О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Будем летать на Ил-114, Ил-76 и МС-21, "чтобы не было стыдно перед детьми"

На коллегии минпромторга РФ презентовали планы по достижению импортонезависимости

На коллегии минпромторга РФ презентовали планы по достижению импортонезависимости. Уже через пять лет запланировано массовое производство отечественных гражданских самолетов. Регионам предложено напрячься и найти деньги для создания своих фондов развития промышленности.

"Такая великая страна как Россия не может жить без собственной авиации. Аплодисменты"

Мирное течение итоговой коллегии минпромторга РФ было нарушено вопросом, адресованным вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Его попросили прокомментировать слухи о том, что в ближайшее время российские авиакомпании проведут массовую закупку гражданских самолетов иностранного производства в количестве аж 340 штук, что, надо полагать, поставило бы крест на планах реанимации отечественного авиастроения. Дворкович отделался дежурным опровержением: "В первый раз об этом слышу. Наши авиакомпании отдельные самолеты закупают. Никаких массовых закупок (иностранных лайнеров - прим. ред.), по моей информации не планируется". Гораздо подробнее болезненную тему осветил другой вице-премьер - Дмитрий Рогозин, который буквально сыпал сенсационными новостями на тему авиапрома.

"Речь должна идти об импортовытеснении, особенно по заданному вопросу насчет авиационной техники", - взял быка за рога Рогозин. Забегая вперед, скажем, что вся коллегия минпромторга была посвящена импортозамещению всего и вся, начиная от самолетов и заканчивая программным обеспечением. В условиях антироссийских санкций, которые только что решили продлить лидеры "большой семерки", собиравшиеся на свой саммит в Японии, иначе, очевидно, нельзя. Но Рогозин, как и положено военно-промышленному вице-премьеру, был настроен наиболее воинственно.

Признав, что вероятный противник в лице США в 10 раз сильнее нас в плане экономики, вице-премьер, тем не менее, выразил готовность дать бой, и не только на вверенном ему участке фронта - в сфере ОПК. По его словам, предполагается уже к 2021-22 годам восстановить независимость российского гражданского авиапрома, которая, как известно, приказала долго жить. В современном парке авиационных судов в России относительно отечественной разработкой можно признать разве что "Сухой Суперджет" (практически вся его "начинка" импортная). Все остальное - это "Боинги" с "Эрбасами". Но, если верить Дмитрию Рогозину, еще не вечер.

Наедавно в Сочи на встрече Владимира Путина с руководством ОПК и Вооруженных сил были приняты решения о выделении дополнительного финансирования создания двух новых гражданских самолетов. Первый из них - обновленный Ил-114, который предполагается собирать в Нижнем Новгороде. По словам Рогозина, ближнемагистральный самолет рассчитан на 64 пассажирских места, и он "закроет тему межобластных и межкраевых перевозок пассажиров. Это то, чего не хватает, чтобы связать регионы между собой". "Сегодня, если вы из Амурской области хотите переехать в Хабаровский край, и у вас нет чартера, если вы не богатый Буратино, то вам приходится делать это чуть ли не через Москву", - описал прискорбную ситуацию с внутренними авиаперевозками вице-премьер.

Обновленный Ил-114, по его словам, пойдет в серию в 2021-22 годах на нижегородском заводе "Сокол". Также предстоит вытеснить дальнемагистральные самолеты американского и западноевропейского производства, на которых мы все сегодня летаем. Отечественный лайнер предлагается создать на базе Ил-96-400. Предполагается несколько гражданских и военных модификаций, в том числе дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер. Для этого предстоит удлинить планер существующего Ил-96-400 и оснастить его новой авионикой. Этот лайнер должен закрыть потребности российских авиакомпаний до реализации проекта абсолютно нового дальнемагистрального самолета, который планируется разрабатывать совместно с китайцами. С учетом того, что уже в начале июня в Иркутске состоится первая выкатка среднемагистрального МС-21 (от 150 до 210 пассажиров), сформирован план по созданию всей линейки отечественной гражданской авиации.

На том, как все это реализовать в условиях экономического кризиса и антироссийских санкций, которые в том числе запрещают передачу технологий двойного назначения, к которым безусловно относится все, связанное с авиацией, вице-премьер предпочел не останавливаться. Остается надеяться, что решения просчитаны и не отдают авантюризмом. Хотя намеки на увлечение последним на коллегии минпромторга были. Чего стоит, например, саундтрек из "Джентльменов удачи", который в числе прочих композиций крутили перед началом заседания коллегии!.. Да и самый яркий среди прозвучавших выступлений спич Рогозина был, пожалуй, чересчур эмоциональным. Впрочем, ему извинительно: Дмитрий Олегович, хотя и много говорил о престиже инженерной профессии и укреплении института генеральных конструкторов, сам является выпускником журфака МГУ и экономического факультета Университета марксизма-ленинизма при МГК КПСС.

"А вы говорите какие-то там закупки (авиатехники за рубежом - прим. ред.). Не будет никаких закупок! В условиях исчерпания ресурса старых украинских самолетов - Ан-24, Ан-26, они просто будут уходить через 3-5 лет из авиакомпаний", - отметил Рогозин. Так что, планы авикомпании "Пионер", объявившей на днях о старте новых региональных рейсов из Казани как раз на Ан-24, вряд ли окажутся далекоидущими.

"Если мы оставим российские авиакомпании без нового отечественного самолета, то, конечно, они пойдут закупать иностранные самолеты. И чья это будет вина? Их? Нет, наша, - рассказал о цене вопроса вице-премьер и продолжил. - И чтобы не было стыдно перед детьми, эти решения приняты. И спасибо президенту, что он услышал. Такая великая страна, как Россия не может жить без собственной авиации. Аплодисменты. (раздаются аплодисменты - прим. ред.) У меня в тексте написано: "Аплодисменты". А их нет, я и засомневался, может, что-то не то сказал".

Николай Никифоров: импортонезависимость в микроэлектронике обеспечат "Байкал" и "Эльбрус"

На этом фоне все прочие выступления явно потерялись, хотя послушать было что. Например, глава минсвязи РФ Николай Никифоров отчитался о том, что пока Дмитрий Рогозин только грозится вытеснить импорт в авиапроме, российская микроэлектроника уже выпускает микропроцессоры "Байкал" и "Эльбрус", не уступающие, по заверениям министра, зарубежным аналогам. Ну а по программному обеспечению мы уже едва ли не впереди планеты всей.

"За последние 10-15 мест ни одна страна в мире не заработала столько призовых мест на международных соревнованиях по программированию, информатике и робототехнике, как Российская Федерация. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить нашу команду Санкт-Петербургского университета, которая в очередной раз победила на студенческом чемпионате мира по программированию. А в топ-10 этого турнира вошло сразу пять российских команд. Только представьте, на каком уровне потенциала человеческого капитала мы здесь находимся!" - отчитался об успехах Никифоров. К числу несомненных успехов министр связи отнес также и гарантированные госзакупки примерно 50 млн. единиц отечественной микроэлектроники, а также закрепленное в нормативных актах по инициативе минсвязи обязательство госорганов и госкомпаний закупать отечественное ПО. Покупки за бюджетный счет иностранных программ возможны лишь при отсутствии российских аналогов. Как сказал Никифоров, мы пока отстаем в области разработки операционных систем и систем управления базами данных. По ним, как признал министр, "в мире доминирует одна страна и ее компании". В общем, как всегда, стоит задача догнать и перегнать Америку.

Вот только догонять, похоже, готовы не все. Решение минсвязи об утверждении списка обязательного для госзакупок отечественного ПО вызвало многочисленные нарекания. А на днях чиновники ряда федеральных ведомств предложили еще и ввести штрафы для тех, кто продолжает закупать иностранные программы для госнужд. Справедливости ради следует отметить, что именно Николай Никифоров заблокировал самое радикальное предложения минэкономразвития, которое хотело полностью запретить органам власти и госкомпаниям приобретать иностранное ПО. "Не должно быть таких валюнтаристских решений, чтобы все запретить и все парализовать", - заявил тогда министр связи.

Денис Мантуров призвал регионы раскошелиться на вытеснение импорта

Сам "виновник торжества", глава минпрмторга Денис Мантуров взял слово одним из последних и в отличие от многих коллег был скромен в оценках. Впрочем, и он отчитался об успехах по борьбе с импортом. В этом нелегком деле глава минпромторга исповедует региональный подход. Рассказав о том, что главную роль в импортозамещении должен играть запущенный в прошлом году Фонд развития промышленности, Мантуров похвалил те регионы, которые уже приступили к созданию у себя аналогичных фондов регионального уровня. В числе передовиков министр назвал и Татарстан.

Напомним, что создание промышленного фонда в Татарстане находится в самом разгаре. В конце апреля министр промышленности РТ Альберт Каримов заявил, что на первых порах фонд может получить от 20 до 100 млн. рублей. Кроме того, из федерального Фонда развития промышленности республика уже получила 1,5 млрд. рублей в виде кредитов под 5% годовых.

По словам Мантурова, усилия направлены не только на импортозамещение, но и на уход регионов от часто существующей монозависимости от одной-двух ключевых отраслей промышленности или даже отдельных крупных предприятий. Для этого предстоит развивать сферу услуг и, в частности, туризм. Минпромторг вносит и в эту непрофильную отрасль свой вклад. Особую гордость министра вызывают планы начать в этом году строительство двух крупных судов для организации речных круизов - прежде всего, по Волге. Круизные теплоходы такого класса строятся в нашей стране впервые за последние 60 лет.

С круизными лайнерами прямо по ходу коллегии минпромторга, правда, обозначилась одна проблема. Слово взял Игорь Бухаров - известнейший ресторатор, президент Федерации рестораторов и отельеров России. "Круизный лайнер должен в каждом порте, в котором он причаливает, иметь местную алкогольную лицензию. Будет ли пересмотрен закон, который 10 лет мешает работать как предприятиям общественного питания, так и торговли"? - поинтересовался Бухаров. Денис Мантуров напомнил, что большие круизные суда строятся примерно три года, с явным намеком на то, что за это время с алкогольными лицензиями как-нибудь разберутся. Министр пообещал подумать над решением проблемы в рамках подготовки нового закона о торговле.

"Мы примерно находимся на дне"

И только одна тема никак не прозвучала на итоговой коллегии минпромторга. Не вспоминали о том, что российская экономика переживает крайне непростые времена. Кризис нашел отражение разве что в цифре спада инвестиций в прошлом году в размере 8,4%, которая фигурировала во вступительной видео-презентации. А в остальном все хорошо: химпром вырос на 6%, радиоэлектроника на 22%... И даже автопром нашел, чем порадовать чиновников. Сообщалось, что 560 тыс. автомобилей в прошлом году были куплены благодаря мерам господдержки. Ну а с импортовытеснением вообще все чудесно. По словам Мантурова, в 2015 году на 30% сократился импорт высокотехнологичной продукции в Россию. А вот экспорт аналогичных российских товаров вырос на 10,5%.

В действительности по итогам прошлого года промпроизводство в России сократилось на 3,4%, а в обрабатывающих отраслях объемы выпуска продукции упали по сравнению с 2014 годом на 5,4%. Это значительно выше снижения ВВП в целом. Росла только добыча сырья, хотя и темпами меньшими, чем раньше. Радиоэлектроника, может, в целом и демонстрировала успехи, а вот производство телевизоров и мониторов рухнуло на 46,4%. Ну а что касается автопрома, то легковых автомобилей в прошлом году произвели на 27,7% меньше, а грузовиков - на 14,7%.

Этими цифрами "торжество" в виде итоговой коллегии минпромторга решили не омрачать. Денис Мантуров о ситуации в экономике всерьез поговорил накануне в немецком Ростоке, где министр участвовал в Дне России. Говоря о состоянии российской промышленности, Мантуров признал: "Мы примерно находимся на дне. Я не могу сказать, что мы его уже преодолели и пошли вверх. Колебание по результатам этого года возможно, хотя есть положительная тенденция". В свою очередь помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов ранее отмечал, что наибольшему риску дальнейшего падения подвержены такие отрасли, как автопром, железнодорожное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

Сам Мантуров озабочен больше всего состоянием дел в автопроме. В Ростоке он отметил, что отрасль может спасти запуск новых моделей и привел в пример "КАМАЗ", у которого отмечен рост продаж грузовика с обновленной кабиной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка