О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

3 декабря 2015 года Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова отмечает 85-летие

3 декабря 2015 года Центральному институту авиационного моторостроения имени П.И. Баранова исполняется 85 лет

3 декабря 2015 года Центральному институту авиационного моторостроения имени П.И. Баранова исполняется 85 лет. ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова" - головная научно-исследовательская организация отечественного авиадвигателестроения. Все отечественные авиационные двигатели создавались при участии института.

Указ о создании института был подписан 3 декабря 1930 года. ЦИАМ был образован путем слияния авиационного отдела НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ. На протяжении многих лет ЦИАМ вместе с ЦАГИ, ВИАМ и двигателестроительными КБ непрерывно и эффективно обеспечивал достижение высокого уровня технического совершенства авиационных двигателей. Так было в 30-е годы XX века, когда в ЦИАМ под руководством А.А. Микулина был создан на тот момент самый мощный авиадвигатель СССР М-34, на котором осуществлялся исторический перелет экипажа В.П. Чкалова через Северный полюс в Америку. На базе этих моторов были созданы двигатели серии "АМ" - основные авиадвигатели Великой Отечественной Войны. В это же время были организованы авиадвигатестроительные ОКБ, большинство из которых возглавили конструкторы, работавшие в Центральном институте авиационного моторостроения. ЦИАМ фактически стал источником кадров и технологий для отрасли. В институте начинали свою карьеру выдающиеся конструкторы и ученые: В.Я. Климов, А.Д. Чаромский, А.А. Микулин, В.А Добрынин, А.М. Люлька, В.Н. Челомей, Л.И. Седов.

Именно в ЦИАМ А.Д. Чаромский спроектировал и построил авиационный дизель АЧ-30Б, с которым высотные бомбардировщики бомбили Берлин в июле 1941 года, а его наземная модификация В-2 двигала самые лучшие танки Второй мировой войны - Т-34 и ИС-2ю

Высотность и предельно возможные характеристики отечественных авиамоторов времен Великой Отечественной Войны были обеспечены работами над нагнетателями и системами зажигания и подачи топлива, развернутыми в Институте. Комплекс работ трудового коллектива ЦИАМ по этой тематике был отмечен орденом В.И. Ленина.

Переход отечественной авиации на газотурбинные двигатели был осуществлен благодаря работам по изучению воздушно-реактивной тематики, начатых еще в середине 30-ых годов. В 50-х годах Институт принимал участие в создании теперь уже легендарных реактивных двигателей А.М. Люльки, А.А. Микулина, В.А. Добрынина, Н.Д. Кузнецова, А.Г. Ивченко, которые по своему техническому уровню не уступали зарубежным, а некоторые даже превосходили. Так, разработанные в ЦИАМ сверхзвуковые ступени компрессора позволили в 2,5 раза уменьшить число ступеней двигателя Р-11Ф-300 для самолета МиГ-21 по сравнению с американским двигателем J-79 для самолета F- 4.

В этот период в подмосковном Лыткарино был создан один из крупнейших в мире экспериментально-исследовательских комплексов для испытания двигателей и их элементов в самых разнообразных условиях полета. Возможности этого комплекса позволили исследовать процессы практически во всех типах современных авиационных двигателей, а также развернуть масштабные работы по исследованию прямоточных реактивных двигателей для перспективных высокоскоростных летательных аппаратов.

В начале 60-х годов XX века, в период интенсивного развития в нашей стране ракетной техники, в ЦИАМ был выполнен большой комплекс исследований, использованный при создании ракетных двигателей. В 1965 году с участием ЦИАМ была разработана и сдана в эксплуатацию первая в мире зенитная управляемая ракета с ракетно-прямоточным двигателем.

В 70-80-ых годах XX века наступила "золотая эра" отечественной авиации. При большом вкладе Института были созданы такие шедевры отечественного двигателестроения, как Д-30Ф6 для Миг-31, РД-33 для МиГ-29, АЛ-31Ф для Су-27, НК-32 для Ту-160. Отработанная на стендах НИЦ ЦИАМ устойчивая работа двигателя при сильно возмущенном неравномерном потоке на входе позволила самолетам МиГ-29 и Су-27 иметь лучшую в мире маневренность.

В те же годы институт проводил работы по изучению криогенных топлив, в качестве которых рассматривались жидкие водород и метан. Реальность использования криогенного топлива на летательном аппарате была подтверждена в 1988 году первыми в мире полетами самолета Ту-155 с двигателями, работавшими на жидком водороде и сжиженном природном газе.

В 1982 году ЦИАМ был награжден орденом Октябрьской революции за заслуги в создании, производстве и испытаниях новой техники.

В 90 -х годах прошлого века именно исследования ЦИАМ привели к прорыву в создании гиперзвуковых двигателей.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" осуществляет полный цикл исследований, необходимых при создании авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также научно-техническое сопровождение изделий, находящихся в эксплуатации. Созданный в 1930 году Институт 85 лет успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке с отечественными фирмами перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. В стенах ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских, стационарных и ракетно-космических двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования по возобновляемым источникам энергии, в том числе водородной энергетике, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.

Как отметил генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин: "Институт за 85 лет прошел славный путь, преодолел множество препятствий и вызовов, испытан самым взыскательным судьей - временем. Сегодня мы находимся на новом этапе, и намерены, опираясь на блистательные научные и практически важные достижения предшественников, признание промышленностью и государственным заказчиком профессионализма и компетентности современного коллектива, с новыми силами, свежими идеями, традиционной настойчивостью и последовательностью браться и решать уникальные по сложности научные и технологические задачи. Впереди нас ждет масштабная, интересная и крайне востребованная работа. У российского авиадвигателестроения большое будущее, и оно невозможно без ЦИАМ"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка