О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему погиб российский пассажирский самолет

Осенью 2001 года над Черным морем потерпел катастрофу ТУ-154 авиакомпании "Сибирь". Сегодня, спустя 11 лет в этой истории все еще нет ясности

Осенью 2001 года над Черным морем потерпел катастрофу ТУ-154 авиакомпании "Сибирь". Сегодня, спустя 11 лет в этой истории все еще нет ясности. Не завершено судебное разбирательство, следователи не выявили виновных, две государственные и одна международная комиссии исследовали единственную версию, которую и "доказали". Автор попытался отойти от формальных выводов и впервые за много лет провести независимое расследование причин катастрофы.

Назначены убийцами

Формальная причина катастрофы озвучивалась неоднократно: ТУ-154 сбила украинская ракета, выпущенная зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) С-200 в ходе учений на полигоне Опук в Крыму. Однако ни один человек не был осужден, а Украина, не дожидаясь выводов комиссий и следствия, выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов. Эти деньги не являлись компенсацией и не свидетельствовали о признании вины: выплату назвали гуманитарной помощью. Реплика Кучмы по поводу трагедии облетела весь мир: "Посмотрите на Европу: что, мы первые или последние? Есть трагедии и большего масштаба". Но это следует отнести к мрачным политическим ляпам, а не к покаянию.

При подготовке материала автор общался со многими матерыми пэвэошниками. Только один из них - тогдашний командующий войсками ПВО ВС Украины Владимир Ткачев, общепризнанный авторитет в военных кругах, - согласился открыто ответить на вопросы. Остальные отказывались от комментариев либо консультировали инкогнито. Все безымянные ракетчики уверяли: российский самолет сбила украинская ракета - двух мнений быть не может.

Но большинство не всегда право. Изучив тома официальных документов, проштудировав спецлитературу, я так и не смог восстановить цепь событий. Аргументы, которые легли в основу бытующей теории об украинских растяпах-ракетчиках, при внимательном изучении рушились как карточный домик. Тома документов, составленных и подписанных генералами, державными мужами, многоопытными экспертами убеждали в одном: никто не искал виновных - их "назначили" по горячим следам и в дальнейшем "крепили" эту единственную (а на поверку весьма сомнительную) версию.

Мне пришлось начинать с нуля: изучать принципы работы С-200, встречаться с теми, кто имел отношение к учениям и последующим проверкам, расследованиям, судебным процессам.

Учебная тревога

"Вам сложно представить, насколько ответственными были учения на мысе Опук в 2001 году", - вспоминает экс-командующий войсками ПВО страны генерал-полковник Владимир Ткачев. По результатам тех учений Ткачев подал в отставку вместе с министром обороны Кузьмуком. Генералу нечего возразить. На этих тактических учениях ПВО почти все было впервые в истории украинского войска. Впервые учения проводились одновременно (но не совместно, когда есть общий план учений) с силами Черноморского флота России. Впервые украинские фрегат "Сагайдачный" и корвет "Луцк", а также российский корабль "Пытливый", оснащенные зенитно-ракетными комплексами "Оса", стреляли по беспилотному самолету-разведчику - мишень "Рейс", (по такому же стрелял злополучный ЗРК С-200). На учениях тестировали новую автоматизированную систему управления, на базе которой планировали объединить ВВС и войска ПВО, впервые испытывали новую радиолокационную систему. На тех учениях войска ПВО впервые действовали на местности со сложным географическим рельефом в окружении господствующих высот. Ранее учения проводились на полигоне Минобороны Украины Чауда. На Опук учения перенесли для повышения безопасности - этот полигон на 60 км дальше от курортной Феодосии. Также на "Опук" лучше объективный контроль за действиями подразделений.

Стрельбы выполнялись почти изо всех зенитно-ракетных комплексов, находившихся на вооружении Министерства обороны Украины, - С-200, С-300, С-125, комплексов "Бук", оперативно-тактическими ракетами Р-300, воздушные цели атаковали звенья истребителей Миг-29. Всего использовался 21 вид вооружений. Апогеем был пуск С-200 по беспилотной цели "Рейс".

Всем этим военным великолепием любовались представители семи государств. В наблюдательном пункте с руководителями иностранных делегаций находился командующий ПВО Ткачев. Рядом с ним - командующий российскими ВВС-ПВО генерал Карнуков.

ПВО и политика

У этих учений был сложный политический фон - внутренний и внешний. Еще свежи были воспоминания о трагедии двухлетней давности, когда тактическая ракета "Точка-У" угодила в жилой дом под Киевом, погибли три человека. Тогда, как и в 2001-м, министром обороны был Александр Кузьмук, который упорно не признавал вины подчиненных. Когда тайное стало явным, Кузьмуку удалось удержаться в кресле. Но осадок остался... Масштабные учения ПВО на Опуке призваны были, помимо прочего, обелить запачканный мундир министра.

Очень не свежо смотрелся и костюм президента Кучмы. Минул год с момента убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Фактически к 2001-му Украина вплотную подошла к угрозе международной изоляции. Продолжались оппозиционные выступления "Украина без Кучмы". Это было очень серьезно: никто не мог наверное предсказать, чем все закончится.

По мнению политологов, "Гонгадзегейт" и последовавший за ним "тэйпгейт" заставили украинского лидера, утомившего свой народ, сделать крен от проамериканского вектора в сторону "cтаршего брата". Но Россия не щадила Кучму, ему здорово доставалось на страницах российской прессы, в том числе провластной. В 2001-м зверски убили еще одного журналиста из Донецкой области Игоря Александрова. Кучма снял вице-премьера Тимошенко и вскоре даму поместили в СИЗО. США это здорово не понравилось. А еще больше не понравилось, когда стало известно о поставках украинских танков Македонии, воевавшей с Албанией, находившейся под крылом американцев. И уж совсем не понравилось, когда стало известно о продаже нашей страной Пекину и Тегерану крылатых ракет большой дальности Х-55, способных нести ядерное оружие.

У российского руководства хватало своей головной боли: страну потрясла трагедия "Курска", к ней добавился пожар на Останкинской телевышке и перманентные проблемы Чечни.

К тому же США активно осваивали роль международного жандарма, начав со вторжения в Югославию. Россия попыталась огрызнуться, организовав 11-12 июня 1999 года марш-бросок в косовскую Приштину сводного батальона ВДВ из состава миротворцев в Боснии и Герцеговине. Российские спецназовцы элегантно захватили аэропорт "Слатина". Все это могло послужить началом войны между США и Россией. Но союзники не поддержали желание американского командующего расстрелять российских десантников. Да и сами США еще не отошли от шока 11 сентября. Мир начал жить под знаком террористической угрозы.

Стрельбы комплекса С-200 на российском полигоне в Крыму, помимо прочего, были косвенной демонстрацией силы и решимости россиян. Ведь одна из задач С-200 - борьба с крылатыми ракетами, которые американцы активно использовали в Югославии.

Хроника авиакатастрофы

4 октября 2001 года ТУ-154 авиакомпании "Сибирь" выполнял чартерный рейс "Тель-Авив-Новосибирск". На борту находились 66 пассажиров (51 израильтянин, 27 россиян) и 12 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта Бен-Гурион в 7.58. В 9.39.20 борт вошел в зону ответственности Северо-Кавказского центра АУВД "Стрела" и, согласно указаниям диспетчера, занял высоту 11 100 метров.

В 9.46.10 диспетчер получил информацию экипажа самолета АН-24 "Армянских авиалиний" о взрыве в воздухе и возможном падении лайнера в море. Одновременно с радара пропала отметка рейса авиакомпании "Сибирь". С борта уже валившегося вниз ТУ-154 несколько раз осуществлялись выходы на связь с диспетчером. Лишь первый раз прозвучала неразборчивая фраза, в последующем, очевидно, радист лишь судорожно сжимал рычаг связи.

Командиру АН-24 дали указание спуститься ниже и облететь место падения самолета. Так наземным службам стали известны точные координаты пылающих обломков самолета.

В 10 часов на место падения вылетел первый поисковый вертолет. Всего в спасательно-поисковой операции задействовали 17 судов, два вертолета МИ-8, самолет АН-2 и 578 человек. Как позже констатировали специалисты, спасти кого-либо не представлялось возможным: все, кто остались в живых на ТУ-154 погибли при ударе самолета о воду. Поиски вели в радиусе 30 км от места, указанного экипажем "Армянских авиалиний". В этой районе Черного моря глубина составляет свыше 2 тысяч метров, высокая заиленость дна. Погода была нормальной. Море тралили, исследовали дно эхолотом, собирали плавучие останки с поверхности.

В результате поисков на значительном расстоянии друг от друга обнаружили останки 14 тел, а также 404 фрагмента лайнера, личных вещей и одежды пассажиров. Место нахождения на дне самого самолета с "черными ящиками" выяснить не удалось.

Среди собранных обломков оказалось около четверти всего напольного покрытия самолета, в котором обнаружили 183 отверстия от поражения металлическими шариками. Всего на извлеченных фрагментах насчитали 460 пробоин.

Примечательно, что ни одного фрагмента ракеты не обнаружили. Экс-министр Кузьмук по сей день настаивает: наша ракета не сбивала Ту-154. И возразить ему - с фактами и вещдоками - нечего. Но тогда возникает логичный и непростой вопрос: а кто?

Орудие "холодной" войны

ЗРК С-200 - всепогодное перевозимое средство ПВО дальнего действия. Предназначена для борьбы с различными типами пилотируемых и беспилотных воздушных целей на скоростях до 1200 м/с, на высотах от 300 м до 40 км и дальности до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Время развертывания комплекса - 24 часа.

Имеет систему полуактивного самонаведения: ракета самостоятельно наводится на цель по радиолокационному сигналу, отраженному от цели. Сигнал генерирует радиолокатор ЗРК.

По данным США, в середине 1980-х годов численность группировки С-200 насчитывала около 2030 единиц. Фактически эти ракеты прикрывали все стратегически важные объекты СССР. Значительное количество установок С-200 было размещено на территории стран Варшавского договора и республик СССР (в том числе Грузии), а в начале 90-х приобретены Ираном.

С-200 - самый большой из существующих зенитно-ракетных комплексов, находящихся на вооружении украинских (ранее и российских) сил ПВО. Комплекс создавали для борьбы с воздушными целями, способными подниматься на большие высоты, для их поражения на подлете к госгранице. Отсюда и максимальная дальность, и предельная высота поражения - до 40 км. Сегодня С-200 даже в модифицированном виде устарели, но на момент своего появления в 1967-м они заставили американцев отказаться от барражирования самолетов-шпионов над территорией СССР. ЗРК С-200 называют голиафом "холодной" войны.

Боевая часть ракеты - это 90 кг смеси тротила с гексогеном и 37 тысяч стальных шариков диаметрами 6 мм (16 тыс. массой по 2 г) и 8 мм (21 тыс. массой по 3,5 г). При подлете к цели заряд взрывается и картечь летит в форме конуса с углом 120 градусов. Вероятность поражения цели одной ракетой - около 80%. Как правило, стреляли двумя с вероятностью поражения 98%. С-200 рассчитана также на несение ядерного заряда для поражения группы самолетов противника.

Как МАК мокнул нас в грязь

Уже в день трагедии создали Комиссию Межгосударственного авиационного комитета по расследованию происшествия. МАК - формально независимая структура, созданная странами СНГ для координирования вопросов гражданской авиации, использования воздушного пространства и расследования авиапроисшествий. Эта организация неоднократно подвергалась критике, ее расследования авиакатастроф часто воспринимали неоднозначно, а в 2006 году в России даже вынашивались планы передать функцию расследования происшествий независимой от МАК структуре.

Члены комиссии собрались в Сочи, куда доставили обломки ТУ-154 и останки 14 тел. Через 25 дней комиссия вынесла вердикт.

Эксперты МАК пришли к однозначному выводу: самолет сбит ЗРК С-200 с полигона "Опук". И с этим сложно не согласиться. Версия о теракте на борту самолета не выдерживает критики, хотя украинские военные по сей день ее не исключают. Российская прокуратура, похоже, вначале считала так же, возбудив уголовное дело по статье "теракт".

Сопоставим несколько фактов: стрельба украинской С-200, которая не поразила мишень, и тем не менее ракета бесследно исчезла; металлические шарики, обнаруженные в обшивке самолета и в теле одной из жертв, аналогичные тем, что содержала боевая часть ракеты; множественные отверстия в обшивке пола самолета, характерные для картечи; наконец, пораженные насквозь обе лодыжки одного из обнаруженных тел - есть ли повод для сомнений в причинах гибели самолета? Но можно выдвинуть совершенно абсурдную версию о том, что самолет сбила иная ракета. Однако скрыть это было бы невозможно, ведь за ходом учений следили многие разведки мира. Но нет и убедительных свидетельств того, что ТУ-154 сбила украинская ракета. Аргументы, фигурирующие в заключении МАК и госкомиссий, скорее повод для научной дискуссии, нежели для прокурорских обвинений.

Бывший следователь прокуратуры Украины Валерий Журавель, руководивший расследованием этого дела, вспоминает: "По сведениям Государственного космического агентства Украины, в момент трагедии над территорией Крыма находились спутники США, Франции и России. Мы направили им свои запросы. Ни одна из стран не предоставила свои данные".

Но был человек, который неофициально ознакомился с данными российской космической разведки. Он заявил автору этих строк, что видел на снимках лишь момент работы ракеты в первые секунды после старта: облако от срабатывания разгонного блока и ничего более. Траектории дальнейшего полета ракеты спутник не зафиксировал.

Как ни парадоксально, но выяснение, чья ракета сбила самолет - второстепенная задача. Куда важнее выглядит вывод МАК о том, что "подсветку" ТУ-154 осуществлял радиолокатор украинского ЗРК. Это архиважное заявление, остановимся на нем подробнее.

Дело в том, что в материалах Комиссии МАК нет конкретных доказательств того, что целеуказание давал украинский расчет ЗРК С-200. Но именно с легкой руки МАК украинских ракетчиков признали убийцами. Позже все те же выводы и целые фрагменты текста кочевали по томам заключений российской и украинской правительственных комиссий, которые начали работу после МАКа.

А ведь все без исключения чиновники, занимавшиеся расследованием, безусловно, знали о характерной особенности комплекса С-200. Его ракета имеет пассивную головку самонаведения. То есть сама она не в состоянии искать цель. Для этого требуется "подсветка", то есть луч радиолокатора сначала направляют на летящий объект, информация о котором закладывается в приемный блок ракеты еще до старта. Уже на старте ракета ориентируется на радиосигнал, отраженный от цели. А при исчезновении сигнала головка самонаведения ракеты (ГСН) еще пять секунд сканирует пространство (сначала в узком секторе, затем в широком). Если сигнал обнаружить не удается, ракета продолжает полет вплоть до выработки горючего, а в конце полета замыкаются контакты боевого заряда.

Принудительная ликвидация ракеты не предусмотрена, поскольку С-200 рассчитаны большей частью на поражение целей на подлете к госгранице - на вражеской территории. Промазала - лети дальше к врагу и взорвись подальше от границ отчизны. Очевидно, так рассуждали конструкторы.

Поражение цели этим видом вооружения происходит в тандеме "оператор пуска ракеты - оператор радиолокационной станции целеуказания". И главным в расследовании катастрофы над Черным морем должен быть поиск ответа на вопрос, кто давал целеуказание, кто "подсветил"?

Из практики учений войск ПВО, которую поведали многоопытные ракетчики: при учениях подобного рода все близлежащие ракетные расчеты по возможности учатся "сопровождать" - "подсвечивают", ведь не каждый день выдается возможность потренироваться по реальной воздушной цели, а не в компьютерном классе. На полигоне в тот день была грандиозная концентрация ЗРК разных систем, также Опук находился в зоне досягаемости ракетных частей ЗРК С-200 России и, возможно, Грузии. Крайне маловероятно, чтобы никто из посторонних расчетов не "подсвечивал" цель. И вполне вероятно, что в качестве объекта подсветки выступала не мишень "Рейс", а пассажирский ТУ-154, летящий вне закрытой зоны полигона, но на расстоянии, достижимом для РЛС.

Продолжение читайте в завтрашнем номере "Известий в Украине".

От редакции

Несмотря на то, что с момента катастрофы прошло более 11 лет, военные, чиновники, эксперты и члены следственных комиссий до сих пор отказываются комментировать многочисленные нестыковки в фактах и обстоятельства произошедшего. Учитывая это, мы готовы выслушать все точки зрения, которые помогут пролить свет на трагические события 2001 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия в Украине». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка