Фонтанка
29 января 2016, 19:34
Из пилотов "Трансаэро" - в таксисты
Пилоты и бортпроводники "Трансаэро" пошли работать в такси, курьерские службы и торговые центры. Пока их не сократили, они не могут официально перейти в другую авиакомпанию
Работники "Трансаэро", которым перестали платить зарплату, массово идут в суд. Компания задолжала почти 700 млн 7 тысячм человек, из которых 629 - жители Петербурга. Банки уже начали взыскивать с них деньги за кредиты. Чтобы хоть как-то подзаработать, вчерашние пилоты пошли в торговые центры, курьерские службы и в такси.
Петростат опубликовал данные о просроченных зарплатах компаний Петербурга. На 1 января 2016 года размер задолженности работодателей составил 756 млн рублей. То есть за месяц она выросла в 4 раза (со 184,4 млн), а за год - в 73 раза (с 10,3 млн). Рост просрочки по зарплатам произошел за счет зарегистрированной в Петербурге авиакомпании "Трансаэро", на долю которой приходится долг 688,9 млн перед 5507 сотрудниками, говорится в материалах ведомства.
Как уточнили "Фонтанке" в городском комитете по труду и занятости, в составе работников "Трансаэро", оставшихся без зарплат, 629 жителей Петербурга. Ситуацией занимается транспортная прокуратура и трудовая инспекция. В феврале в Смольном пройдет совещание комиссии по легализации трудовых отношений под председательством вице-губернатора Михаила Мокрецова, на которой будут искать источники погашения этих долгов.
С учетом всех обязательных выплат при увольнении "Трансаэро" предстоит выплатить работникам в общей сложности около 3 млрд рублей без учета НДФЛ и обязательных платежей в государственные фонды, писал властям в начале декабря гендиректор авиакомпании Александр Бурдин. На 1 декабря компания также была должна Пенсионному фонду 1,8 млрд, Фонду социального страхования 28 млн, налоговой службе - 57 млн (налог на имущество) и 530 млн (НДФЛ).
Компания рассчитывала вернуть часть долгов государственных органов, в частности, НДС за третий квартал 2015 года - 1,7 млрд, акциз за топливо - 545 млн, возврат налога на прибыль 173 млн, платежи Минобороны за перевозку военных - 436 млн и субсидии Росавиации по перевозкам на Дальний Восток и Калининград - 689 млн. По данным "Фонтанки", ни один из этих платежей не был перечислен "Трансаэро".
На 26 января в авиакомпании "Трансаэро" числятся 7246 человек, и хотя перевозчик перестал летать в конце октября 2015 года, они не торопятся увольняться. Дело в том, что в случае вынужденного простоя по вине работодателя сотрудники должны получать 2/3 среднемесячной зарплаты. Средний заработок командира воздушного судна "Трансаэро" - 300-350 тыс. рублей, второго пилота - 200 тыс., бортпроводника - 70-90 тыс, пояснил "Фонтанке" глава профсоюза работников "Трансаэро" Дмитрий Савишин.
Кроме того, при сокращении работники должны получить две средних зарплаты плюс еще одну, если они не смогли найти работу в течение месяца после сокращения, говорит Савишин. "А в случае увольнения по собственному желанию они не получат ничего", - говорит он. Все 7246 человек получили уведомления, согласно которым они будут сокращены 4 марта 2016 года.
По информации "Фонтанки", часть работников перестали получать деньги в ноябре - сразу после прекращения полетов, другие - еще в октябре. Работодатель мотивирует это тем, что счета компании находятся в банках, которые участвуют в деле о банкротстве (Сбербанк, Альфа-банк и др.). Будучи заинтересованными в получении своих денег, кредитные организации "заморозили" счета авиакомпании.
Газета "Ведомости" 29 января написала, что Росстат и Росавиация якобы направили в Генпрокуратуру письмо с просьбой заняться проверкой долгов "Трансаэро" перед работниками. Однако источник "Фонтанки" в Росавиации пояснил, что в ведомстве не припомнят, чтобы отправляли такое письмо. Пресс-служба Росстата отказалась общаться на эту тему по телефону.
Действующие и бывшие работники "Трансаэро" в январе 2016 года подали в Дзержинский районный суд Петербурга несколько десятков исков с требованием погасить долги по зарплате, ни по одному из них решений пока нет.
Пилоты ушли в такси и курьеры
По собственному желанию из "Трансаэро" уволились 3166 человек, из которых 70% - 2230 - устроились в "Аэрофлот" (и дочерние компании), сообщал Роструд. "Некоторые коллеги не выдержали и уволились, - рассказывает пилот "Трансаэро". - Устроились в "Россию" во Внуково, так как в Питере не берут. Но контракты у них у всех до 31 марта 2016 года! Чтобы это могло значить? Очередной развод, по-моему. Контракты у пилотов всегда бессрочные".
Некоторые бортпроводники устроились в создаваемую объединенную авиакомпанию "Россия". Но поскольку она еще не летает, новые работники сидят дома и получают оклад 11 тыс. рублей, говорит пилот. "Когда начнется авиасообщение, обещают 50 тыс. рублей", - говорит он.
Однако в наиболее сложном положении находятся те, кто до сих пор числится в "Трансаэро", ожидая мартовского сокращения. Некоторые, рассказывает пилот, подрабатывают полуофициально, причем в самых разных областях. Один устроился на авиатренажер в ТРЦ "Рио" на улице Фучика, где посетителям предлагают курсы обучения летному делу, другой - подрабатывает частным извозом, третий - курьер. "Каждый крутится как может, - поясняет он. - У всех же кредиты, ипотеки".
Некоторые банки уже начали обращаться в суды к работникам авиакомпании, переставшим платить по кредитам. В ноябре-декабре суды вынесли по крайней мере два таких решения в Московской области - по искам "Возрождения" и банка "Советский". В случае с последним, например, бортпроводница перестала получать деньги от "Трансаэро", трудовой договор у нее еще не был расторгнут, однако в компанию "Аэрофлот" ее еще не приняли. Суд в результате снизил размер процентов на 6 тыс. рублей и взыскал с нее 117 тыс. долга.
В закрытом сообществе работников "Трансаэро" в приложении WhatsApp появилась душещипательная история девушки, которая вызвала такси, а шофером оказался командир воздушного судна авиакомпании. "Я командир "Боинга" в "Трансаэро"... Раньше возил 500 человек, а теперь вот по одному. Государство вложило в меня столько денег и души, а теперь бросило выживать... Ни в одной стране мира не бросают летчиков. Чтобы научиться вести самолет, необходимо не менее 20 лет. Я обучался во всех странах. Я жил, я летал. Я теперь мне стыдно", - так пассажирка передает слова таксиста.
"Государство, в том числе налогоплательщики, вкладывает в начальное обучение пилота несколько миллионов рублей. Обидно, когда звонит коллега и рассказывает, что ночью таксовал", - говорит один из пилотов.
Кто во всем виноват
Сотрудники "Трансаэро" во всем винят "Аэрофлот", который, по их мнению, под видом намерения покупки компании взял ее под управления и развалил, устранив одного из главных конкурентов.
"История просто сказочная, - рассказывает источник "Фонтанки" в "Трансаэро". - Пришел товарищ из топ-менеджмента "Аэрофлота" на пост гендиректора "Трансаэро" [Дмитрий Сапрыкин]. Изучил все изнутри. Взял кредит для "Трансаэро" в "Аэрофлоте". Подписал акты по незаконному отзыву сертификата эксплуатанта, который аннулировала Росавиация. И уволился. А теперь он гендиректор авиакомпании "Россия". Кому расскажешь - не поверят же! Теперь "Трансаэро" судится с "Аэрофлотом" из-за этого кредита и с Росавиацией - из-за аннулирования сертификата".
На днях "Аэрофлот" уже выиграл суд о взыскании с "Трансаэро" кредита размером 2,9 млрд. А рассмотрение заявления "Трансаэро" об отмене отзыва сертификата отложили на середину марта - из-за отсутствия актов, которые подписывал Дмитрий Сапрыкин будучи главой авиакомпании и которые служили согласием "Трансаэро" на отзыв разрешения на перевозку пассажиров. Никто не знает, где они.
Тем временем в арбитражном деле о банкротстве "Трансаэро" появился "представитель работников" авиакомпании по фамилии Волков. Опрошенные "Фонтанкой" специалисты пока не знают, кто он. Он подал ходатайство об отмене решения первой инстанции о введении в компании процедуры наблюдения (которая была введена по заявлению Сбербанка), но суд пока его не рассмотрел. Аналогичное ходатайство подавал Альфа-банк, однако впоследствии отказался от него, поскольку процедура наблюдения к моменту рассмотрения заявления банка уже началась.
В марте, после сокращения, в "Трансаэро" останется 200 человек, которые будут заниматься судами и текучкой. На этом история крупнейшей в России частной авиакомпании будет завершена....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
