О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шесть заводов под одним крылом

24 декабря 2013 года Ту-154 главкома ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева поднялся с подмосковного аэродрома Чкаловский и взял курс на восток

24 декабря 2013 года Ту-154 главкома ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева поднялся с подмосковного аэродрома Чкаловский и взял курс на восток. Вместе с нынешним главкомом отправился директор Дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) - предыдущий главком ВВС Владимир Михайлов, тоже Герой России. И группа товарищей из Минобороны РФ, ВВС и ОАК, поскольку предполагалось посещение авиазаводов и приемка самолетов по гособоронзаказу. Кроме них, на борт пригласили пять журналистов, в том числе автора этих строк.

Ожидалось, что за три дня команда главкома ВВС побывает на паре-тройке авиазаводов. Однако результат превзошел все ожидания - 13 взлетов и посадок. Окончательно маршрут выглядит так: Москва (Чкаловский) - Новосибирск - авиабаза Домна (Чита) - Владивосток (Гневичи) - Арсеньев - авиабаза Воздвиженка - Владивосток - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Улан-Удэ - Иркутск - Новосибирск - Ульяновск - Москва (Чкаловский).

"Аллигаторы" летают высоко

В час дня, расставшись с сопливой московской зимой, Ту-154 взял курс навстречу солнцу - оно над облаками есть! А уже буквально через пару часов самолет врезался в ночную темноту, пересыпанную яркими звездами. Дозаправка в Новосибирске (за бортом минус 20) и перелет на авиабазу Домна (минус 29) в Читинской области, где главком встретился с летным составом, выяснил, как осваивается новая техника. Следующая посадка во Владивостоке.

Это в Москве было едва за полночь, а здесь уже ждали рассвета. Начинался он довольно рано, уже в 9 часов. К этому времени все расселись в два новых вертолета Ми-8АМТШ. Машина отличается от предыдущих моделей наличием рампы, позволяющей загружать и перевозить колесную технику. Причем рампа отделена от салона занавесом из серебристых одеял, чтобы меньше холода внутрь шло. И еще одна приятная мелочь - отопление. Только взлетели, из специальных отверстий на уровне поясницы сидящих вдоль бортов людей подул теплый воздух. Через четверть часа стало по-настоящему тепло. Кто летал зимой на старых вертолетах, тот оценит особо такой комфорт.

Приземляемся на заводском аэродроме предприятия ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" имени Сазыкина" в городе Арсеньев. Территория летно-испытательной станции ААК "Прогресс". В цехе стоят готовые 12 вертолетов Ка-52 "Аллигатор" со снятыми лопастями, чтобы удобнее было загружать в контейнер и транспортировать. Здесь состоялась торжественная передача их заказчику. Помимо главкома ВВС Виктора Бондарева присутствовали генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев и управляющий директор ААК "Прогресс" Юрий Денисенко.

Вертолет только минувшим летом представили мировому сообществу на авиасалоне в Ле Бурже. Хотя уже в 2011 году в ВВС России были поставлены 12 Ка-52, а общее количество построенных машин этого типа составило уже 65 единиц. 20 из них находится на авиабазе Черниговка (Приморский край), 16 переданы 393-й Севастопольской авиабазе (Кореновск, Краснодарский край), 8 - в Торжке. К сожалению, 2 машины потеряны.

В 2013 году ААК "Прогресс" завершил выполнение контракта с Минобороны РФ, подписанного в 2009 году. И началось выполнение следующего долгосрочного контракта на поставку 143 Ка-52 общей стоимостью порядка 120 млрд руб.

Главком ВВС России Виктор Бондарев заявил на церемонии приемки: "Мы сегодня в цехах видели машины из заделов 2014 года. Холдинг "Вертолеты России" и завод дают нам обещание, что в следующем году мы будем ритмично, поквартально получать вертолеты. Не в конце года, а начиная с марта пойдут первые шесть вертолетов, а затем поквартально - по три-четыре машины. Летчики начнут их осваивать с марта".

Генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев заявил: "Передача Министерству обороны Российской Федерации крупной партии боевых вертолетов нового поколения Ка-52 "Аллигатор" имеет большое значение для нас. Министерство обороны России является крупнейшим заказчиком продукции холдинга, и в работе с ним мы во главу угла ставим своевременность поставок и качество уникальной вертолетной техники, которая призвана повысить обороноспособность нашей страны".

В соседнем цехе идет сборка опытного образца нового многоцелевого вертолета Ка-62. Впервые в истории отечественного вертолетостроения проект реализуется в тесной кооперации с ведущими российскими и зарубежными компаниями. "Стеклянную кабину" Ка-62 разработала российская компания "Транзас", она же поставит навигационный комплекс с поддержкой систем GPS и ГЛОНАСС. Зарубежные двигатели уже доставлены в Россию, прошли испытания и подтвердили заявленные характеристики. Опытный экземпляр Ка-62 в 2014 году поступит на испытания. Машина предназначена для перевозки 12-15 пассажиров и груза.

По этому случаю Виктор Бондарев заметил: "Военно-воздушные силы РФ заинтересованы в получении нового вертолета Ка-62 разработки фирмы "Камов". Вертолет, думаю, получится хороший, и ВВС с удовольствием его будут брать".

Обратный полет над заснеженными сопками Приморья ознаменовался краткой посадкой на аэродроме Воздвиженка. Здесь находится авиаремонтный завод Минобороны РФ, но главком туда не поехал. Оно и понятно, ведь все эти предприятия решено передать в ведение ОАК. Главком ВВС так высказался по этому поводу: "Решением министра обороны авиаремонтная промышленность переходит в ведение холдинга. Считаю, что это абсолютно правильно, потому что у них запасные части, они могут значительно быстрее решать все вопросы по восстановлению самолетов, по покупным изделиям, которые уже на пределе выходят".

Во Владивостоке прямо из вертолетов перешли в самолет главкома и немедленно взлетели. Пилотирование Ту-154 военным экипажем разительно отличается от пилотирования гражданского. Только вырулили на взлетно-посадочную полосу, начали разгон и уже взлетаем, задрав нос резко вверх. Смотрели по часам: 15-20 секунд от начала разбега. Посадки столь же стремительны: резко вниз, выход на ВПП, какие-то секунды, и вот уже чувствуется дрожь от стыков бетонных плит. И никакого удара или толчка в момент касания. Одно слово - асы.

Самый крутой истребитель

Краткая остановка в Хабаровске и перелет в Комсомольск-на-Амуре. Разгар дня, а наши биологические часы показывают конец московской ночи. Самолет выкатывает на взлет, закрываю глаза, открываю - катимся по полосе. Мы что, еще не взлетали? Но изменившийся пейзаж за окном говорит: только что сели.

Филиал ОАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" - крупнейшее авиастроительное предприятие России по производству боевых самолетов. На стапелях стоят Су-35 - многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Говорит главком ВВС Виктор Бондарев: "Самолет очень серьезный по программе 4 ++, по программе сверхманевренности. Всего Су-35 закуплено 48 самолетов, в этом году 12, в следующем 12 и потом 14 бортов. 10 уже имеются".

Директор Дирекции военных программ ОАК Владимир Михайлов: "Мы этому только радуемся - росту оборонзаказа. Вы знаете о росте промышленного производства в стране, так вот по ОАК он составляет 25%. Это говорит о многом, то есть перед нами задание, которое мы обязаны выполнять. Что касается этого предприятия, я с ним знаком с 2002 года, когда стал главкомом. Приехал, мы тогда делали модернизацию Су-27СМ, потом Су-27СМ2, Су-27СМ3. И перед ПАК ФА мы должны были сделать этот Су-35, на нем мы многие моменты отрабатываем, которые будут использованы в самолете пятого поколения".

Естественно, журналисты не обошли вниманием и ПАК ФА (Т-50). На вопрос о дальнейших перспективах самолета пятого поколения Виктор Бондарев ответил: "Промышленность выпустила 5 машин, и они проходят испытания. С марта один будет передан в 929-й Государственный летно-испытательный центр для дальнейших испытаний. Думаю, этот самолет подтвердит свои характеристики. Пока матчасть работает надежно, без задержек. С 2016 года должен поступить в войска. Так запланировано, и нет пока оснований для беспокойства, чтобы эта программа не была выполнена".

Улан-Удэ - столица вертолетостроения

Летим на запад, пытаемся догнать уходящий день, но не поспеваем. В Улан-Удэ уже сумерки. На Улан-Удэнском авиастроительном заводе готовых вертолетов нет, только находящиеся в процессе сборки. Главком ВВС разъясняет: "Здесь идут поставки для Минобороны вертолетов Ми-17АМТШ. В этом году ВВС получили 53 вертолета с этого завода. Не только этого года, но и в счет 2014 и 2015 годов. Прошла опережающая поставка. И, как видите, здесь нет ни одного вертолета для сдачи. Сдача давно завершена, и ВВС эти вертолеты давно эксплуатируют. В счет следующего года готовится этот вертолет и еще несколько. В следующем году мы будем брать 40 вертолетов, и у меня не возникает сомнений, что эти вертолеты будут поставлены своевременно. Вы понимаете, что сделать 53 вертолета за один год - это огромные мощности, правильная организация труда, это прекрасные специалисты, хорошие исполнители работ. Руководители думают о производстве, заботятся, готовят рабочие руки, готовят смену. Поэтому, я думаю, у них все получится. С этим заводом мы работаем давно и плотно, и будем продолжать".

Говорит первый заместитель управляющего директора ОАО УУАЗ Вячеслав Козлов: "У нас была задача выполнить трехлетку в один год, с этим мы справились. Общий объем по долгосрочному оборонному заказу составляет 132 вертолета на период 2012-2020 годы. Второй долгосрочный государственный заказ на поставку модернизированных вертолетов МИ-8АМТШ на 2014 год - 40 изделий".

Журналисты интересуются: не помешает ли выполнению гособоронзаказа экспортный заказ Перу?

"Наоборот, это поможет. Нам необходим общий объем загрузки на уровне не менее 100 вертолетов, чтобы обеспечивать комплексную экономику процесса, поэтому на авиационном заводе мы производим как гражданскую, так и военную технику. Сомнений быть не может: мы вовремя поставим технику как для нужд Минобороны, так и для всех сторонних заказчиков.

Можно добавить, что вертолеты, поставляемые за рубеж, определенным образом способствуют развитию авиационной техники и для российских ВВС. Они иногда создают необходимый запас денежной прибыли, который может быть использован с опережением до формирования технических заданий ВВС.

Именно комплексный портфель заказов как гражданской, так и военной техники позволил нам в сжатые сроки выполнить досрочно гособоронзаказ. Уже упоминалось ранее, что мы досрочно поставили технику как 2013 года, так и 2014 и 2015 годов. Вся техника уже доставлена в военные части, так что мы год закрыли уже сегодня в полном объеме".

Главком ВВС Виктор Бондарев с удовлетворением констатирует: "Техника пошла во все округа. Мы делаем приоритет от Забайкалья дальше сюда и чуть-чуть в Европу. Казанские вертолеты в основном идут в европейскую часть. И незначительная часть сюда, поэтому у нас, чтобы далеко машины не гонять, именно такая кооперация. Вертолет надежный, хороший. Пользуясь случаем хочу поздравить коллектив с Новым годом… Но не останавливаться на достигнутом. У наших соперников по этому направлению развития тоже есть неплохие вертолеты. Поэтому мы должны всегда быть впереди".

Я задаю любимый вопрос о проблеме смежников и покупной кооперации. Слишком часто из-за сбоев в поставке случались срывы госзаказа.

"Мы вышли на полку заказов порядка 100 изделий в год. Поэтому можно сказать, что более-менее стабилизировались, - говорит первый заместитель управляющего директора ОАО УУАЗ Вячеслав Владимирович Козлов. - Рост есть, но умеренный, поэтому все смежники по большому счету адаптировались к этому росту. У нас, начиная с 2006 года, рост производственной программы идет планомерно, поэтому все смежники это понимают и одна из фундаментальных основ взаимодействия с ними - это долгосрочные контракты на поставку покупных комплектующих изделий.

Мы прописываем там все стоимостные условия. Смежникам четко понятно, сколько изделий в какой период нужно поставить. И они успевают подготовить свои производства, набрать людей, расшить узкие места и обеспечить поставку покупных комплектующих изделий точно вовремя. Это действительно серьезная проблема, поскольку в стоимости нашего изделия порядка 70% в стоимостном выражении - это покупные комплектующие изделия. Очень важный серьезный вопрос, но пока все идет нормально, и есть все предположения и надежды, что в 2014-2015 годы сбоев не будет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка