О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бартини - гений, опередивший время

14 мая 2014 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел круглый стол "Наследие Роберта Бартини", приуроченный к 117-летию со дня рождения великого ученого

14 мая 2014 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел круглый стол "Наследие Роберта Бартини", приуроченный к 117-летию со дня рождения великого ученого.

В мероприятии приняли участие представители научных организаций и предприятий, связанных с различными периодами жизни Роберта Бартини, его соратники и исследователи биографии.

Открыл круглый стол Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов. В приветственном слове он отметил, что "Роберт Бартини - человек удивительной судьбы, который был не только выдающимся конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической программы". "Его идеи намного опередили свое время, и, наверное, поэтому лишь часть из них была воплощена в жизнь", - сказал Евгений Каблов. По мнению главы ВИАМ, некоторые результаты исследований Бартини не потеряли актуальности до настоящего времени.

Как сообщил Евгений Каблов, "выдающийся ученый создал 60 проектов, и все из них поражают глубиной и точностью расчетов. Его деятельность, богатство идей, позволяют назвать Бартини - Леонардо да Винчи двадцатого века - по аналогии с его великим соотечественником и предшественником".

По его словам, Роберт Бартини хорошо понимал исключительную роль конструкционных материалов, технологий их переработки и систем коррозионной защиты в авиастроении. "Он стал фактически первым в нашей стране использовать при проектировании самолетов принцип единства "материал - технология - конструкция". Именно этот подход ВИАМ спустя годы реализовал при разработке "Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года", - сообщил Евгений Каблов.

Также глава ВИАМ рассказал о деятельности ученого в сфере защиты конструкции от коррозии. "По сути, именно Бартини первый в Советском Союзе отметил необходимость создания системы оценки поведения материалов в различных климатических факторах", - уточнил он. Евгений Каблов добавил, что "совместные труды с другим видным советским ученым - Георгием Акимовым - стали основой для написания книги "Коррозия металлов", которая на сегодняшний день является "библией" для всех коррозионистов мира".

В своем выступлении Генеральный директор ВИАМ коснулся проблемы улучшения инженерного образования в нашей стране. Он отметил, что, помимо увеличения в учебных заведениях количества часов по химии, физике и математике, необходимо также проводить постоянную работу по повышению имиджа инженерного труда. "Заинтересовать и привлечь молодежь можно, в том числе, на примерах великих ученых и конструкторов, таких как Роберт Людвигович Бартини", - заключил Евгений Каблов.

В свою очередь научный руководитель ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина" Алексей Николаевич Серьезнов рассказал о работе Роберта Бартини в этом авиационном центре. "Роберт Людвигович много сделал для нашего центра", - отметил он. Проблемой Бартини, по мнению Алексея Серьезнова, было то, что его конструкторские идеи часто невозможно было осуществить, используя материалы, которые были в то время. "Но сейчас у нас есть другие материалы, и разрабатываются все новые и новые, многим из которых дает жизнь именно ВИАМ", - заключил он.

Конструктор Владимир Петрович Воронцов рассказал о своей работе под руководством Бартини. "Работали мы с большим энтузиазмом, он подавал пример всем своим поведением. Удивительно было смотреть, как он читает чертежи и схемы, буквально пробегая по ним взглядом, говорил: "Здесь нормально, здесь хорошо, здесь отлично, а здесь надо еще подумать…", - отметил Владимир Воронцов. По его словам, Бартини любил делать наброски карандашом на листках бумаги, одинаково хорошо рисовал и правой, и левой рукой (еще одна черта, которая делает его похожим на Леонардо да Винчи!), причем умел рисовать "зеркально", чтобы идея была понятна сидящему напротив собеседнику. "Мысль у него работала постоянно, в нашем представлении он был просто идеальным генеральным конструктором и очень ответственным человеком", - заключил Владимир Воронцов.

Директор Научно-мемориального музея им. Н.Е. Жуковского Вячеслав Гамлетович Каркашадзе рассказал об экспонатах, связанных с великим ученым. "Среди 487 единиц хранения, имеющих отношение к Роберту Людвиговичу, есть немало писем из его переписки с различными руководителями, в том числе авиационной промышленности", - заявил он. "Читая эти документы и видя, какие порой приходили ответы и какие накладывались резолюции, еще раз убеждаешься, насколько нелегкой, но интересной была его жизнь", - отметил Вячеслав Каркашадзе. По его словам, когда люди приходят в музей впервые и видят бюст Бартини, они спрашивают: "Кто это?", а когда знакомятся с его жизнью и работой, в восхищении говорят: "Какой был человек!".

Заместитель начальника научно-исследовательского центра ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" Александр Григорьевич Шибин посетовал, что в архивах его института нет материалов, связанных с Бартини. "Считаю, что литература о Бартини, его жизни и работах очень нужна для воспитания молодых инженеров", - подытожил выступающий.

Научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил РФ Владимир Иванович Савичев рассказал об экспонатах музея, которые связаны с деятельностью Бартини.

С большим интересом участники круглого стола ознакомились с презентацией, которую представили руководитель проекта восстановления самолета 14М1П (ВВА-14) Андрей Сергеевич Дзюба и заместитель руководителя этого проекта Дмитрий Александрович Осминский. "Сейчас самолет не в лучшем состоянии, но каркас сохранился хорошо, металл "живой", а это главное", - подчеркнул Дмитрий Осминский.

Главный конструктор НПК "ТРЭК" Вячеслав Васильевич Колганов рассказал о своей работе с Бартини, а также о его проекте самолета бесконтактного взлета и посадки. "Мне довелось работать с Робертом Людвиговичем в последние восемь лет его жизни", - уточнил он. "Когда на одном из высоких собраний он представил свой проект экраноплана, другой выдающийся конструктор, Ростислав Евгеньевич Алексеев, просто сказал: "Я снимаю свой проект с обсуждения…" - вспомнил Вячеслав Колганов.

Выступивший на круглом столе писатель и историк авиации Николай Васильевич Якубович отметил, что Бартини "был, остается и долго будет загадкой". "Он был великолепный аэродинамик, который буквально чувствовал взаимодействие самолета и воздуха", - добавил он.

Продолжатель разработок Бартини по теории решения изобретательских задач, автор ряда книг по техническому творчеству Александр Владимирович Кудрявцев вспомнил такие слова из наследия конструктора: "Мне многое приписывается, но еще больше от меня отнимается". "Надо развивать взгляды Бартини, его подход к изобретательству и инженерному творчеству, - отметил Александр Владимирович. - В дальнейшем его взгляды нашли развитие в ТРИЗ, теории решения изобретательских задач. А эта теория, разработанная тоже в нашей стране, доказала свою практичность во многих передовых государствах мира. Подходы Бартини надо использовать для подготовки российских инженеров".

Директор Научно-образовательного центра ОАО НИАТ Виталий Николаевич Егоров сказал, что наследие Бартини должно стать достоянием инженерной молодежи. "Каким разносторонним был этот человек, как он понимал значение материала в авиационном конструировании! Он не только сделал огромный вклад, но и раскрыл для нас новые перспективы развития", - заключил он.

По итогам круглого стола было принято соответствующее решение, в котором отмечается, что в настоящее время информация о разных периодах жизни и аспектах деятельности Роберта Бартини разрознена и не систематизирована. Кроме того, работы выдающегося конструктора и ученого не получили должного общественного признания и оценки, а единственный сохранившийся самолет конструкции Бартини - 14М1П, находящийся в Центральном музее ВВС России, частично разрушен и требует восстановления.

Участники круглого стола констатировали необходимость создания совместной рабочей группы по сбору и анализу информации о работах Бартини. По общему мнению участников, также для ознакомления общественности с деятельностью ученого целесообразно изучить и систематизировать всю имеющуюся информацию о его жизнедеятельности и разработках, составить реестр трудов. Кроме того, предложено в 2017 году к 120-летию Бартини подготовить и издать книгу с участием ФГУП "ВИАМ", ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина", ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", других организаций и частных лиц, а также инициировать съемку и демонстрацию на центральных российских каналах нового фильма о Роберте Бартини, в котором дать более систематизированную и широкую оценку его вклада в отечественную науку. Также поступило предложение ввести в вузах курс лекций о вкладе Роберта Бартини в развитие инженерной отечественной мысли.

Участники круглого стола выразили благодарность ВИАМу за предоставленную возможность принять участие в круглом столе и за то внимание, которое оказывает институт наследию Роберта Бартини.

Справочно

Бартини Роберт Людвигович (Роберто Орос ди Бартини) (14.05.1897, Фиуме, Италия, — 6.12.1974, Москва), советский авиаконструктор и ученый. В 1921 г. стал членом образовавшейся в том же году Итальянской коммунистической партии (ИКП). Член КПСС с 1927 г. Окончил офицерскую школу (1916) и Миланский политехнический институт (1922), окончил летную школу (1921). В 1923 г. после установления фашистского режима в Италии решением ЦК ИКП нелегально отправлен в СССР как авиационный инженер. С 1923 г. занимал различные инженерно-командные должности в ВВС РККА, с 1930 г. начальник конструкторского отдела НИИ ГВФ, главный конструктор. Создатель самолетов ДАР (дальний арктический разведчик), "Сталь-6,-7", оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок и др. Основные труды в области авиационного материаловедения, аэродинамики, математического обеспечения проектирования летательных аппаратов и инженерных сооружений, разработки самолетов и экранопланов нетрадиционных схем, теории решения изобретательских задач. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка