О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ренессанс дирижаблей

В четверг, 18 августа в Великобритании успешно прошел испытания крупнейший в мире дирижабль - Airlander 10

В четверг, 18 августа в Великобритании успешно прошел испытания крупнейший в мире дирижабль - Airlander 10. Тестовый полет был проведен в районе аэродрома Кардингтон, в 73 километрах к северу от Лондона.

Создатели воздушного гиганта, представители компании Hybrid Air Vehicles, пояснили, что Airlander 10 относится к гибридным судам: он сочетает в себе черты дирижабля, самолета и вертолета. Основную подъемную силу 92-метровому гиганту обеспечивает баллон, заполненный гелием. При этом он имеет неподвижные крылья и поворачивающиеся двигатели с пропеллерами. Благодаря сочетанию этих элементов Airlander 10 является хорошо управляемым и экономичным судном. Он может подниматься почти на 5 км в высоту, разгоняться до скорости 148 км/ч, а максимальное время нахождения в воздухе составляет 19 дней. Благодаря этому дирижабль пригоден для перевозки грузов на большие расстояния с минимальным расходом топлива.

Тупиковая технология или транспорт будущего?

В начале ХХ века дирижабли представлялись реальным конкурентом не только самолетам, но и морским кораблям. На стороне дирижаблей были экономичность, способность садиться на минимально обустроенных площадках, высокая грузоподъемность.

Лидером строительства летательных аппаратов такого типа стала кайзеровская Германия. Граф Фердинанд фон Цеппелин разработал первую в мире схему жесткого каркаса, который позволил придать воздушному шару аэродинамическую обтекаемую форму.

Однако поражение Германии в Первой мировой приостановило развитие этой технологии. Возобновили строительство дирижаблей нацисты, взявшие в стране власть. Серьезные планы на развитие этого вида транспорта имелись и у СССР.

Однако Вторая мировая война окончательно привела к "вымиранию" этого вида летательных аппаратов. Обе стороны во время конфликта были заинтересованы в строительстве бомбардировщиков, а после завершения войны авиационная промышленность просто не оставила экономических ниш для экономных, но медлительных конкурентов самолетов.

В годы холодной войны США применяли небольшое количество дирижаблей для слежения за советскими подводными лодками. Однако это была очень узкая ниша, выбраться из которой воздушные суда не смогли.

Airlander 10 также проектировался для военных нужд: Пентагон планировал использовать его для слежки за талибами в Афганистане. Однако до реального применения дело не дошло: американское министерство обороны отказалось от участия в проекте из-за сокращения бюджета.

Великобритания вложила в разработку аппарата 3,7 миллиона долларов. Теперь британские бизнесмены рассчитывают использовать несостоявшуюся военную разработку в сфере грузоперевозок.

Дирижабли в РФ: от штучного производства к нацпрограмме

В России строить дирижабли на промышленной основе способны всего две компании: ФГУП "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ДКБА), считающееся наследником советского специализированного комбината "Дирижаблестрой", и НПО "Росаэросистемы", головное предприятие которого - "Воздухоплавательный центр "Авгуръ" - контролирует 95% российского рынка дирижаблей.

Впрочем, производство летательных аппаратов легче воздуха в России ведется не сериями, а единичными образцами. Как правило, их заказывают крупные компании для своих узкоспециализированных задач. Например, в 2011 году "Росатом" оплатил проектирование и постройку дискового дирижабля "Анюта", предназначенного для проведения аэрофотосъемки. Для этих же целей компания "Аэроскан" оплатила постройку двух больших дирижаблей Au-30. Отдельные аппараты покупали правительство Москвы и частные компании, работающие в сфере развлечений. Были заказы из Китая, Таиланда и Франции. Однако пока это все - эксклюзивные, а потому довольно дорогие проекты.

Тем не менее, потенциально у дирижаблей в России есть перспективная ниша: ими регулярно интересуются губернаторы, особенно удаленных регионов с плохой транспортной инфраструктурой. "Понятно, что главный спрос на дирижабли в регионах, - отмечал коммерческий директор компании "Авгуръ" Михаил Талесников. - Там нет дорог и, скорее всего, не будет. А дирижабль может перевозить десятки тонн груза, садиться на болото, на воду, на тонкий лед. Его можно использовать для аэрофотосъемки, для георазведки, для туризма. Не говоря о том, что затраты на топливо в разы ниже, чем на другие виды транспорта".

До сих пор наладить серийное производство летательных аппаратов такого типа не удавалось, однако в ближайшие годы ситуация может измениться. 11 августа стало известно, что члены Совбеза РФ совместно с академиком РАН Александром Некипеловым внесли на рассмотрение правительства проект "Единая Евразия". Один из пунктов этой программы, посвященной освоению регионов Сибири и Дальнего Востока, предлагает вложить серьезные средства в производство транспортных дирижаблей "Атлант", разработанных центром "Авгуръ".

В текущем году на реализацию этой части программы предлагается выделить 800 миллионов рублей. Общая стоимость разработки и постройки "Атлантов" оценивается в 3,2 миллиарда рублей; строительство завода потребует еще 8-10 миллиардов и займет от 2 до 2,5 лет. После ввода в строй предприятие сможет выпускать от двух до десяти дирижаблей в год. С их помощью составители программы планируют обеспечить перевозку грузов между Северным морским путем и Транссибирской железнодорожной магистралью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка