О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минпромторг предлагает субсидировать аренду самолетов

Министерство промышленности и торговли хочет расширить госпрограмму субсидирования авиализинга на так называемый операционный лизинг

По информации "Известий", Министерство промышленности и торговли хочет расширить госпрограмму субсидирования авиализинга на так называемый операционный лизинг, когда право собственности на самолет не переходит к авиакомпании - иначе говоря, на простую аренду. Сейчас программа распространяется на финансовый лизинг, то есть долгосрочные контракты, по истечении которых право собственности переходит к перевозчику.

Это предложение министерства было представлено директором департамента авиационной промышленности Минпромторга Андреем Богинским на недавно прошедшем совместном заседании комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам и комитета по экономической политике. Доклад Богинского направлен в правительство. На заседании обсуждались вопросы эффективного использования средств при реализации программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Общий бюджет госпрограммы на 12 лет составляет 991,6 млрд, из которых на федеральный бюджет приходится 714,1 млрд, а внебюджетное финансирование - 277,5 млрд, полученных за счет корпораций, привлеченных средств и т. д.

Действующая ныне программа субсидирования (постановления № 1073 от 22 октября 2012 года) предусматривает возмещение из госбюджета лизинговым компаниям части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках и Внешэкономбанке, на закупку воздушных судов для передачи их авиакомпаниям по договорам лизинга. Данная мера господдержки работает с 2009 года (введена постановлением № 90 от 16 февраля 2008 года). В 2012 году программу скорректировали, чтобы соответствовать нормам ВТО (были уточнены параметры самолетов и критерии предоставления субсидий). В сопроводительных документах к госпрограмме на 2013-2025 годы указано, что на 2013-2015 годы на такое субсидирование выделено по 2 млрд рублей ежегодно. В Минпроторге, впрочем, уточнили, что в 2015 году на эту программу будет выделено 2,7 млрд рублей.

- Эта программа (субсидирование затрат на лизинг) за 5 лет уже показала свою эффективность и является одной из главных в комплексе мер по господдержке отрасли, - сказал Андрей Богинский "Известиям". - Де-факто эта мера стимулирует продажи самолетов российского производства, позволяет им быть в лизинге по конкурентным на мировом уровне ставкам, притом оставаться зарегистрированными в нашей стране. Чтобы сделать эту меру эффективнее, мы сейчас обсуждаем ее распространение и на сделки операционного лизинга.

По замыслу Минпромторга, новая мера должна облегчить и сделать привлекательнее регистрацию бортов в РФ, приближая условия лизинга в России к условиям лизинга в "авиаофшорах" (большой популярностью пользуются Бермудские острова и Ирландия). В настоящее время регистрировать самолеты иностранного производства в России невыгодно по целому ряду причин, включая таможенное оформление, налогообложение. При этом ситуация c прекращением полетов "Добролета" связана в том числе с тем, что его лизингодатель (ирландская BBAM) родом из тех стран, которые ввели санкции.

В Минпромторге "Известиям" сообщили, что в период с декабря 2012 по октябрь 2014 года под программу субсидирования авиализинга попали 40 договоров с пятью лизинговыми компаниями (ОАО "ИФК", ООО "ИФК ЭМ", ОАО "ВЭБ Лизинг", ЗАО "Сбербанк Лизинг", ООО "ЮТэйр-Лизинг") и одним производителем самолетов (ЗАО "ГСС"). Субсидируются более 40 самолетов отечественного производства - Sukhoi Superjet 100, Ту-204, Ту-214, Ан-148. Большинство из этих бортов находится у "Аэрофлота", также они были переданы "Трансаэро", "Владивосток Авиа", "Якутии", Red Wings, "Ютэйр".

В "Трансаэро" сообщили, что большинство самолетов перевозчика находятся в финансовом лизинге - 59% самолетного парка, в оперлизинге - 33%, в собственности компании находится 8% парка (парк составляет 103 самолета). В парке "Аэрофлота" 93 самолета находятся в операционном лизинге, а 54 в финансовом, говорит директор департамента общественных связей компании Андрей Согрин. Пресс-секретарь "Бюджетного перевозчика" (бренд "Победа") Максим Фетисов сообщили, что в парке авиакомпании сейчас находятся три борта Boeing 737-800 NG, все самолеты взяты в операционный лизинг. В "ВИМ-Авиа" рассказали, что в парке компании находятся четыре самолета Airbus А319, взятые в оперлизинг. В рамках программы переоснащения авиапарка перевозчик "Уральские авиалинии" ежегодно приобретает в операционный лизинг новые лайнеры, на данный момент в парке компании их 35 (20 аэробусов А320, десять А321, пять А319), сообщила пресс-служба компании.

По подсчетам Минпромторга, мера позволяет лизинговым компаниям, а следовательно и авиакомпаниям, экономить порядка 20% от месячного лизингового платежа. В департаменте авиапромышленности министерства пояснили, что сейчас при цене самолета, скажем, в $30 млн размер платежа при финансовом лизинге без аванса и господдержки, или платеж при операционном лизинге без господдержки может составлять $425 тыс. в месяц. Постановление № 1073 позволяет снизить платеж по финансовому лизингу на $80-90 тыc. в месяц: по операционному лизингу, соответственно, льготы только планируются. Источник в департаменте добавил, что идет активная фаза обсуждения плана Минпромторга с лизинговыми компаниями. Сейчас максимально субсидия может составлять 0,9 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас равна 8%). По словам сотрудника министерства, предельную субсидируемую ставку по кредитам тоже могут повысить.

- Российские лизинговые компании до недавнего времени не предоставляли услугу операционного лизинга, - говорит Павел Пискун, директор по развитию международного бизнеса компании "Сбербанк Лизинг". - По-настоящему активно этот вид аренды начал предлагаться с прошлого года. Стоимость самолета погашается в течение его срока эксплуатации - это 20-25 лет. Российские авиакомпании являются активными пользователями услуг операционного лизинга, во многих случаях аренда самолета для них более привлекательна, чем приобретение его в собственность или в финансовую аренду. Предложение Минпромторга - это, по сути, мера по выравниванию условий финансирования российских лизинговых компаний с нашими иностранными конкурентами: выигрывают все стороны сделки. В странах с развитым авиапромом существуют механизмы финансирования покупки новых самолетов по очень привлекательным процентным ставкам за счет предоставления гарантий либо прямого финансирования со стороны государственных экспортно-импортных банков или экпортно-кредитных агентств. Это один из наиболее дешевых источников, он позволяет западному производителю эффективно поддерживать продажи своей продукции на нашем рынке. Доля операционного лизинга на международном рынке авиализинга составляет около 40% и имеет тенденцию к росту. Если посмотреть статистику по 15 крупнейшим российским авиакомпаниям, обслуживающим более 85% пассажиропотока, то эта доля даже выше.

В целом в материалах Минпромторга говорится, что крупнейшие лизинговые компании не видят возможности широкомасштабной продажи российских самолетов без расширения постановления № 1073 на операционный лизинг. Замгендиректора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Антон Борисевич сообщил, что компания начала предоставлять операционный лизинг с того момента, как вышла на рынок магистральных самолетов в 2013 году. Абсолютное большинство больших самолетов, поставленных ГТЛК российским авиакомпаниям, переданы именно в операционный лизинг. Этот продукт востребован на рынке, и, как отмечает эксперт, можно считать положительной тенденцию, что сегодня в России его предлагают не только западные лизинговые компании. На российском рынке присутствуют все крупнейшие игроки международного рынка лизинга: GECAS, ILFC, BBAM, SMBC Aviation Capital, Avolon, BOC Aviation и другие; доля иностранцев на рынке - более 65%.

Борисевич пояснил, что компании, осуществляющие региональные перевозки, в основном используют самолеты малого класса. В связи с этим в этом сегменте развивается именно финансовый лизинг. Во всем мире востребован в первую очередь операционный лизинг. В России он также активно развивается, но в сегменте магистральных самолетов. Среди клиентов ГТЛК финансовый лизинг магистральных самолетов использовала "Трансаэро", взявшая в аренду четыре борта Boeing 737 в 2013 году, и казахская авиакомпания SCAT, арендовавшая один Boeing 737 в 2014 году. Этим же видом аренды воспользовались "Аэрофлот", "Ямал", "Оренбургские авиалинии". Таким образом, из 18 магистральных самолетов, находящихся в парке ГТЛК, 13 были переданы в операционный лизинг, добавил собеседник.

- До настоящего времени мы сдавали самолеты преимущественно в финансовый лизинг, - говорит представитель "Ильюшин Финанс Ко." Андрей Липовецкий. - "Ильюшин Финанс" работает как раз над контрактами по операционному лизингу, например, в части самолетов SSJ 100. На данный момент у нас заказано восемь бортов у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Эти самолеты мы предлагаем в том числе и в операционный лизинг. Чтобы быть конкурентными на фоне зарубежных лизинговых компаний, мы, конечно, будем обращаться к этим субсидиям, если появится возможность сдавать самолеты в оперлизинг и найдется авиакомпания, которая захочет приобрести самолеты.

Нужно отметить, что сейчас действует также другая, более узкая программа субсидирования лизинговых платежей - за самолеты, которые используются для внутренних региональных и местных перевозок (постановление правительства РФ № 1212 от 2011 года). В федеральном бюджете на 2014 год на субсидирование в рамках постановления выделено 503,9 млн рублей. Получить субсидию в рамках этой программы может только авиакомпания, выполняющая региональные перевозки, а не лизингодатель.

Сотрудник одной из ведущих лизинговых компаний пояснил, что первый год работы программы показал слабые места - в августе 2013-го были приняты поправки. Первая касается расширения действия программы на турбореактивные самолеты вместимостью от 75 до 103 пассажиров (то есть на Ан-148 и SSJ 100): до изменений можно было работать только с воздушными судами кресельной емкостью до 72 мест, то есть с самолетами иностранного производства. Кроме того, ранее на субсидию не могли претендовать унитарные предприятия (мелкие региональные авиакомпании как раз существуют в этой форме)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка