О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Японский деловой

Японские корпорации - признанные лидеры в электронике, производстве автомобилей, фототехники и десятках других отраслей

Японские корпорации - признанные лидеры в электронике, производстве автомобилей, фототехники и десятках других отраслей. Только в области производства гражданских самолетов Япония остается на втором плане, хотя компании Страны восходящего солнца давно поставляют комплектующие и детали производителям авиатехники, собственных моделей у них практически нет. Однако в ближайшее время ситуация может измениться.

Особый путь

В текущем году Honda HA-420 получил сертификат американской FAA и совершил несколько рекламных туров по Северной и Южной Америке и Европе. О поставках пока сообщений нет, но самый эффективный, самый комфортабельный и самый быстрый бизнес-джет в своем классе определенно не должен быть обойден вниманием покупателей. Этот самолет в некотором смысле парадоксальный продукт. Honda - мировой лидер в производстве мотоциклов и третий по объемам выпуска производитель автомобилей в Японии. Авиационное подразделение компании американская Honda Aircraft Company было создано в 2006 году. Парадокс в том, что обычно производители самолетов спускались на землю и начинали заниматься автомобилями, здесь же все произошло в обратном порядке. Соитиро Хонда, основатель Honda Motor, не обращал внимания на правила: когда-то он, достигнув успеха в производстве мотоциклов, занялся автомобилями, вопреки возражениям Министерства промышленности и торговли Японии, и достиг невероятного успеха. Его первая легковая модель Honda N360 обратила на себя внимание даже в Англии. Он покинул свою компанию в 1973 году и лишь после этого вместе с женой получил удостоверение пилота. Упорство основателя компании и его умение стремиться вперед стало примером для его сотрудников. Идею создания самолета выдвинул в 1986 году молодой конструктор Honda Митимаса Фудзино. Сегодня он возглавляет Honda Aircraft Company.

Первый самолет, построенный Honda совместно с Университетом штата Миссисипи,- MH02 - взлетел в 1993 году. Он уже имел компоновку с двигателем над крылом, которую сохранил и экспериментальный образец HondaJet, взлетевший в 2003 году. На доводку нового самолета пришлось потратить много лет. Первые поставки планировались еще в 2010 году, затем были перенесены на 2012-й, но есть вероятность, что первый клиент полетит на своем HondaJet лишь в 2016-м. Такие сдвиги в графиках - обычное дело в современной авиации: самолеты стали значительно сложнее, к тому же выросли объемы требований по сертификации, так что испытания и доводка требуют много времени.

Самолет вполне соответствует репутации Honda, компании, готовой к нетривиальным решениям. Двигатели этой машины закреплены на пилонах над крылом - редкое решение, реализованное ранее только на VFW-614 1970-х годов. Такая компоновка разгружает крыло, как на обычных лайнерах, но в то же время снижает уровень шума, как на бизнес-джетах, ведь в итоге двигатели оказываются как раз в зоне хвоста.

В конструкции используются композитные материалы, которые снижают массу машины, электронная система управления Garmin G-3000 с двумя тачскринами упрощает управление, так что при необходимости с ним может справиться один пилот. Honda принимала участие в создании двигателей для самолета совместно с General Electric. HondaJet относится к классу VLJ (Very Light Jet) и благодаря своей компактности и легкости стоит сравнительно недорого - около $4,5 млн. Однако экономичность и скорость (до 420 узлов, или 777 км/ч) позволяют ему совершать полеты на расстояние почти 2,2 тыс. км и продолжительностью до четырех часов. Так что некоторые пассажиры оценят полностью закрывающийся туалет. Салон рассчитан на четыре-пять пассажиров. Практически все функции комфорта управляются с мобильного устройства, включая затемняющиеся стекла в иллюминаторах.

Можно ли считать HondaJet японским, если его выпускает американская компания? Honda Aircraft - полностью дочерняя компания японской Honda и использует такой же логотип, который можно увидеть на миллионах автомобилей во всем мире. Если учитывать место производства, то придется называть китайскими iPhone, Nokia, Blackberry, Alcatel и вообще едва ли не все смартфоны мира, кроме корейских.

Mitsubishi рвется в небо

Mitsubishi Regional Jet, как и HondaJet, также имеет в своем названии известную автомобильную марку. Более того, 10% капитала созданной для его производства Mitsubishi Aicraft Corporation принадлежит Toyota Motor Corporation. Крупные японские компании часто становятся многопрофильными. Основной акционер Mitsubishi Heavy Industries (64%) уже имеет обширный опыт в постройке гражданских самолетов. Эта компания была одним из основных участников консорциума NAMC, который разработал первый японский региональный самолет YC-11 в 1964 году. Он выпускался до 1974 года (всего сделано 182 машины) и считается в некотором роде предшественником MRJ. Хотя Mitsubishi может вспомнить и другой свой опыт гражданского авиастроения: бизнес-джет MU-300 Diamond. "Бриллиант" - указание и на статус самолета, и на его происхождение: эмблема Mitsubishi - три красных ромба, которые изображают бриллианты. Diamond впервые полетел в 1978 году, а в 1986-м Mitsubishi продала права на его производство американской Beechcraft, и бывший "японец" выпускался до 2009 года как Beechjet 400, а затем после очередного слияния под британской маркой Hawker 400.

Реализация идеи японского регионального лайнера началась в 2008 году, когда стал очевиден стабильный рост спроса на внутренние авиаперевозки в Японии. Семейство MRJ включает две модификации: MRJ70 вместимостью до 78 пассажиров и MRJ90, который может иметь до 92 мест. Для обеих предусмотрены различные версии дальности полета: от 1,5 тыс. км в стандартной до 3,3 тыс. км в "дальнобойной" LR. Планировалось широкое использование композитов вместо металла, однако позже процент деталей из композитов был сокращен до 15. Первый полет ожидается в 2016 году, а поставки серийных самолетов - в 2017 году.

В какой-то степени MRJ можно считать одноклассником SSJ 100 и Ан-148, которые с самого начала предполагалось использовать как основу для корпоративных и VIP-самолетов. Однако для MRJ таких планов не заявлено. Хотя именно региональные лайнеры по многим параметрам близки к бизнес-джетам. Собственно, большинство самолетов этого класса так или иначе использовались как базовые для создания корпоративных или VIP-моделей: королевская семья Нидерландов летает на Fokker 70, британская королева - на BAe-146, а шведский король давно освоил Saab-2000. Популярные Bombardier Challenger созданы на основе Canadair Regional Jet.

Почему же Mitsubishi Aircraft не занимается столь престижным сегментом рынка, как деловая авиация? Возможно, просто потому, что в самой Японии бизнес-джеты совсем непопулярны: в стране зарегистрировано менее сотни самолетов этого класса и имеется всего четыре специализированных аэропорта бизнес-авиации. Похоже, японских топ-менеджеров вполне устраивает роскошный первый класс на регулярных рейсах JAL и ANA, а по земле они готовы передвигаться в "зеленых" (так по традиции называют вагоны первого класса) вагонах скоростных поездов.

Кроме того, MRJ не совсем соответствует тренду в этом классе бизнес-джетов: у него довольно узкий (2,76 м) и низкий (2,03 м) салон. Это почти точный аналог Ту-134 и Concorde (который отличался скоростью и качеством сервиса, но отнюдь не был просторным). Superjet и другая новинка этого рынка канадское семейство Bombardier Cseries имеют фюзеляж шириной почти 3,3 м и обеспечат больше комфорта. Впрочем, уже давно выпускаемые бразильские Embraer E-Jet, как и MRJ, имеют по четыре кресла в ряд и примерно такую же ширину салона - менее 2,8 м. И это не помешало бразильской компании вывести на рынок бизнес-джет Lineage, который фактически представляет собой модификацию Embraer E190. Так что у MRJ есть шанс. Не так давно японские газеты сообщали, что к MRJ проявляет интерес правительство страны, которое готово заказать десять самолетов для перевозки высокопоставленных персон. Так что не исключено, что у Японии все же появится еще один бизнес-джет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка