О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Замещать авионику на SuperJet мы сможем не ранее, чем через три года"

На вопросы ведущего ответил первый замгендиректора АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" Игорь Насенков в рамках программы "Действующие лица"

Какой шанс у России победить в "гонке технологий"? Собирается ли КРЭТ переоснастить SuperJet 100? Каковы успехи России в области радиоэлектронной борьбы? На эти и другие вопросы ведущему "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву ответил первый замгендиректора АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" Игорь Насенков в рамках программы "Действующие лица".

"У многих наших разработок нет мировых аналогов"

Игорь Насенков об электронной компонентной базе: "Отрасль переживает бум, объем заказов на сегодняшний день такой, что российская электроника в хорошем смысле с ними не справляется, потому что объемы растут из года в год в разы. Идет масштабное техперегружение, в том числе и в холдинге "Росэлектроника". И импортозамещение, и сами по себе объемы в рамках гособоронзаказа растут, поэтому работы хватает всем".

О переходе на импортозамещение и новых технологиях: "Мы не только можем позволить себе высокие технологии, они у нас есть. Если говорить про наш концерн, у нас есть несколько десятков институтов, которые занимаются разработкой передовых радиоэлектронных систем, передового портового радиоэлектронного оборудования. У многих из этих разработок даже нет мировых аналогов. Что касается импортозамещения, которым сейчас активно все занимаются, прежде всего, это проходит под эгидой Минпромторга Российской Федерации, выделяются средства. Только в конце прошлого года наш концерн выиграл открытых конкурсов на работу в рамках импортозамещения на сумму более 5 млрд руб. Причем это не то, что импортозамещение того, что уже стояло на той или иной нашей продукции, это и определенная еще модернизация, разработки идут достаточно современные, с учетом нынешних реалий, с учетом новых тактико-технических характеристик, новых требований. Поэтому новые разработки, они были, есть, и новые технологии, нельзя сказать, что у нас их не было, они есть и достаточно передовые".

О самых болезненных направлениях: "В двигателестроении не так все просто. Действительно, по электронной компонентной базе тоже. Есть несколько направлений, где есть проблемы, с которыми мы успешно справимся. По крайней мере, еще ни одна отрасль у нас не встала".

О доле военной продукции: "Если мы возьмем результаты 2014 года, объем выручки по концерну в целом составил 105 млрд руб., из них 80% - это военная продукция. Если посмотреть рост, динамику по отношению к предыдущему, 2013 году, то доля ГОЗа выросла более чем на 50%".

"Санкции США серьезного влияния на нас не оказали"

Игорь Насенков о том, как происходит работа над самолетами: "На сегодняшний день те машины, которые летают, летают в рамках еще опытно-конструкторской работы. С 2016 года должны начаться серийные поставки. Самолет, когда рождается, он как птенец: сначала это всего лишь борт, и на нем представлена лишь малая часть авионики. Потом, в процессе развития разработок, появляется все больше и больше бортового радиоэлектронного оборудования, доходит до систем управления оружием, до бортовых радиолокационных станций и так далее, и уже к концу ОКР он уже полностью напичкан авионикой. Причем авионикой, уже доработанной в ходе самой опытно-конструкторской работы. Наш концерн КРЭТ поставляет 84% от всего бортового радиоэлектронного оборудования. Это и системы управления оружием, это и черные ящики, это бортовые радиолокационные станции, нашлемные указатели и много-много всего".

О влиянии санкций на работу концерна: "Мы действительно попали в санкционные списки США. Мы вот у себя шутим иногда: Колесов Николай Александрович, который является генеральным директором с момента основания, за пять лет довел концерн с нуля до американских санкций. Это общемировое признание. Объем сотрудничества с США у нас очень маленький. Санкции серьезного влияния на нас не оказали, мы где-то переориентировались в закупке технологического оборудования, которое мы покупаем в рамках техперегружения, в основном, на страны Юго-Восточной Азии. Европейские партнеры продолжают с нами сотрудничать. С Америкой объем контрактов мал. Какие-то платежи за рубеж, то же самое мы проводим, в каких-то контрактах мы просто ушли даже на рубли с нашими зарубежными партнерами. Большее влияние сейчас на всех оказывают макроэкономические факторы, связанные с кризисом, например, стоимость кредитов".

О проблемах в связи с экономической ситуацией: "Ставка изменится однозначно и уйдет вниз. Мы не раз это переживали. Есть вопросы, связанные с ростом курсов иностранной валюты, и это сказывается на себестоимости производимой нами продукции. Если говорить про наш концерн, доля комплектующих иностранного производства достигает примерно 30%, по разным оценкам, смотря какие изделия. Наблюдается рост себестоимости по этим причинам. Есть закупки оборудования, в том числе, и в рамках федерально-целевых программ. Понятно, что большая часть оборудования, которое мы закупаем, иностранного производства. Здесь тоже есть определенные вопросы, связанные с дефицитом средств в уже реализуемых проектах".

"На SuperJet сейчас практически нет российской авионики"

Игорь Насенков о привлекательности отрасли для молодых специалистов: Проходит масштабное техническое перевооружение, а это уже совершенно другие полы, другие системы вентиляции, другие условия работы и оборудование. И в этих местах, как раз на этом оборудовании работают молодые люди, в том числе и проектировщики. Там совершенно другая выработка, выше зарплаты, ну и у них интерес совершенно другой к работе, поэтому они идут. У нас идет большая работа с вузами, где-то 115 базовых кафедр мы имеем. Мы заключили за все это время 24 соглашения с вузами, которые готовят и рабочие специальности, и технологов, и конструкторов, все они потом приходят к нам. В принципе достаточно приличные зарплаты сейчас готовы платить тем, кто обладает определенной квалификацией. Если говорить про среднюю зарплату по концерну, по итогам 2014 года она составила около 34 тыс. руб., но это средняя, потому что у нас предприятия расположены от Питера до Владивостока. Для Москвы другой показатель. Если говорить про специалистов высокой квалификации, как разработчиков, так и рабочих, они зарабатывают и до 150 тыс. руб.

О казанском кластере КРЭТа: Казанский кластер состоит в основе своей из проектов на двух предприятиях - это головной Институт по разработке систем и средств государственного опознавания радиоэлектроники имени Шимко и казанский "Радиоприбор", который является серийным заводом и производит то, что разрабатывает Институт имени Шимко. Идея казанского кластера - создать единое научно-производственное объединение из этих двух предприятий, сконцентрировать и разработку, и производство на единой площадке, то есть оптимизировать всю эту инфраструктуру, которая на сегодняшний день есть, уйти от этих издержек. Сейчас это все находится в стадии проектирования, то есть мы проекты завершили, они сейчас проходят главгосэкспертизу. Стоимость всего проекта - порядка 10 млрд руб., сроки начала проекта - 2015 год, сроки завершения - 2018 год. Предполагается, что там будут новейшие дизайн-центры по разработке тех или иных технологий в области госопознавания и радиоэлектронной борьбы. Ну и, конечно, новейшее производство.

О замещении импортного оборудования на SuperJet российским: Замещать авионику физически на этих бортах мы сможем не ранее, чем года через три, потому что это достаточно долгий процесс как самой разработки, так и всех необходимых испытаний и сертификаций. В свое время нужно было сконструировать этот борт и запустить. Ставилась эта задача серьезно и в сжатые кратчайшие сроки, задача была решена, но за счет всей импортной комплектации. На этом борту практически никакой авионики российской нет, и никаких агрегатов российских нет, за исключением буквально единичных позиций. Поэтому для того, чтобы сейчас встать на этот борт, нужно разработать, встать, провести опытные полеты, тестирование, сертификацию, доработать оборудование....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка