О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Санкции Евросоюза против "Добролета" - это удар по простым россиянам

Первый российский лоукостер "Добролет" (входит в группу компаний "Аэрофлот") с 4 августа вынужден временно приостановить полеты

Первый российский лоукостер "Добролет" (входит в группу компаний "Аэрофлот") с 4 августа вынужден временно приостановить полеты

Как сказано в заявлении компании, это связано с аннулированием договора лизинга воздушных судов Boeing-737-800 из-за санкций, введенных ЕС в отношении "Добролета". Западные политики, ведя свою "игру" против России, "ударили" по простым гражданам, которые в массе своей не имеют никакого отношения в большой политике. Однако, в компании заявили, что никто из пассажиров, купивших билеты, не пострадает. Все пассажиры, купившие билеты по маршруту Москва-Симферополь-Москва по 15 сентября включительно, будут перевезены дополнительными рейсами авиакомпании "Оренбургские авиалинии" в даты и время, указанное в билетах. Эта же авиакомпания перевезет пассажиров, имеющих билеты на рейсы "Добролета" на маршруте Москва-Волгоград-Москва по 20 августа включительно. Рейсы по остальным маршрутам временно отменяются, пассажирам будет осуществлен полный возврат стоимости авиабилетов. 
По сведениям из источников в авиационной отрасли, Boeing вынужден был аннулировать лизинговый договор из-за отзыва страховки западными перестраховочными компаниями.

Дело в том, что имущество в лизинге обязательно должно быть застраховано, причем, с обязательным перестрахованием в западных страховых компаниях. В связи с введением санкций, западные перестраховщики сочли риски непросчитываемыми и отозвали страховое обеспечение -- соответственно, и лизингодатель вынужден был аннулировать договор.

Интересно получается: вводя санкции, западные политики всячески подчеркивали, что они не касаются простых граждан. Однако приостановка полетов "Добролета" впрямую ударяет по интересам тысяч простых небогатых россиян.

Ведь не секрет, что при российских расстояниях транспортная доступность -- одно из важнейших качеств жизни. Создание лоукостера было важнейшим национальным проектом: давно признано, что низкая мобильность российского населения, негативно влияющая и на экономику,объясняется, в первую очередь, дороговизной транспортного сообщения.С появлением "Добролета" стало возможным слетать к родным, в отпуск или на учебу за 999 рублей. Теперь, "благодаря" санкциям, этой возможности нет. Особенно тяжело придется жителям Крыма.

"Чисто технически, "Добролет" может найти другого лизингодателя, не из Европы -- или перестать летать в Крым", -- говорит Олег Пантелеев, главный редактор аналитического агентства "Авиапорт". Он напоминает, что в комментарии о наложении санкции на "Добролет" прямо указывалось, что причиной стали полеты авиакомпании в Крым.

"Санкции против "Добролета" формально связаны с организованными авиакомпанией перевозками в Крым, который ЕС, следуя в фарватере США, продолжает считать украинским. Однако в отличие от других мер против нашей страны, эти санкции бьют не по крупному бизнесу или госсектору, а по широкой массе малообеспеченных россиян, которым "лоукостер" позволял совершать поездки по доступной для них цене. В условиях российских расстояний для многих семей это была едва ли не единственная возможность отправиться к родственникам или в места отдыха", - считает генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.

"Мне сложно прогнозировать, но пример "Добролета" может и другие авиакомпании заставить уйти из Крыма. И даже если государство сможет сохранить авиасообщение с полуостровом, очевидно, что оно сильно снизится -- ведь у "Добролета" действительно было самое большое количество рейсов и самые дешевые билеты", -- говорит Игорь Голубев, аналитик "Промсвязьбанка".

Учитывая, что паромная переправа не справляется с потоком людей и грузов, а железнодорожное сообщение из-за Украины невозможно, Крым становится фактически отрезанным от "большой земли", а крымчане лишаются конституционного права на свободу передвижения.

Так кого наказал Запад? Олигархов? Политиков? Или все же простых людей -- причем, даже независимо от их отношения к событиям на Украине?

"Приостановка полетов первого национального бюджетного авиаперевозчика "Добролет" наглядно продемонстрировала, что западные санкции объявлены не против абстрактного "ближнего круга" президента или неопределенных олигархов, а против простых граждан России. "Добролет", начавший регулярные авиаперевозки лишь в июне этого года, мгновенно завоевал популярность, поскольку позволял путешествовать без особых затрат для личного бюджета даже самым небогатым людям, тем, для кого расходы на авиаперелет до появления "Добролета" были неподъемными, - соглашается доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. - Поводом для объявления санкций против "Добролета" послужило то, что первым маршрутом, по которому отправились самолеты авиакомпании, стала столица Крыма Симферополь".

Однако тут есть нюанс -- в России просто нет самолетов, которые подходят для лоукостера. Дело в том, что рентабельность лоукостер может поддерживать только за счет частоты перелетов: известно, что самолет на земле приносит убытки, а в воздухе -- прибыль. Поэтому самолеты "Добролета" летали по 4 раза в день.

"Возникает очень важный вопрос - почему "Добролет" укомплектовывался зарубежными самолетами, теми же "Боингами", а не российскими лайнерами? Ответить на него можно только с горечью: современных российских самолетов у нас просто нет, - комментирует доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. - Мы уже почти десятилетие слышим о мегапроекте российского авиапрома "Суперджет", однако до сих пор этот самолет так и не вырос из детсадовского возраста - конструкционные неполадки до конца не устранены, неурегулированными остаются вопросы наземного регламентного обслуживания, запуска самолета в серию также не произошло. К тому же, до 70% деталей этого "отечественного" чуда техники импортные, что в случае распространения санкций на все гражданское авиастроение может привести к коллапсу проекта".

Но для такой частоты нужен очень короткий срок предполетной подготовки. У российских самолетов этого достигнуть нет возможности. Вероятно, со временем таким самолетом мог бы стать SuperJet, но пока этот молодой самолет еще нельзя допускать к такой эксплуатации ради безопасности пассажиров.

Впрочем, если санкции продлятся дольше объявленных 3 месяцев, будущее самого SuperJet также проблематично. Ведь это совместных проект, самолет на 70% состоит из зарубежных комплектующих и не исключено, что уже в следующем раунде санкций их поставка попадет под запрет.

Тут стоит вспомнить, как западные политики пеняли России за закрытость -- дескать, надо расширять кооперацию, не стоит бояться отдавать "на сторону" важные компоненты технологических цепочек. И что теперь они скажут, когда западные политики уничтожают плод десятилетнего сотрудничества?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка