О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пассажиропоток обрушил бизнес авиакомпаний в УРФО

Участники авиарынка ожидают сильного снижения пассажиропотока в 2015 году и, как следствие, готовятся к жесткой оптимизации маршрутной сети авиакомпаний

Участники авиарынка ожидают сильного снижения пассажиропотока в 2015 году и, как следствие, готовятся к жесткой оптимизации маршрутной сети авиакомпаний. По мнению экспертов, первыми из-за девальвации рубля пострадают международные рейсы, далее спад коснется региональных направлений, крайне зависимых от экономической ситуации и субсидирования. Тем временем процесс тотального сокращения затрат уже запущен: аэропорты УрФО теряют рейсы как иностранных, так и российских перевозчиков. Эксперты уверены: если ситуация в экономике не изменится, небольшие авиакомпании будут вынуждены уйти с рынка, а количество рейсов из городов федерального округа - как международных, так и внутрироссийских - сильно сократится. В свою очередь это ударит по местным аэропортам, которые будут вынуждены скорректировать свои бизнес-планы.

Падение воздушного пассажиропотока, начавшееся в 2014 году, в текущем году грозит приобрести новые масштабы. Отраслевые эксперты прогнозируют новую череду сокращений количества рейсов из УрФО. Так, из иностранных компаний объем перевозок из Екатеринбурга уже урезали Tajik Air и Uzbekistan Airways, Czech Airlines и Flydubai. Участники рынка уверяют, что к концу февраля тенденция распространится на европейские направления, которые сильно потеряли в спросе.

По словам гендиректора агентства Infomost Бориса Рыбака, процесс сокращения рейсов уже запущен и дальше только усилится, поскольку спрос будет падать, а пустые самолеты авиакомпании перегонять не станут.

"По моим прогнозам, сокращение количества пассажиров на направлениях между Москвой и областными центрами составит порядка 10-15%, проседание по пассажирам на региональных перевозках будет измеряться десятками процентов и может составить порядка 50%. Боюсь, в таком случае даже государственное субсидирование не исправит ситуацию. Про спрос на международные рейсы вообще можно забыть из-за ситуации на валютном рынке. Если по прошлому году падение на международке было в районе 25%, то в этом оно будет еще значительнее. Естественно, все это скажется на авиакомпаниях и, как следствие, на аэропортах", - рассказал "Правде УРФО" Борис Рыбак.

Аналитики также указывают, что сперва падение спроса ударит по авиакомпаниям, а потом заставит оптимизировать бизнес и аэропорты УрФО. Впрочем, пока представители этого сегмента утверждают, что масштабные планы по сокращению рейсов остаются только на уровне разговоров. Официальных сообщений о том, что в новом году количество перелетов резко уменьшится, от авиакомпаний не поступало.

"Разговоры, конечно, есть, но до дела пока не дошло. Я думаю, подробнее можно будет говорить об оптимизации маршрутной сети авиакомпаний в конце февраля. Пока же реально ушел только "ЮТэйр". Впрочем, уже можно сказать, что международных рейсов в плане на февраль очень мало - всего 4. Я имею в виду дальнее зарубежье. По итогам 2014 года просадка по международке была в районе 15%. В этом году будет больше. Хотя компании еще могут дозаявиться", - заявил "Правде УРФО" генеральный директор ОАО "Аэропорт Сургут" Евгений Дьячков.

Представители компании "Новапорт", контролирующей челябинский и тюменский аэропорты, не стали комментировать решения авиакомпаний. Отметив, правда, что количество международных рейсов действительно сокращается. "Зато наблюдается рост по внутрироссийским рейсам за счет региональных и туристических направлений, таких как Крым", - добавили в компании.

В пресс-службе Кольцово заметили, что пока делать выводы рано. "Пассажиропоток в течение года распределен неравномерно. Пик приходится на июль-август. Конец осени и зима - спад, с небольшим всплеском на новогодние каникулы. Разумеется, авиакомпании внимательно следят за изменением спроса и вносят корректировки в расписание. Сейчас говорить о какой-то повальной отмене рейсов оснований нет. Оценивать изменения на рынке в целом и делать какие-то сравнения можно будет не раньше начала второго квартала", - предположил представитель Кольцово.

Однако собеседники "Правды УРФО" в отрасли не разделяют спокойствия представителей аэропортов. По словам одного из участников рынка, если кризис окажется затяжным, авиакомпании, которые и так накопили колоссальные долги, будут вынуждены жестко резать свой бизнес.

"Доходы населения сильно упали, как и интерес к авиаперевозкам. Говорить о восстановлении спроса пока не приходится. Упала и деловая активность, а это тоже определенный трафик. Про международку и говорить не стоит. Если учесть кризис на рынке кредитования и плачевное финансовое состояние многих авиакомпаний в этом году, количество игроков на этом рынке может сократиться. Конечно, при таком раскладе пострадают в первую очередь рейсы из регионов", - отмечает собеседник издания.

В 2015 году уже стало известно, что авиакомпания "Победа" отказалась от рейсов из Москвы в Самару и Челябинск. В то же время "Оренбургские авиалинии" отменяют вылеты из Москвы в Екатеринбург и Пермь. "ЮТэйр" на 3 месяца прекратила прямые перевозки в направлении Москва - Екатеринбург. Также былисвернуты рейсы Курган - Екатеринбург авиакомпанией "Руслайн", поскольку они не попали в федеральную программу субсидирования. К прочему, стало известно о прекращении полетов "Ак Барс Аэро" и временной отмене авиакомпанией "Трансаэро" всех рейсов из Екатеринбурга в Домодедово.

"Правда УРФО" продолжит следить за развитием событий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Правда УрФО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка