О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зигзаг добычи

Под шум антикоррупционных скандалов состоялась продажа "своим людям" титанового монополиста "ВСМПО-Ависмы". На этом примере нам показали, как будут приватизировать лучшие из ранее национализированных активов

На прошлой неделе было объявлено, что менеджеры ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" вместе с Газпромбанком выкупают у "Ростехнологий" 45,42% акций корпорации. Будущие собственники (речь идет о контроле — ранее та же команда управленцев скупила на рынке 4,6% акций) уже зарегистрировали офшор на Кипре — Nordcom Ltd, на который и будут переведены акции.

Покупка дорогая. Пять покупателей, имена которых раньше не фигурировали в списках миллиардеров, а теперь, конечно, будут,— председатель совета директоров "ВСМПО-Ависмы" Михаил Шелков, гендиректор Михаил Воеводин, директор по правовым вопросам Артем Кисличенко, главный бухгалтер Дмитрий Санников и заместитель гендиректора по экономике и финансам Алексей Миндлин, а также примкнувший к ним Газпромбанк — выплатят за контроль над предприятием примерно $965-970 млн. При себе таких денег у группы товарищей, включающей главного бухгалтера, однако, не нашлось, их в виде кредита выдаст им консорциум банков: известно, что в него входит Сбербанк, а входит ли Газпромбанк, неизвестно.

Заранее отвечая на обвинения в том, что действуют госменеджеры по принципу "что охраняем, то и имеем", Михаил Шелков подчеркнул, что покупатели дают за товар хорошую цену: премия к рынку — 16% исходя из стоимости акций на ММВБ за последние три месяца. Но осадок почему-то остался.

Исключительно для нужд авиапрома

Источник "Денег", близкий к "Ростехнологиям", утверждает, что план выкупа акций "ВСМПО-Ависмы" "на доверенных лиц" существовал давно, едва ли не с момента перехода компании под контроль "Ростехнологий". Напомним, как происходил этот переход.

"ВСМПО-Ависма" — одно из немногих в России высокотехнологичных и при этом хорошо структурированных и прибыльных предприятий. В своем секторе это мировой лидер: у российских предприятий спроса на титановый прокат практически нет, основная часть продукции "ВСМПО-Ависмы" поставляется гигантам Boeing и Airbus. Успехом в постсоветский период предприятие обязано главным образом своему бывшему генеральному директору Владиславу Тетюхину и бывшему председателю совета директоров Вячеславу Брешту — эти двое в условиях распада внутренней кооперации сумели сохранить производство, выстроить отношения с зарубежными партнерами, объединить два предприятия (поставщика сырья "Ависму" и производителя конечной продукции ВСМПО). Угрозы им приходилось отбивать постоянно: были попытки корпоративного шантажа со стороны нескольких западных фондов, покушались на сладкий актив и российские промышленные группы. В 2006 году менеджеры-акционеры (им принадлежало 60% акций) находились как раз в состоянии войны с одним из претендентов: структуры Виктора Вексельберга скупили на рынке 13% предприятия. Игра была в разгаре: противники запустили опционный механизм под названием "русская рулетка", раскрутка которого должна была завершиться выкупом акций в пользу либо Вексельберга, либо Тетюхина и Брешта. В тот момент появился глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, сообщивший, что все пакеты акций "стратегически важного для оборонной промышленности предприятия" купит он. Говорят, акционеры повели себя по-разному. Тетюхин согласился сразу и в результате сохранил на какое-то время кресло генерального директора и 4% акций. Брешт же пытался сопротивляться, возникла угроза возбуждения уголовного дела, еще какие-то угрозы — в итоге Брешт все-таки продал акции и уехал в Израиль.

"Возвращение производства титана, без которого немыслимо современное авиастроение, под контроль государства означает утвердительный ответ на вопрос, быть или не быть российской авиационной и космической промышленности. А это уже вопрос национальной безопасности России",— объяснял причины столь жестких действий глава госкорпорации Сергей Чемезов сразу после того, как контроль над предприятием был установлен. Смысла в этих словах было не много: проблемы авиации и космонавтики вовсе не в дефиците титана, но на публику такие заявления действовали хорошо.

Большую часть активов "Ростехнологии" получили при создании: специальным указом президента Медведева им было передано почти 500 госпредприятий. Но еще несколько десятков частных предприятий "Ростехнологии" приобрели по той же схеме, что и "ВСМПО-Ависму". Таким образом были куплены предприятия, входящие в Объединенную двигателестроительную компанию с выручкой около $5 млрд, "Вертолеты России" и еще много всего. Тем не менее "ВСМПО-Ависма" с выручкой около 40 млрд руб., прибылью более 7 млрд руб. и уникальным положением на мировых рынках стала, пожалуй, лучшим активом "Ростехнологий". Аналитики оценивают потенциал капитализации этой компании в $20 млрд. "Премия к рынку 16%" кажется поэтому просто смешной: какой бы ни была цена акций на фондовых рынках (а сегодня она даже ниже, чем в 2006 году), добровольно такой актив ни один собственник в здравом уме не продаст.

Широким бреднем

В разных видах осуществленная национализация прибыльных и во всех отношениях привлекательных предприятий вообще была характерной чертой второй половины нулевых. Бессмертный памятник эпохи — интервью "Коммерсанту" выплывшего из ниоткуда и ушедшего в никуда горе-бизнесмена Олега Шварцмана, который называл себя агентом "бархатной реприватизации", проводимой в том числе в интересах "Рособоронэкспорта", и рассказывал, как он будет "всяких Ходорковских нагибать, наклонять, мучить, выводить на социальную ответственность". Начавшись с покупки "Роснефтью" ЮКОСа в 2004 году, к концу нулевых процесс национализации вошел в полную силу. Основным сборным пунктом активов стали, безусловно, "Ростехнологии", которые сейчас управляют более чем пятьюстами предприятий из нескольких десятков никак не соприкасающихся отраслей. Но вершиной творчества национализаторов следует все же признать трансформацию "Роснефти". До покупки ЮКОСа это был жалкий огрызок советского нефтяного хозяйства, с ЮКОСом компания превратилась в передовика отечественного нефтекомплекса, а после того как компания переварит ТНК-BP, она превратится уже в мирового лидера.

В конце нулевых в экспертном сообществе было модно говорить о том моменте, когда национализацию сменит новая волна приватизации. Поскольку рано или поздно группы влияния, оседлавшие финансовые потоки национализированных предприятий, захотят легализовать свою собственность.

Не исключено, что этот миг как раз и настал. Судить о том, почему именно сейчас, значит совсем уж погружаться в чужую голову или личные обстоятельства. Но степень цинизма, с которой осуществляется продажа "ВСМПО-Ависмы", говорит о том, что это дело только открывает список. Комментируя создание "большой "Роснефти"" путем покупки ТНК-BP, Михаил Ходорковский назвал это событие "легализацией активов, изъятых у ЮКОСа". А легализованные государственные активы легче будет превращать в частные, и так же, как "Роснефть" стала вершиной национализации, она же может стать конечной целью в процессе приватизации.

Если говорить о хронометраже, следует оговориться, что "Ростехнологии" продавали полученные активы и до "ВСМПО-Ависмы". Так, например, иностранным инвесторам были проданы пакеты акций АвтоВАЗа и КамАЗа — в этом активно участвовала компания "Тройка Диалог", которая в союзе со Сбербанком участвует и в реализации схемы по "ВСМПО-Ависме". Но приватизацию автозаводов считать началом той самой волны, пожалуй, нельзя — это совсем не те предприятия, в которых "группы влияния" хотели бы задержаться. Зато на них была обкатана схема, когда "правильная" финансовая структура выступает в качестве фронтмена: в тех двух случаях — Сбербанк, в случае с "ВСМПО-Ависмой" — Газпромбанк. Впрочем, если с АвтоВАЗом продажу пакета Renault можно считать действительно удачей для предприятия, хотя и не для инвестора, то с КамАЗом все не так однозначно. "Ростехнологии" действительно продали 15-процентный пакет акций КамАЗа Daimler AG и ЕБРР, но блокирующий пакет контролирует по-прежнему Сбербанк (ранее — "Тройка Диалог"), а чьи интересы он представляет, неизвестно. Не так давно появилась информация о том, что в составе этого пакета — 5% акций, принадлежащих гендиректору предприятия Коготину. Так что КамАЗом, имеющим меньший оборот, чем АвтоВАЗ, но зато хоть какую-то прибыль, команде Чемезова интересно не только управлять, но и владеть. Планы продажи неких пакетов акций КамАЗа у "Ростехнологий" существуют давно: рассматривались варианты слияния с белорусским МАЗом или увеличения пакета Daimler — возможно, схему, аналогичную продаже "ВСМПО-Ависмы", по ходу реализации этих планов тоже удастся использовать.

Возвращаясь к покупке "ВСМПО-Ависмы", хотелось бы добавить еще вот что. Вполне очевидно, что проворачивать такую сделку в разгар "антикоррупционной кампании" могут только люди, получившие карт-бланш на — будем называть вещи своими именами — легализацию собственности. Можно предположить, что те, против кого ведется антикоррупционная кампания, такого карт-бланша не получили. Жестокой шуткой прозвучало поэтому сообщение о том, что Сердюкова якобы берут в советники Чемезова: первый возглавил когорту отлучаемых от пирога, второй — один из тех, кто его делит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка