ВИАМ
24 мая 2013, 08:28
Конференция в ВИАМ
6 июня 2013 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте (ВИАМ) состоится конференция "Теплозвукоизоляционные и текстильные материалы авиационного назначения"
Она пройдет в целях обмена опытом и ознакомления с ведущими научными разработками специалистов отрасли. Конференция приурочена к 100-летнему юбилею известного ученого в области создания теплоизоляционных материалов авиационного назначения, кандидата технических наук Виктора Григорьевича Набатова.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ НАБАТОВ
(1913 - 2009 гг.)
Виктор Григорьевич Набатов родился 5 октября 1913 года в селе Косяково Воскресенского района Московской области. Работал в ВИАМ с 1941 по 2008 гг. За время работы прошел путь от старшего техника до начальника лаборатории. Закончил текстильный институт (1945 г.), кандидат технических наук (1955 г.), старший научный сотрудник (1962 г.).
При его участии были разработаны практически все теплоизоляционные материалы (более 20 типов), применяемые в настоящее время в авиационной и космической технике.
Первые теплоизоляционные материалы (ТИМ) в 40-50 гг. были созданы на основе натуральных волокон - хлопка и шерсти. Эти материалы были рекомендованы и внедрены на самолетах Ил-2, Ил-14, Ту-4. При высоких теплоизоляционных свойствах их недостатками являлись горючесть и высокое влагопоглощение.
Большим достижением в 1955 году стала разработка под руководством В.Г. Набатова теплозвукоизоляционных материалов ВТ-4 и ВТ-4С на основе малогорючего капронового волокна. Впервые эти материалы были применены на самолете Ту-104 и длительное время использовались для теплозвукоизоляции салонов самолетов различных типов.
В последующие годы В.Г. Набатов сосредоточился на создании ТИМ на основе стекловолокон.
В 59-60 гг. по техническому заданию ВИАМ при непосредственном участии В.Г. Набатова была разработана и смонтирована на базе ВНИИ стекловолокна уникальная технологическая линия получения супертонкого стекловолокна диаметром не более 2,5 мкм с последующим формованием на его основе материалов в виде стекломата. Удалось осуществить непрерывный процесс - от расплавления стеклянных шариков до осаждения волокна на барабане в виде стекломата со связующим.
По разработанной технологии под руководством В.Г. Набатова был создан самый легкий (10 кг/м3) материал АТМ-1, который устанавливался в качестве теплозвукоизоляции салона и кабин на всех типах пассажирских самолетов. Единственным недостатком материала было большое водопоглощение при перепадах температур ±60°С.
Но и эта проблема была решена. Под руководством В.Г. Набатова был создан гидрофобный материал, водопоглощение которого уменьшилось в 20 раз. Этот материал был применен в конструкциях самолетов типов "Ил", "Ту", "МиГ".
Характерно, что когда встал вопрос о замене этого материала в связи с прекращением его выпуска предприятиями-производителями, то равного ему по показателям низкой плотности и влагопоглощению в ассортименте теплозвукоизоляционных материалов (ТЗИМ) не оказалось.
За свою более чем полувековую работу в ВИАМ под научным руководством В.Г. Набатова созданы и внедрены высокотемпературные ТИМ, начиная от 300-450°С на основе стекловолокна (АТМ-3, АТМ-6, АТМ-8, АТМ-9) до 700-1200°С на основе базальтовых и кремнеземных волокон (АТМ-10, АТМ-11). Разработан прессованный материал с предельно низким коэффициентом теплопроводности - (0,025-0,03) вт/мград.
Особые заслуги принадлежат В.Г. Набатову при создании космического корабля "Буран". Под его руководством и при непосредственном участии разработаны теплоизоляционные материалы АТМ-15, АТМ-16, АТМ-19, шнуровые уплотнители марок ШТКв, высоковорсовые и низковорсовые уплотнения.
Материал АТМ-15 был использован в качестве демпфирующего гибкого материала, устанавливаемого между основным теплозащитным материалом ТЗМК (жесткой плиткой) и металлической поверхностью корпуса корабля с целью предотвращения растрескивания жесткой керамической плитки при резком перепаде температур.
В.Г. Набатов являлся основным разработчиком иглопробивного нетканого материала АТМ-15 на основе термостойких синтетических волокон с плотностью 0,15‒0,2 г/см3 и термостойкостью 300°С и материала АТМ-19 с рабочим диапазоном температур от - 130 до +430°С для теплозащиты взамен трудоемкой при изготовлении и дорогостоящей керамической плитки на участках крыла и боковых поверхностей фюзеляжа с температурой разогрева до 400°С.
Особо творческий подход проявлен В.Г. Набатовым при создании термических уплотнений - ворсовых изделий и плетеных шнуров, предназначенных для защиты створок шасси и люков от проникновения горячего газового потока внутрь конструкции. Разработаны два типа ворсовых уплотнений - высоковорсное (ВВУ) и низковорсное (НВУ).
Плетеные шнуры разработаны на основе кварцевых волокон (сердцевина с оплеткой нитями) диаметром 10 и 20 мм под марками ШТКв-10 и ШТКв-20. Рабочая температура этих шнуров до 1000°С. Для особо высокотемпературных конструкций разработан шнур ШТКК на основе волокон карбида кремния с рабочей температурой 1600°С.
Созданные под руководством В.Г. Набатова материалы АТМ-15, АТМ-19, ВВУ, НВУ, ШТКв, ШТКв-М, ШТКК выдержали предполетные испытания и были установлены на штатном изделии "Буран".
После успешного полета был проведен экспертный осмотр этих материалов и сделано заключение об их удовлетворительном состоянии, что свидетельствует о высочайшем профессионализме В.Г. Набатова.
В.Г. Набатов награжден орденом "Знак Почета", медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд", знаком "Почетный авиастроитель", Почетной грамотой Российского авиационно-космического агентства, золотой медалью "100 лет Н.М. Склярову"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 17, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и городами Дальневосточного федерального округа
Апрель 17, 2024
В США появилась первая в мире чартерная авиакомпания для собак "Лай Эйр"