О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы намерены отвоевать половину внутреннего рынка"

О том, как идет разработка МС-21, на кого рассчитан этот лайнер и какие у него могут быть конкурентные преимущества перед западными аналогами, рассказал вице-президент по маркетингу и продажам корпорации "Иркут" Кирилл Будаев

Новый российский магистральный лайнер МС-21 должен быть на 10-12% экономичнее ремоторизированных А320 NEO и Boeing 737 MAX, что позволит ему потеснить иностранных конкурентов в парках отечественных авиакомпаний

Новый российский самолет МС-21 должен появиться на мировом рынке в очень удачное для нас время - в 2017 году. То есть как минимум на год раньше большинства своих иностранных аналогов - американского Boeing 737 MAX, A320 NEO, канадского Bombardier CS-300 и китайского С919. Последние два проекта сейчас испытывают некоторые технические или организационные трудности, что уже привело к переносу сроков их первого полета, в то время как создание МС-21 пока что строго следует графику. О том, как идет разработка МС-21, на кого рассчитан этот лайнер и какие у него могут быть конкурентные преимущества перед западными аналогами, в интервью "Эксперту" рассказал вице-президент по маркетингу и продажам корпорации "Иркут" Кирилл Будаев.

- На какой стадии сейчас работа над МС-21?

- Корпорация "Иркут" достигла значимой вехи - начато производство деталей для первых самолетов. В авиации это называется "первая резка металла". Мы приступили к изготовлению четырех самолетов для летных и статических испытаний. Параллельно готовим МС-21 к сертификации в соответствии со стандартами EASA и АР МАК. Первый полет запланирован на вторую половину 2015 года. Первая коммерческая поставка намечена на конец 2017 года.

- Недавно "Иркут" передал на испытания в ЦАГИ отсек фюзеляжа МС-21. Первые результаты уже есть?

- У нас две испытательные базы: основная - ЦАГИ и "Авиатест" в Прибалтике. В России мы испытываем фюзеляж, а на мощностях "Авиатеста" - хвостовую часть самолета. В Прибалтике работа началась раньше, там уже пройдено достаточно много циклов. И могу сказать, что результаты хорошие. А в ЦАГИ испытания еще не завершены, поэтому говорить об итогах пока рано. Но ничего экстраординарного мы не ожидаем.

- Как вы оцениваете рынок сбыта для МС-21?

- Практически все производители едины во мнении, что до 2030 года в мире будет выпущено примерно 15-17 тысяч магистральных узкофюзеляжных самолетов. Из них 600-650 будут востребованы в России. Часть из них пойдет на замену выбывающих из эксплуатации лайнеров, а другая часть - для удовлетворения растущего пассажиропотока.

Мы рассчитываем выпустить примерно 1080 самолетов до 2035 года. Порядка 300-350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650-700 самолетов - на внешнем.

Таким образом, МС-21 должен отвоевать примерно половину российского рынка новых магистральных самолетов. Сейчас он все больше заполняется воздушными судами Boeing и Airbus. Причем если еще десять лет назад российские авиакомпании закупали подержанные западные самолеты, то сейчас они укрепили свое финансовое положение и могут позволить себе приобретать более дорогие новые машины. Но мы уверены, что сможем предложить рынку конкурентоспособный продукт и потеснить западную технику.

- В рамках проекта МС-21 должно быть создано целое семейство новых лайнеров. На какую модель вы делаете главную ставку?

- У нас две основные модели - МС-21-200 (на 135-176 пассажиров) и МС-21-300 (170-211 пассажиров). А в перспективе к ним может добавиться и более вместительная модель МС-21-400.

Первым делом мы будем выпускать "трехсотку", потому что на нее самый большой спрос. Это будет самолет с наиболее востребованной провозной емкостью на рынке в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Логика здесь следующая. Сейчас самые популярные самолеты в нашем сегменте - Airbus А320 и Boeing 737-800. Но многие авиакомпании утверждают, что провозной емкости этих лайнеров им уже мало. Именно поэтому в последнее время они стали закупать более вместительные воздушные суда - Airbus A321 и Boeing 737-900.

В реальности же пик этого спроса приходится на емкость, которая лежит в диапазоне между Boeing 737-800 и Boeing 737-900 или Airbus А320 и Airbus А321. То есть как раз на нашу "трехсотку". У нее будет на 10-15 кресел больше, чем у конкурирующих моделей. И это довольно много, так как каждое кресло приносит авиакомпании примерно миллион долларов выручки в течение жизненного цикла самолета. Именно поэтому мы боремся за емкость - устанавливаем сверхлегкие кресла, снижаем вес.

Не постесняюсь сказать, но реакция на МС-21 в авиационном мире для нас обнадеживающая, потому что МС-21 должен поступить на рынок в очень удачный период времени и в правильной размерности.

Надо понимать, что А320 NEO и Boeing 737 MAX - это модернизация существующих моделей с установкой новых двигателей и с местными улучшениями аэродинамики. Принципиально новые американские и европейские самолеты, по нашим оценкам, могут появиться где-то в конце 2020-х годов. Но авиакомпаниям нужна новая машина гораздо раньше - им требуется эффективный инструмент для сокращения расходов и зарабатывания прибыли. Кстати, сегодня конкуренция на рынке между ведущими производителями во многом переместилась в сторону маркетинга и сервиса.

- Но помимо Boeing и Airbus есть еще Bombardier. В этом году их новый лайнер C-Series должен совершить свой первый полет. Разве эта модель не прямой конкурент МС-21?

- Действительно, C-Series и МС-21 - самолеты нового поколения. Но емкость C-Series - 135-160 кресел, меньше, чем у МС-21. А это уже немного другая ниша.

- А какими конкурентными преимуществами обладает МС-21 перед аналогами помимо удачно рассчитанной вместимости?

- Мы подошли к самому главному: самолет для авиакомпании - это финансовая модель, и во многом переговоры с перевозчиками идут вокруг денег. Новый самолет должен, с одной стороны, увеличить выручку, а с другой - сократить расходы.

МС-21 - очень экономичный самолет. В пересчете на одно кресло он позволит авиакомпаниям снизить затраты на 7-8 процентов по сравнению с моделями NEO и MAX.

Экономия расходов в сочетании с дополнительной прибылью от перевозки пассажиров может принести авиакомпании дополнительную ежегодную прибыль около 4 миллионов долларов с каждого лайнера. Фактически это означает, что через десять-двенадцать лет эксплуатации компания вернет свои стартовые вложения и дальше будет летать на этом самолете, по сути, бесплатно.

- За счет чего такая экономия?

- Есть три основных параметра, которые на это влияют. Во-первых, аэродинамика, во-вторых - новый двигатель, в-третьих - вес. Все вместе они дают сокращение расхода топлива примерно на 10-12% по сравнению с ремоторизированными самолетами, которые выйдут на рынок почти одновременно с МС-21.

Дело в том, что, когда вы создали самолет, он остается на период всего жизненного цикла в первоначальной конструкции. Если вы проектировали его в 1960-1980-х, то вы всю конструкцию рассчитывали под то количество топлива, которое потреблял в то время самолет. Конечно, поставив новые силовые установки и сделав тюнинг в аэродинамике, вы добьетесь улучшения характеристик. Если же вы делаете лайнер с чистого листа, то в любом случае будете использовать самые передовые технологии, применять современные материалы и системы, что в конечном итоге резко сократит его вес и существенно повысит эффективность. В нашем случае экономия топлива в сравнении с существующими моделями составит порядка 24 процентов.

Ясно также, что потенциал сокращения расходов авиакомпаний не бесконечен, есть некий предельный уровень. Многие уже к нему подошли. Что нужно делать, чтобы дальше зарабатывать? Очевидно, увеличивать доходы и использовать внутреннее пространство для заработка. У многих перевозчиков появился девиз "Зарабатывать с каждого кубического дюйма".

Именно поэтому авиакомпании оценили наш широкий фюзеляж. Возьмите современный широкофюзеляжный самолет и поделите ширину его фюзеляжа на количество кресел в ряду. А потом проделайте то же упражнение с МС-21. И вы увидите, что личного пространства в нашем самолете в пересчете на одного пассажира на 20 процентов больше. А личное пространство во многих случаях - определяющий фактор и для обеспечения комфорта людей, и для дополнительного заработка авиакомпании. Например, можно расширить проход между креслами. Вот такое простое, казалось бы, решение позволит ускорить выгрузку и посадку пассажиров, сократить оборотное время самолета в аэропорту. А это именно то, что нужно лоукост-перевозчикам.

- Ну хорошо, а по цене МС-21 будет дешевле конкурентов?

- Если вы посчитаете расходы, которые генерирует самолет на всем жизненном цикле, то в общей сложности на его цену приходится небольшая доля - порядка 10-12%. То есть сама по себе цена не является определяющим фактором при покупке. Самое главное - это доходы и расходы.

Если говорить о МС-21, то демпингом мы не занимаемся. Самолет нового поколения не может стоить дешево. Но при этом наши цены ниже, чем у Boeing и Airbus. По каталогу MAX и NEO стоят примерно 100-110 миллионов долларов. У нас каталожные цены от 73 до 82 миллионов.

- Многие ли авиакомпании проявили интерес к вашему самолету? Сколько у вас уже есть твердых заказов?

- По нашему мнению, всего в мире около 400 компаний, которые могли бы заинтересоваться таким самолетом. Мы провели переговоры уже со 180. Более 40 компании заверили нас, что они потенциально заинтересованы в приобретении МС-21: постоянно наблюдают за ходом работ, достижениями, стали подписчиками наших ежеквартальных бюллетеней и так далее.

Рынок, особенно в развитых странах, имеет определенный накопившийся скепсис относительно российского продукта и сервиса. Конечно, мы его чувствуем. Но барьер можно преодолеть правильным выстраиванием маркетинговой концепции и построением международной партнерской сети по обслуживанию самолета. Шаги в этом направлении уже сделаны, подписаны первые соглашения.

Сегодня у нас 135 твердых заказов. Еще по 30 машинам мы уже получили авансы от "ВЭБ-лизинга". Кроме того, у нас есть 91 мягкий заказ. То есть всего получается 256. В ближайшее время мы планируем объявить о новых твердых заказах.

- А сколько необходимо потратить на всю программу создания МС-21 и его запуск в серию?

- Стоимость реализации нашей программы - 5,5 миллиарда долларов. Из них 2,75 миллиарда дает государство, 1,3 миллиарда - коммерческие кредиты и еще 1,45 миллиарда - собственные средства "Иркута" и участников кооперации. Замечу, что на Западе создание такого самолета, как МС-21, обошлось бы на 40 процентов дороже, то есть примерно в 7-8 миллиардов долларов.

- И когда, по вашим расчетам, должен окупиться проект?

- Мы считаем, что где-то на трехсотом самолете он окупится. Это зависит от нашей работы, от ситуации, которая будет складываться на рынке. Но пока прогнозы такие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка