационной индустрии. Нам удалось многое сделать. Запущен в серию самолет Sukhoi Superjet - первый гражданский самолет, разработанный в постсоветское время. Проект строился на принципах масштабной международной кооперации с ориентацией на мировой рынок. Впервые в России проектирование велось пол...
Авторские права на данный материал принадлежат «Правительство Российской Федерации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка