О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 мес. 2016 года

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за 9 месяцев 2016 года

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за 9 месяцев 2016 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2016 года:
  • Выручка увеличилась на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 381 306 млн руб.
  • Показатель EBITDAR составил 120 330 млн руб., увеличившись на 52,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность EBITDAR увеличилась на 6,0 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 31,6%;
  • Показатель EBITDA составил 77 160 млн руб. и увеличился на 61,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность EBITDA* увеличилась на 4,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 20,2%;
  • Операционная прибыль составила 66 926 млн руб., увеличившись на 81,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
  • Чистая прибыль составила 43 798 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"Финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2016 года показывают значительное улучшение по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В основе позитивной динамики - рост бизнеса, нетто-положительный курсовой эффект и строгий контроль над операционными расходами.

За 9 месяцев 2016 года Группа "Аэрофлот" показала уверенный рост выручки на 23,2% до 381,3 млрд рублей, который был обеспечен высокими операционными показателями. Пассажиропоток увеличился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате сохраняющегося высокого спроса на внутренние перелеты, а также благодаря запуску новых международных маршрутов. Помимо регулярных пассажирских перевозок, которые дополнительно принесли Группе 55,0 млрд рублей, возобновился рост в чартерном сегменте, доходы которого увеличились на 9,2 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате действия валютного фактора нетто-положительный эффект на операционную прибыль составил 12,8 млрд рублей, что стало возможным благодаря эффективному управлению доходами и постоянным контролем операционных расходов.

Особое внимание при анализе результатов 9 месяцев 2016 года стоит уделить расходам на авиационное топливо. Несмотря на рост предельного пассажирооборота на 8,8%, расходы на авиакеросин увеличились только на 4,1%. Умеренный рост данной статьи расходов объясняется как продолжающимся снижением удельного потребления топлива на кресло-километр, так и непрерывной работой по повышению эффективности и условий закупок топлива. В денежном выражении экономия от снижения средней цены закупаемого керосина в отчетном периоде составила порядка 8,4 млрд рублей.

Положительное влияние на рентабельность также связано с эффектом операционного рычага - ростом занятости пассажирских кресел по Группе "Аэрофлот" на 3,1 п.п. до 82,4%, что позволило Группе получить дополнительную выручку, не увеличивая постоянные издержки.

В результате действия данных факторов операционная прибыль за 9 месяцев 2016 года выросла на 81,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 66,9 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 61,3% до 77,2 млрд рублей при росте рентабельности EBITDA на 4,7 п.п. до 20,2%. Чистая прибыль за отчетный период составила 43,8 млрд рублей.

Финансовые результаты за 9 месяцев 2016 года подтверждают успешное завершение 3 квартала, наиболее важного для авиакомпаний и традиционно формирующего основной финансовый результат года".

Основные производственные показатели

Показатель9 мес. 20169 мес. 2015Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел.32 82630 053 9,2%
- международные перевозки13 62612 274 11,0%
- внутренние перевозки19 20017 779 8,0%
Пассажирооборот, млн пкм84 22974 45413,1%
- международные перевозки46 90240 184 16,7%
- внутренние перевозки37 32734 270 8,9%
Предельный пассажирооборот, млн ккм102 22593 941 8,8%
- международные перевозки58 32450 934 14,5%
- внутренние перевозки43 90143 007 2,1%
Занятость кресел, %82,4%79,3% 3,1 п.п.
- международные перевозки80,4%78,9% 1,5 п.п.
- внутренние перевозки85,0%79,7% 5,3 п.п.

За девять месяцев 2016 года Группа "Аэрофлот" перевезла 32,8 млн пассажиров, что на 9,2% превышает результат аналогичного периода прошлого года.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20169 мес. 2015Изменение
Выручка381 306 309 510 23,2%
EBITDAR120 330 79 187 52,0%
Рентабельность EBITDAR31,6%25,6%6,0 п.п.
EBITDA177 160 47 846 61.3%
Рентабельность EBITDA20,2%15,5%4,7 п.п.
Операционная прибыль66 926 36 808 81,8%
Рентабельность опер. прибыли17,6%11,9%5,7 п.п.
Прибыль за период43 798 1 826 х24,0
Рентабельность чистой прибыли11,5%0,6%10,9 п.п.

Выручка

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20169 мес. 2015Изменение
Выручка от пассажирских перевозок 326 324 262 080 24,5%
в т.ч. регулярные перевозки313 234 258 219 21,3%
чартерные перевозки13 090 3 861 х3,4
Выручка от грузовых перевозок8 239 6 482 27,1%
Прочая выручка46 743 40 948 14,2%
Выручка итого381 306 309 510 23,2%

Выручка Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2016 года увеличилась на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 381 306 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 21,3% и составила 313 234 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока Группы за 9 месяцев 2016 года на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также изменением среднего курса рубля за указанный период в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по отношению к иностранным валютам, что определило рост международной выручки, номинированной в иностранной валюте.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась более чем в 3 раза до 13 090 млн руб., в том числе в связи с ростом объема операций в данном сегменте после запуска чартерной программы авиакомпании "Россия".

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 24,1%.

Прочая выручка увеличилась на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 46 743 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса, а также увеличением доходов от банков по программе "Аэрофлот Бонус".

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное9 мес. 20169 мес. 2015Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров64 77556 338 15,0%
Расходы на оплату труда48 11840 643 18,4%
Расходы по операционной аренде43 17031 341 37,7%
Техническое обслуживание воздушных судов27 03421 809 24,0%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы20 08917 790 12,9%
Амортизация и таможенные пошлины10 23411 038 (7,3%)
Прочие расходы27 04322 742 18,9%
Операционные расходы за исключением авиационного топлива240 463201 701 19,2%
Расходы на авиационное топливо73 91771 001 4,1%
Операционные расходы итого314 380272 702 15,3%

Расходы на авиационное топливо за 9 месяцев 2016 года увеличились на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 73 917 млн руб. Незначительный рост расходов на авиационное топливо несмотря на рост объема перевозок и налета часов обусловлен снижением средних цен на авиатопливо в рублях за указанный период этого года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и реализацией Группой мер по повышению топливной эффективности, определивших улучшение показателей удельного потребления топлива.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 240 463 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 64 775 млн руб., увеличившись на 15,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 9,8%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало повышение тарифов рядом российских аэропортов.

Расходы на оплату труда увеличились на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 48 118 млн руб. в основном в результате индексации заработной платы отдельным категориям работников с начала 2016 года, а также в связи с приемом на работу более 4 тыс. сотрудников "Трансаэро".

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 43 170 млн руб., увеличившись на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в иностранной валюте). Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 23,4%. Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказали расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 37 самолетов или 18,6% по сравнению с 30 сентября 2015 года), а также рост средней трехмесячной ставки LIBOR за отчетный период до 0,69 против средней ставки 0,29 за аналогичный период прошлого года.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 24,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 27 034 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы выросли на 9,8% на фоне увеличения производственного налета часов и дополнительных расходов на подготовку воздушных судов к выводу из парка.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 089 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к иностранным валютам, а также развитием ИТ-инфраструктуры. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 5,9%.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 10 234 млн руб., что связано с поэтапным выводом воздушных судов по договорам финансового лизинга (уменьшение количества воздушных судов в финансовом лизинге на 13 самолетов или 21,3% по сравнению с 30 сентября 2015 года).

Прочие расходы увеличились на 18,9% до 27 043 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано с ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат, а также начислением дополнительных резервов по просроченной дебиторской задолженности. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 9,5%.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 9 месяцев 2016 года составила 66 926 млн руб. (17,6% от выручки). Показатель EBITDAR составил 120 330 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,0 п.п. до 31,6%. Показатель EBITDA составил 77 160 млн руб. при увеличении рентабельности на 4,7 п.п. до 20,2%.

Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное9 мес. 20169 мес. 2015Изменение
Операционная прибыль66 92636 808 81,8%
Убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто(3 734)(4 992) (25,2%)
Финансовые доходы18 860 7 987 х2,4
Финансовые расходы(7 388)(16 124) (54,2%)
Реализация результата хеджирования(10 611)(15 731) (32,5%)
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий- (28) -
Результат от выбытия компаний(5 099)- -
Прибыль до налогообложения58 954 7 920 х7,4
Расход по налогу на прибыль(15 156)(6 094) х2,5
Прибыль за период43 798 1 826 х24,0

Финансовые доходы за 9 месяцев 2016 года увеличились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 18 860 млн руб. в основном за счет прибыли по курсовым разницам, основная сумма которой включает эффект от возврата авансовых платежей по поставкам воздушных судов.

Финансовые расходы снизились на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7 388 млн руб., что в основном связано с признанием убытка по производным финансовым инструментам в результате закрытия сделок в 2015 году.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 10 611 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

В результате влияния вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы "Аэрофлот" по итогам 9 месяцев 2016 года составила 43 798 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное30.09.201631.12.2015Изменение
Кредиты и займы31 80568 460 (53,5%)
Финансовая аренда 132 746164 524 (19,3%)
Пенсионные обязательства802745 7,7%
Общий долг165 353233 729 (29,3%)
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции60 59036 610 65,5%
Чистый долг104 763197 119 (46,9%)
Чистый долг/EBITDA1,2х3,4х -

Общий долг по состоянию на 30 сентября 2016 года снизился на 29,3% по сравнению с показателем на 31 декабря 2015 года и составил 165 353 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов, как плановыми, так и досрочными, с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие изменения курса рубля к доллару США на 30 сентября 2016 года по сравнению с 31 декабря 2015 года, а также с уменьшением количества воздушных судов в финансовой аренде на 9 самолетов (или 15,8%) по сравнению с 31 декабря 2015 года.

По состоянию на 30 сентября 2016 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 70,2 млрд руб.

*EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности +амортизация + таможенные пошлины....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка