О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Михаил Погосян в Казани: "Я регулярно читаю местные СМИ и вижу желание придумать какую-то проблему..."

Президент ОАК заявил, что перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет выпускаться на КАПО

Неожиданный поворот приняло вчерашнее общение приехавшего в столицу Татарстана президента Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна с корреспондентом газеты "БИЗНЕС Online". Глава ОАК в неожиданно резкой форме отреагировал на наши вопросы, касающиеся перспектив производства новой боевой техники на КАПО - речь шла о новом проекте в области дальней авиации. Погосян попытался обвинить нашего журналиста в невнимательности, но, в конце концов, "в обмен" впервые определенно заявил, что новый боевой самолет будет строиться на КАПО им. Горбунова.

"...Зарабатываем на уровне мировых лидеров"

Вчера в Казани с визитом находился президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Михаил Погосян. Он осмотрел завод ЗАО "КАПО-Композит", должен был провести совещание, посвященное работе предприятия по программе SukhoiSuperjet100 (SSJ), и встретиться с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Также он нашел время пообщаться с местной прессой, которую покритиковал за якобы допускаемые ей преувеличения и невнимательность.

Но поначалу все шло гладко. Отвечая на вопрос о том, когда ОАК выйдет на безубыточность, Погосян рассказал, что "на операционную прибыль мы зарабатываем сегодня, и зарабатываем на уровне текущих мировых лидеров, она свыше 20 процентов". "Но объем кредитной нагрузки, которую мы обслуживаем в связи с большим объемом инвестиций, которые мы делали на увеличение производства, потребует еще выхода на объем производства порядка 400 миллиардов", - уточнил глава ОАК. Он отметил, что среднегодовой темп роста выручки ОАК в крайние 7 лет - 20%. В 2013-м объем производства вырос на 30%. "В этом году мы должны впервые выйти на объем выручки более 300 миллиардов, а в 2015 году - 400 миллиардов, - обрисовал впечатляющую перспективу Погосян. - Это порог, который позволит нам существенно уменьшить отношение долга к выручке, долга к прибыли, и позволит выходить постепенно на наращивание экономической эффективности работы".

Журналистов, конечно, интересовало, когда завершится процесс объединения ОАО "КАПО им. Горбунова" и ОАО "Туполев", и что будет представлять из себя после этого КАПО? Впрочем, ответ был предсказуемо обобщенным: "Мы сегодня реализуем процесс объединения КАПО и "Туполева", и в ближайшее время этот процесс завершится - КАПО и "Туполев" будут единой структурой. КАПО будет представлять то же, что и сейчас: производственный комплекс, конструкторское бюро (сегодня - филиал "Туполева"). Ну, и московская площадка, где сидит проектный офис "Туполева" и управленческий персонал. Это все будет работать, как единая структура, нацеленная на производство финальной продукции. Поэтому мы уйдем от договорных отношений между КАПО и "Туполевым" и придем к тому, что вся эта система будет работать на конечный результат. Убежден, что это существенно повысит эффективность работы. Собственно, это не отдельное решение, принятое по КАПО, - это решение принято и по другим предприятиям ОАК". По словам, Погосяна, мы видим планомерный процесс, направленный на то, чтобы "сосредоточить проектные и производственные ресурсы на выпуске продукции": "Думаю, все это позволит существенно увеличить объем производства, и, как и по корпорации в целом, выйти на устойчивую рентабельность производства конечной продукции. Сегодня для "Туполева" и для КАПО это одна из важнейших задач". Но, проконсультировавшись с генеральным директором КАПО и "Туполева" Николаем Савицких, Погосян все же уточнил, что с 1 июня оба предприятия станут единым юридическим лицом. Позже он сообщил, что в 2014 году объединенная компания должна выйти на выручку порядка 15 млрд. рублей.

Конечно, было интересно узнать, чем конкретно будет заниматься новая компания.

Погосян напомнил, что, во-первых, КАПО производит самолеты семейства Ту-214, и есть достаточно устойчивый объем заказов по производству спецбортов на их базе.

Еще одно направление - участие в кооперации, например, по программе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (Ил-476), который пойдет в серию в Ульяновске. Важно и то, что "КАПО-Композит" будет работать по программам самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) и МС-21. "Думаю, на базе тех технологий, которые здесь осваиваются, КАПО также будет участвовать и в других перспективных программах в области гражданской авиации, в области программ, связанных с производством самолетов Дальней авиации", - заверил Погосян. В свете грозящих России санкций было интересно заявление о том, что "на "КАПО-Композит" мы планируем производить продукцию для зарубежных заказчиков (ранее речь шла об Airbus и Boeing - авт.) в партнерстве с "Фишер Композит". Те технологии, которые мы здесь осваиваем, дают возможность нам быть успешными и на мировом рынке для мировых поставщиков".

Следующее направление - ремонт и модернизация самолетов Дальней авиации. "Предстоит большой объем работы, это одна из важнейших задач", - сообщил глава ОАК. Корреспондент "БИЗНЕС Online" попросил уточнить, стартовала ли программа модернизации. В ответ он услышал, что "она началась давно уже и идет в соответствии с планами, которые предусмотрены были министерством обороны". В 2013 году тогдашний генеральный директор КАПО Александр Бобрышев говорил нечто противоположное. Впрочем, Погосян признал, что "есть целый ряд вопросов, но мы на сегодня, считаю, успешно выполняем первый этап этой программы и ведем работы по дальнейшей модернизации этих авиационных комплексов".

"Если вы хотите сплетни собирать..."

И, наконец, еще одно направление - "создание перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), который должен прийти на замену парка самолетов стратегической и дальней авиации после 2020 года". "Это будет связано с освоением новых программ, освоением нового производства, новых технологий, которые мы должны обеспечить для того, чтобы успешно реализовать программу перспективного авиационного комплекса Дальней авиации", - рассказал Погосян.

Вот тут-то и разразилась гроза. Корреспондент "БИЗНЕС Online" решил спросить, есть ли решение о том, где будет производиться ПАК ДА. Ведь до сих пор формулировки, ходящие по СМИ со ссылкой на ОАК, ясности не давали: "Разработка ПАК ДА, а также ремонт и сервисное обслуживание стратегических бомбардировщиков Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС станут основными приоритетами компании "Туполев" после объединения с КАПО". И приведенные абзацем выше слова Погосяна тоже были далеки от конкретики.

"Понятно, что ПАК ДА это отдаленная перспектива..." - начал, было, корреспондент "БИЗНЕС Online", намереваясь уточнить, определена ли площадка по производству, но был перебит.

- Это перспектива достаточно близкая! - возразил Погосян. - Авиационные комплексы создаются 7-10 лет, и ждать, что завтра серийно будет производиться самолет ПАК ДА, и что мы сразу здесь за 5 минут спроектируем его, нет оснований. Поэтому это реальная перспектива, над которой надо активно работать. Вот эти ожидания, что давайте между делом построим еще что-нибудь, это все не имеет под собой оснований, - почему-то явно начал "заводиться" глава ОАК. - Авиастроение это долгий, очень устойчивый, наукоемкий бизнес, и поэтому должно быть терпение для того, чтобы добиться тех успехов, которых мы добивались на других предприятиях ОАК - в Комскомольске-на-Амуре, Иркутске, Новосибирске. Поэтому не надо ждать, что с неба посыплются заказы, - наставлял Погосян, будто кто-то был с ним не согласен в этих очевидных истинах, - а надо устойчиво работать по тем направлениям, которые я сегодня обозначил.

- Площадка определена по производству ПАК ДА? - все-таки спросил корреспондент газеты.

- Полно производственных площадей здесь, на заводе. Какие еще площадки надо определять?! - уже явно вышел из себя президент ОАК.

Зря, конечно, было пытаться объяснить вызвавший такую странную реакцию интерес - дескать, нас, учитывая состояние КАПО, все-таки волнует, Казань будет местом производства ПАК ДА или нет. Это распалило господина президента еще более: "Вы слушаете, что я говорю?! Вы мне задаете вопрос: "Что будет производиться в Казани?" Я говорю, что в Казани будет производиться перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (интересно, когда это было сказано? - авт.). А вы мне задаете вопрос о площадках... Как вы меня слушаете? Конечно, мы собираемся производить самолет здесь. По крайней мере, других планов у нас никаких нет". "Я говорю о том, что задача стоит перед объединенной структурой - "Туполев" и КАПО", - уточнил Погосян.

На ремарку о том, что "всякие разговоры ходят", Погосян возразил: "Еще раз хочу сказать, что я бы хотел, чтобы вы слушали тех, кому вы задаете вопросы, а не слушали разговоры на базаре и еще где-то. Если вы хотите послушать разговоры на базаре, то тогда не надо со мной эти темы обсуждать... Эта нервозность, которая нагнетается, меня абсолютно не устраивает. Никаких разговоров я не знаю. Если вы хотите сплетни собирать, тогда это точно не предмет нашего сегодняшнего разговора".

Заметим, что вообще-то при подготовке материалов, связанных с КАПО, газета "БИЗНЕС Online" обращается к руководству предприятия за комментариями, но в 99% случаев ответов не получает. Было от нас и предложение прояснить волнующие многих казанцев вопросы о будущем КАПО на интеренет-конференции с читателями - тоже никакой реакции...

Полминуты спустя реакция Погосяна на вопросы стала несколько более понятной. "Я хотел бы еще раз сказать, что я достаточно регулярно читаю местные средства массовой информации, и вижу желание придумать какую-то проблему... - отметил он и объяснил, почему "придумывать проблем" не надо: - Предприятие развивалось самостоятельно в течение длительного периода времени, и, в общем, нужно определенное время, чтобы перестроить его на современные рельсы. Объем инвестиций, который сделан в "КАПО-Композит", тот объем инвестиций, который делается в техническое перевооружение базового предприятия - КАПО, это как раз ресурсы, которые должны вывести эффективность производства в Казани на совершенно иной уровень. Мы на это нацелены, и мы в эту сторону двигаемся".

Впрочем, отметим, что эмоциональная реакция на вопросы казанских журналистов свойственна руководству авиаотрасли. Например, в 2010 году "спусковым крючком" для Погосяна послужил вопрос о самолете Ту-334. В прошлом году газета "БИЗНЕС Online" была единственным казанским изданием, которое не пустили на знаковое собрание коллективов КАПО и "Туполева". Источники нашего издания в правительстве РТ и на КАПО тогда утверждали, что распоряжение пришло из ОАК, в самой корпорации это отрицали.

Но раз ПАК ДА уже "прописан" на КАПО, на такие мелочи можно не обращать внимания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка