О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Национальная авиакомпания Узбекистана не может получить разрешение на регулярные полеты во Владивосток

Задача, поставленная президентом России еще в рамках подготовки к саммиту АТЭС, - сделать аэропорт Владивостока открытым - до сих пор не выполнена

Задача, поставленная президентом России еще в рамках подготовки к саммиту АТЭС, - сделать аэропорт Владивостока открытым - до сих пор не выполнена.

Международный аэропорт Владивостока (МАВ), получивший мощный драйвер развития на фоне проведения в Приморье саммита АТЭС, первым в России получил статус "открытого неба". Правда, как выясняется, по большей части формально. По сведениям "Золотого Рога", уже второй год национальный авиаперевозчик Узбекистана, несмотря на все договоренности, не может получить право на выполнение регулярных рейсов из Владивостока в Ташкент. А это значит, что ни о какой открытости Приморья сегодня речи не идет.

Регулярные воздушные сообщения между государствами регламентируются межправительственными соглашениями. Кроме того, у каждого государства есть собственный набор ограничений на международные полеты в рамках таможенного и миграционного законодательства. Поэтому получение прав на совершение полетов иностранных авиакомпаний обычно требует значительного времени и согласований. Получив рейсы с элементами "открытого неба", аэропорт может увеличивать количество пассажиров, отнимая их у конкурентов. Для аэропорта это логичный шаг, поэтому МАВ проделал колоссальную работу.

"Нововведения позволят повысить конкуренцию и существенно снизить тарифы на международных авиалиниях из Владивостока. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему увеличению прямого и трансферного пассажиропотока, что вызовет еще более интенсивное развитие маршрутной сети и повышение доступности авиаперевозок. Снятие ограничений не только приведет к развитию авиаперевозок в туристическом и деловом сегменте, но и обеспечит экономический рост и создание новых рабочих мест", - считают в МАВ.

О положительном решении Минтранса еще 3 ноября 2011 года в письме руководству МАВ сообщил директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Владимир ТАСУН. "Руководством Министерства транспорта РФ принято решение о снятии ограничений на полеты иностранных компаний в международный аэропорт Владивосток, включая подеты по 5-ой "свободе воздуха", между Владивостоком и пунктами на территории третьих стран", - говорится в письме, имеющемся в распоряжении "Золотого Рога".

Свободы воздушного пространства представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям страны привилегии входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на ее территории, сформулированных в результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, также известной как Чикагская конвенция. 5-я свобода воздуха дает право на полет между двумя иностранными государствами в ходе перелета, начинающегося или заканчивающегося в своей стране.

Чиновник просил компанию "приступить к работе с иностранными авиакомпаниями, заинтересованными в выполнении полетов во Владивосток, и информировать их о принятом решении".

Инициатором введения режима "открытого неба" стал гендиректор Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Михаил Василенко. Именно он отвечает за аэропорт Владивостока с 2008 года, когда на тот момент президент России Дмитрий Медведев своим указом передал Шереметьево контрольный пакет акций аэропорта для подготовки объекта к саммиту АТЭС в сентябре 2012 года.

ОАО "МАВ" в 2013 году обслужило 1,853 млн пассажиров, что на 14,1% больше, чем за 2012 год. Это самый высокий показатель за всю историю аэропорта. Основным акционером ОАО "Международный аэропорт Владивосток" является ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" - 52,16% акций. ООО "Аэро-Груз" (Владивосток) принадлежит 18,4%, ЗАО "Кварц-Инвест" - 16,8% акций. "Шереметьево" планирует до конца 2014 года закрыть сделку по продаже доли в АО "МАВ" Фонду развития Дальнего Востока - структуре ВЭБа. "Шереметьево" также владеет 74,99% акций ЗАО "Терминал Владивосток". Акции будут продаваться в обеих компаниях.

Напомним, что в рамках масштабной восточной стройки государство вложило в аэропорт Владивостока 12 млрд рублей на реконструкцию аэродромного комплекса, взлетно-посадочной полосы и места стоянок для самолетов. Еще около 6 млрд рублей вложило "Шереметьево" - в строительство пассажирского терминала. Кроме того, ОАО "РЖД" потратит на железнодорожную ветку для аэроэкспресса до аэропорта около 8 млрд рублей.

Новый аэровокзальный комплекс аэропорта Владивосток (Кневичи) рассчитан на 3,5 млн пассажиров  в год. Вместе с тем у аэропорта есть возможность увеличить технологические мощности. Кроме того, приобретены дополнительные земли для строительства сопутствующей инфраструктуры.

Казалось бы, все карты в руки. Но не все так свободно, как пишется на бумаге. И это несмотря на все усилия приморских властей. Рассмотрим ситуацию на примере национального авиаперевозчика Узбекистана, начавшего полеты из Ташкента во Владивосток на нерегулярной основе как раз к саммиту АТЭС, когда столице Приморья понадобилась дешевая рабочая сила.

НАК "Узбекистонхавойуллари", монопольный авиаперевозчик в Узбекистане, принадлежит государству. Авиакомпания выполняет рейсы в 21 город стран Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, в 22 города СНГ и по 11 направлениям на местных авиалиниях. В первой половине 2014 года "Узбекистонхавойуллари" завершила все процедуры для вступления в международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam, в который также входит "Аэрофлот".

О возникших проблемах с переходом на выполнение регулярных рейсов представители узбекистанского авиаперевозчика начали информировать с начала этого года. В первую очередь власти Приморья, по идее крайне заинтересованные в маршруте.

Генеральный директор НАК "Узбекистонхавойуллари" Валерий ТЯН в письме на имя губернатора Владимира Миклушевского отмечает, что его авиакомпания на протяжении нескольких лет выполняет чартерные рейсы из Ташкента во Владивосток и проведенные маркетинговые исследования в отношении загрузки указанной линии демонстрируют имеющийся потенциал и перспективность (правда, как правило, на данном этапе большая загрузка наблюдается на направлении во Владивосток. - Прим. авт.).

"Принимая во внимание вышеизложенное, а также в соответствии с письмом директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса от 3 ноября 2011 года относительно снятия ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока, нами было запрошено разрешение авиационных властей России на выполнение регулярных пассажирских рейсов по маршруту "Ташкент - Владивосток - Ташкент" начиная с апреля 2014 года. Однако авиационные власти России отказывают в разрешении, формально ссылаясь на отсутствие Владивостока в таблице пунктов назначений  на территории России для назначенных узбекских перевозчиков. На консультациях авиационных властей Узбекистана и России 18 марта 2014 года в Москве узбекская сторона обратилась с просьбой о включении Владивостока в указанный перечень и выдаче разрешения на выполнение регулярных пассажирских полетов НАК во Владивосток, что не нашло понимания у российской стороны", - поясняет гендиректор "Узбекистонхавойуллари", одновременно обращаясь за содействием к губернатору.

Параллельно начальник Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов Толиб Ульжаев в письме к заместителю министра транспорта РФ, бывшему гендиректору "Аэрофлота" Валерию Окулову отмечает, что НАК решила все организационные и технические вопросы для открытия регулярных рейсов во Владивосток с летнего сезона навигации 2014 года и уже подала соответствующую форму "Р" в Росавиацию.

"Несмотря на Ваше заявление о необходимости либерализации и расширения сотрудничества между двумя странами в области воздушного сообщения, просьба узбекской стороны не нашла понимания со стороны департамента Минтранса России, и было предложено заменить Владивосток на любой пункт из имеющегося в таблице (пунктов назначений  на территории России для назначенных узбекских перевозчиков. - Прим авт.). По нашему мнению, данное встречное предложение не соответствует упомянутому Вашему заявлению и ограничивает возможности узбекского перевозчика в дальнейшем развитии своей деятельности на территории  РФ", - пишет узбекский чиновник.

Вот так встречают иностранных авиаперевозчиков в России. Кстати, что касается узбекской стороны, то она уже частично провела либерализацию и все пункты назначения на территории Узбекистана предоставлены для полетов российских перевозчиков. Так кто же все-таки выступает за "открытое небо"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотой Рог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка