ПАО "Туполев"
31 июля 2014, 11:20
К 100-летию со дня рождения Сергея Михайловича Егера
30 июля 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из отцов-основателей ОКБ А.Н.Туполева Сергея Михайловича Егера
Сергей Егер родился 30 июля 1914 года в селе Романовка Тамбовской губернии, в семье инженера. Окончил Тамбовскую школу - семилетку.
В 1932 году поступает в Московский авиационный институт на вечернее отделение и одновременно устраивается на работу в КОСОС ЦАГИ, начальником которого был Андрей Николаевич Туполев. Хорошая образовательная и техническая подготовка способствовали быстрому профессиональному росту. К 1936 году - он уже начальник бригады и секретарь комитета комсомола филиала ЦАГИ. Сложилась и семейная жизнь - жена и маленький ребенок.
Все прерывается внезапно, в одночасье, когда по стране раскручивается страшный смерч Сталинских репрессий. В марте С.М.Егера арестовывают по стандартному в то время обвинению в шпионаже. Бутырская тюрьма. Допросы. Общая камера, через которую уходили на расстрел. Лагерь.
В таких условиях в Болшевском лагере в мае 1939 года в организованной Берией "шараге" и встретились А.Н.Туполев, назначенный руководителем группы по проектированию военных самолетов, и С.М.Егер, в 25 лет ставший руководителем проектных работ - "правой рукой" А.Н.Туполева. С тех пор - все 36 лет, до смерти А.Н.Туполева они работали вместе.
Начались работы с проекта 4-хмоторного пикирующего бомбардировщика, который быстро, с возникновением угрозы нападения сухопутных войск Германии, перерос в меньший, более массовый 2-хмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, ставший одним из лучших самолетов Великой Отечественной войны.
В послевоенный период С.М.Егер становится Главным конструктором семейства переходных самолетов от поршневого Ту-2 к реактивному Ту-14. В этот период в погоне за скоростью зарождаются, осваиваются и внедряются новые технические решения: компоновка реактивных двигателей, носовое шасси, стреловидные крылья и оперение. При разработке самолета Ту-78 С.М.Егер предлагает новую аэродинамическую схему - 3-хдвигательный самолет с размещением воздухозаборника в основании киля. На этом же самолете применяется герметичная кабина с наддувом воздуха от ТРД, также впервые устанавливаются бустера в системе управления. С.М.Егер в то время был и Главным конструктором первого советского реактивного бомбардировщика Ту-77 (Ту-12), провел его заводские и государственные испытания.
Под руководством С.М.Егера создавались и ставшие знаменитыми "счастливые" самолеты ОКБ - Ту-16 и Ту-95. Важной вехой стал штурмовик Ту-91 с винтовым турбореактивным двигателем, намного опередивший потребности войск для локальных войн.
Для создания самолета с атомной силовой установкой потребовался новый объем знаний. С помощью А.Н.Туполева С.М.Егер организует лекции крупнейших ученых-атомщиков в ОКБ, постоянно поддерживая связь с передовой наукой. С появлением лазерной техники лекции в ОКБ читал лауреат Нобелевской премии Н.Г.Басов.
По инициативе С.М.Егера в ОКБ появилась первая в Советском Союзе бортовая ЭВМ УМ-1, разработанная в США Старосом и Бергом, перебежавшими потом в СССР, и организована лаборатория В.Н. Волохова по созданию к ней программного обеспечения.
С получением в ОКБ заказа на перехватчик С.М.Егер предлагает А.Н.Туполеву "летающую платформу" для запуска ракет ПВО - самолет Ту-128. С этой целью С.М.Егер организует в отделе бригаду Боевого Применения. Так в конце 50-х годов С.М.Егер предпринял попытку организации научной школы проектирования боевых авиационно-ракетных комплексов, основанную на системности исследований, комплексности принимаемых решений, использования в работе самых передовых научно-технических достижений, применения в проектных и расчетных работах вычислительной техники. Создание бригады Боевого Применения в ОКБ явилось серьезным научным вкладом в методологию обоснования боевых авиационно-ракетных комплексов. Именно тогда С.М.Егер просит А.Н.Туполева переговорить с академиком П.С.Александровым о создании на мехмате МГУ специального потока для инженеров промышленности с целью повышения их математической грамотности, что и было сделано.
Этапным в жизни С.М.Егера стали работы по созданию семейства самолетов Ту-22 и разработка самолета Ту-154, когда он снова был назначен А.Н.Туполевым Главным конструктором самолета и прошел с ним путь от осевой линии на чертеже до серийного производства, эксплуатации и экспорта в капиталистические страны.
Через два с половиной года после смерти А.Н.Туполева С.М.Егер был вынужден уйти из ОКБ в Московский авиационный институт, на первую кафедру самолетостроительного факультета, где уже давно работал по совместительству, а с 1968 года возглавил кафедру. Он считал необходимым заинтересовать авиацией первокурсников с самого начала их обучения, поэтому вел курсы "Введение в специальность" и "Основы авиационной техники". На старших курсах он читал "Проектирование самолетов". Материалы лекций и опыт преподавания С.М.Егер обобщил в учебнике "Проектирование реактивных пассажирских самолетов", вышедшем в свет в 1964 году, также принял активное участие в общем труде кафедры - "Проектирование самолетов", в последующем трижды переиздававшимся и получившим Государственную премию.
В 1975 году на кафедре появилось направление автоматизированного проектирования самолетов. С.М.Егер был назначен заместителем председателя координационного совета Минвуза СССР по САПР. Итогом этой деятельности стал написанный совместно с О.С.Самойловичем и Н.К.Лисейцевым учебник "Основы автоматического проектирования".
С.М.Егер вел большую научно-общественную работу: был членом экспертной группы ВАК, работал в экспертной комиссии по Ленинским и Государственным премиям, в редсовете издательства "Машиностроение". Сотни специалистов авиационной промышленности, слушавшие лекции Сергея Михайловича, считают себя его учениками. К их числу относятся более 20 аспирантов и соискателей, защитивших под его руководством кандидатские диссертации.
Генеральный конструктор самолетов семейства "Ил" Г.В.Новожилов вспоминал о С.М.Егере:
"Меня всегда восхищали его сообщения, четкость изложения, логика в доказательствах, умение держать аудиторию в определенном напряжении, аргументировать ответы на трудные вопросы, таков был стиль Сергея Михайловича. Откровенно скажу, я у него учился…".
Сергей Михайлович Егер умер 30 июля 1987 года в день своего рождения, оставив после себя десятки конструкций самолетов, новую современную школу самолетостроения, до последних дней продолжая работу профессионального обучения молодого поколения авиационной науки и техники.
Коллектив ОАО "Туполев" чтит сложившиеся за многие десятилетия традиции, с большим уважением относится к истории предприятия, заслуженным сотрудникам, внесшим значительный вклад в развитие и становление туполевской конструкторской школы и отечественной авиации. К памятной дате был выпущен буклет, посвященный 100-летию со дня рождения С.М.Егера, в музее ОКБ А.Н.Туполева была организована экспозиция, посвященная работам юбиляра, его значительному вкладу в самолетостроение. На первом этаже открылась тематическая фотогалерея, в которой собраны уникальные фотографии из фондов музея ОКБ А.Н.Туполева и семейного архива С.М.Егера, а также редкие снимки самолетов, в создании которых он принимал непосредственное участие. По сложившейся доброй традиции 30 июля 2014 года туполевцы почтут память выдающегося коллеги возложением цветов к мемориалу великого авиастроителя на Кунцевском кладбище....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Туполев"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
На аэродроме Алферьево пройдут стресс-тесты программно-аппаратных комплексов БАС
Апрель 25, 2024
67 школьников и 42 студента посетили СибНИА в рамках акции "Неделя без турникетов"