О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рост летит чартером

Группа "Аэрофлот" замедлила темпы роста, а в международных перевозках компания уступила лидерство по одному из показателей ближайшему конкуренту - компании "Трансаэро"

Группа "Аэрофлот" замедлила темпы роста, а в международных перевозках компания уступила лидерство по одному из показателей ближайшему конкуренту - компании "Трансаэро". Данные за первый месяц 2013 года свидетельствуют о том, что внутрироссийские перевозки все меньше интересуют крупных авиаперевозчиков, зарабатывать они предпочитают на международных чартерах.

Группа "Аэрофлот - российские авиалинии" по итогам января 2013 года замедлила темпы роста, а три дочерних компании, консолидированные "Аэрофлотом" в конце 2011 года, стали перевозить меньше пассажиров, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Росавиации и Транспортной клиринговой палаты.

В первой пятерке российских авиаперевозчиков по международным и внутренним перевозкам в целом лидером роста оказалась компания "Сибирь" (+27,8% к январю 2012 года по пассажирам и +22% по пассажирообороту). За ней следует компания "Трансаэро", показавшая рост количества пассажиров более чем на 25% и 21,5% по пассажирообороту. "Уральские авиалинии" выросли на 23,8% и 22,5% соответственно; "Аэрофлот" - на 19,1% и 21,8%. Замыкает эту пятерку "ЮТэйр": количество перевезенных пассажиров у компании увеличилось менее чем на 5%.

Год назад картина была противоположной: "ЮТэйр" и "Аэрофлот" лидировали по росту, а "Россия", только что вошедшая в тот момент в группу "Аэрофлот", входила в топ-5 и показывала рост, аналогичный росту самого "Аэрофлота", - тогда это было 28%.

По итогам за весь 2012 год "Россия" все еще входит в пятерку лидеров, но перевозчик в течение года замедлялся и дал итогом плюс 19% по перевезенным пассажирам, в то время как сосед по рейтингу компания "Уральские авиалинии" продемонстрировала 40-процентный годовой рост. По статистике за январь 2013 года, "Россия" и вовсе начала сокращать количество перевезенных пассажиров (минус почти 7% в сравнении с январем 2012 года), а рост пассажирооборота остался незначительным - 2,3%.

У двух других "дочек" "Аэрофлота" - компаний "Сахалинские авиатрассы" и "Донавиа" - также фиксируется снижение числа пассажиров. Но для первого перевозчика это уже норма: "Сахалинские авиатрассы" показывали отрицательные результаты и по итогам 2012 года (сокращение на 11% перевезенных пассажиров), а в январе сокращение составило 0,3% по пассажирам и 1,9% по пассажирообороту. "Донавиа" закрыла 2012 год с ростом, но в январе сдала позиции: падение на 8% и 13% соответственно. У "Владивосток Авиа" прирост по перевезенным в январе пассажирам (на 1,5%), но падение по пассажирообороту (на 17,7%).

Единственной "дочкой" "Аэрофлота", стремительно улучшающей показатели, стала компания "Оренбургские авиалинии" (Oren Air): в январе она прибавила почти 60% по числу перевезенных пассажиров и почти 80% по пассажирообороту. С вхождением в группу "Аэрофлот" Oren Air была сориентирована на чартерные международные перевозки, а, как показал высокий январский сезон, наибольший рост российским перевозчикам продолжают давать именно международные линии.

В январе российские компании перевезли за границу на четверть пассажиров больше, чем год назад, - в общей сложности более 2,88 млн человек. На внутренних линиях рост минимален - около 9%, это примерно 2,4 млн пассажиров. Занятость кресел на международных линиях растет (с 77,5% в январе 2012 года до 79,9% в январе этого года), а на внутренних линиях падает (с 68,3% до 66,6%).

В сегменте международных перевозок "Аэрофлот" уступил лидерство компании "Трансаэро": пассажирооборот "Трансаэро" превысил 3,106 млрд пассажирокилометров, в то время как у "Аэрофлота" этот показатель чуть выше 3,033 млрд. Но по количеству перевезенных пассажиров "Аэрофлот" остался лидером в этом сегменте (863,1 тыс. человек). "Трансаэро" перевезла почти 611 тыс. человек, но эффективность перевозок у частной компании оказалась выше: процент занятости кресел у "Трансаэро" один из самых высоких в этом сегменте - 87,5% (выше только у "Саратовских авиалиний" - 92,7%, но они не входят в топ-5).

"ЮТэйр" растет на международных линиях (почти +39% по пассажирам с занятостью кресел 82,3%) и сокращается на внутренних (минус почти 7%, занятость кресел - 61,9%). "Россия" сократила количество перевезенных за январь пассажиров почти на 15%. Авиакомпания "Якутия" сократила внутренние перевозки более чем на четверть, а международные увеличила более чем на 40%.

Деньги авиакомпаниям продолжают приносить прежде всего туристические направления, а значит, чартеры - отсюда высокая загрузка кресел у "Трансаэро", стремительный рост у Oren Air и скромные или отрицательные результаты у перевозчиков, работающих на регулярных линиях внутри России, поясняет замгендиректора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский.

По его мнению, эта тенденция - результат стимулирования потребительского спроса в стране, который в том числе влияет и на развитие международного туризма. "Это не исключительно авиационный тренд: если у человека есть деньги на полет, то полетит он на отдых не в Саранск или Анапу, а куда-нибудь в Европу или Азию", - поясняет аналитик. Авиакомпании, работающие на внутреннем рынке, преимуществами потребительского бума пользуются в значительно меньшей мере.

"В 2012 году мы росли в два раза быстрее рынка за счет серьезного роста провозных емкостей по сравнению с 2011 годом, - поясняют статистику в "ЮТэйр". - Парк авиакомпании в январе 2013 года не увеличился, емкость осталась той же. Сейчас мы растем, прежде всего за счет количества рейсов и правильной работы с маршрутной сетью и загрузкой". Усиление роста в "ЮТэйр" будет и во второй половине этого года, когда компания получит первые четыре самолета А321, а следующий серьезный рывок можно ожидать в 2014 году, когда емкость снова начнет активно расти за счет поступления новых больших воздушных судов, говорят в компании.

В "Аэрофлоте" оперативно прокомментировать январскую статистику не смогли.

Тенденция превалирования роста международных пассажирских перевозок существует уже не один год и в 2012 году сохранялась, свидетельствуют данные Росавиации. Ведомство подготовило к рассмотрению на межведомственной комиссии по допуску перевозчиков к международным маршрутам около 1800 заявлений российских авиакомпаний. И, как показывают данные за январь, аналогичная ситуация, скорее всего, сохранится и в этом году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка