О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия восстановит системы ПВО и аэродромы в Арктике

Министерство обороны усиливает контроль за арктической воздушной границей

Министерство обороны усиливает контроль за арктической воздушной границей. В течение года Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой) закончит возведение постов противовоздушной обороны и пунктов наведения боевой авиации на побережье Северного Ледовитого океана. Восстановление заброшенной авиационной инфраструктуры обойдется в 6 млрд рублей. Эксперты связывают усиление контроля за воздушным движением в регионе с геополитической обстановкой и освоением арктического шельфа. 

Спецстрой завершит восстановление инфраструктуры противовоздушной обороны на островах Арктики к октябрю 2015 года. Такие сведения содержатся в документах исполнителя проекта - ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России" (имеются у "Известий"). В Спецстрое подтвердили возведение пяти стационарных объектов радиолокации и пунктов наведения авиации - на острове Средний архипелага Северная Земля, острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, острове Врангеля и мысе Шмидта в Чукотском автономном округе и в поселке Рогачева на Южном острове архипелага Новая Земля.

- Спецстрой России возведет объекты в перечисленных регионах. Также существуют планы строительства аналогичных объектов в других регионах, - сообщили в агентстве.

В Минобороны также подтвердили планы восстановления системы обеспечения полетов в арктической зоне.

Сейчас на острове Средний действует погранзастава и имеется единственный аэродром архипелага Северная Земля. На острове Земля Александры действует погранзастава "Нагурская". На побережье Чукотки на мысе Шмидта и на острове Врангеля в 1960-х годах были созданы взлетно-посадочные полосы запасных военных аэродромов. В поселке Рогачево Южного острова архипелага Новая Земля располагается действующий аэродром Амдерма-2 - как сообщалось в 2013 году, там разместится авиагруппа перехватчиков МиГ-31.

Наблюдение за воздушным пространством было усилено в ходе гонки вооружений, напомнил экс-главком ВВС Петр Дейнекин. Во времена СССР пункты ПВО и управления боевой авиацией располагались по всему северному побережью страны, однако в 1990-е годы они были покинуты военными и заброшены.

- Прямые стратегические маршруты ВВС США в Россию проходят через Арктику. Мы к берегам Америки выполнили 340 рейдов. Поэтому вдоль северного побережья располагались наши радиолокационные посты ПВО и истребители - на островах Тикси, Воркута, Греэм-Белл, Земля Александры, Средний, в губе Оленья Кольского полуострова и на мысе Шмидта. После развала СССР всё это было брошено - и мы утратили возможность наблюдать за воздушными целями, - отметил Дейнекин.

В каждой из пяти указанных точек появятся радар противовоздушной обороны и пункт диспетчера. Информация о движении в воздушном пространстве над побережьем Арктики будет передаваться в командный пункт ПВО в Московской области.

- Радиолокационные станции позволяют постоянно вести наблюдение - как прикрываются наши воздушные рубежи. Кроме того, появятся пункты управления полетами - только не для гражданской, а для боевой авиации. Если для гражданского диспетчера важно выстроить поток по трассе, то задача офицера-наводчика - обнаружить цель и опознать ее. Командный пункт, где видна вся картина всех воздушных границ, находится в Подмосковье, туда поступают все данные радиолокации и радаров предупреждения о ракетном нападении, - рассказал Петр Дейнекин.

Бывший главком ВВС Владимир Михайлов пояснил, что пункты наведения авиации фактически дублируют роль командных пунктов в отдаленных местностях.

- Там нет командных пунктов, используются пункты наведения авиации. Во льдах нет пехоты, сложно ходить кораблям, авиация там необходима, - подчеркнул собеседник.

Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов подчеркнул важность участия российской авиации в охране объектов нефтедобычи на арктическом шельфе. Эксперт отмечает, что претендующие на северную нефть страны вкладывают обширные ресурсы в обеспечение военного присутствия в регионе, в то время как российская инфраструктура находится в запустении. 

- Без авиации арктическое направление мы не прикроем. В 1990-е годы мы ушли из Арктики, бросив аэродромы и радиолокационную сеть. Северное направление стало самым уязвимым. Сейчас мы выходим на шельф, там стоят нефтяные платформы, и их никто не защищает. В то же время США разделили Арктику на зоны ответственности своих военных командований, у них действует многомиллиардная программа создания военной техники для арктических условий. Также существует Арктический совет, куда входят объединенные военные силы Канады, Дании, Норвегии, Англии, - отметил собеседник.

В 2012 году НАТО провело в Северной Норвегии учения Cold Response с участием порядка 16 тыс. военнослужащих из 16 стран. Были задействованы силы военно-морского флота и авиации. В марте 2014 года ВМФ США провел учения Ice Exercise, разместив лагерь на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане. В учениях принимали участие подводные лодки Hampton и New Mexico.

- Сегодня Запад не признает за Россией большую часть шельфа и готовится защищать свои заявки с помощью военной силы. Нам срочно нужно усиливать и ставить под единое командование арктическую зону. На нынешнем этапе авиация будет играть здесь главную роль, ведя разведку и воздействуя в случае нарушения наших территориальных вод. Чтобы иметь авиационную группировку, там нужно создать новую инфраструктуру, - полагает Леонид Ивашов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка