АК "Аэрофлот - российские авиалинии"
30 ноября 2016, 10:26
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 мес. 2016 года
Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за 9 месяцев 2016 года
Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2016 года:
- Выручка увеличилась на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 381 306 млн руб.
- Показатель EBITDAR составил 120 330 млн руб., увеличившись на 52,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность EBITDAR увеличилась на 6,0 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 31,6%;
- Показатель EBITDA составил 77 160 млн руб. и увеличился на 61,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность EBITDA* увеличилась на 4,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 20,2%;
- Операционная прибыль составила 66 926 млн руб., увеличившись на 81,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- Чистая прибыль составила 43 798 млн руб.
"Финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2016 года показывают значительное улучшение по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В основе позитивной динамики - рост бизнеса, нетто-положительный курсовой эффект и строгий контроль над операционными расходами.
За 9 месяцев 2016 года Группа "Аэрофлот" показала уверенный рост выручки на 23,2% до 381,3 млрд рублей, который был обеспечен высокими операционными показателями. Пассажиропоток увеличился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате сохраняющегося высокого спроса на внутренние перелеты, а также благодаря запуску новых международных маршрутов. Помимо регулярных пассажирских перевозок, которые дополнительно принесли Группе 55,0 млрд рублей, возобновился рост в чартерном сегменте, доходы которого увеличились на 9,2 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В результате действия валютного фактора нетто-положительный эффект на операционную прибыль составил 12,8 млрд рублей, что стало возможным благодаря эффективному управлению доходами и постоянным контролем операционных расходов.
Особое внимание при анализе результатов 9 месяцев 2016 года стоит уделить расходам на авиационное топливо. Несмотря на рост предельного пассажирооборота на 8,8%, расходы на авиакеросин увеличились только на 4,1%. Умеренный рост данной статьи расходов объясняется как продолжающимся снижением удельного потребления топлива на кресло-километр, так и непрерывной работой по повышению эффективности и условий закупок топлива. В денежном выражении экономия от снижения средней цены закупаемого керосина в отчетном периоде составила порядка 8,4 млрд рублей.
Положительное влияние на рентабельность также связано с эффектом операционного рычага - ростом занятости пассажирских кресел по Группе "Аэрофлот" на 3,1 п.п. до 82,4%, что позволило Группе получить дополнительную выручку, не увеличивая постоянные издержки.
В результате действия данных факторов операционная прибыль за 9 месяцев 2016 года выросла на 81,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 66,9 млрд рублей. Показатель EBITDA увеличился на 61,3% до 77,2 млрд рублей при росте рентабельности EBITDA на 4,7 п.п. до 20,2%. Чистая прибыль за отчетный период составила 43,8 млрд рублей.
Финансовые результаты за 9 месяцев 2016 года подтверждают успешное завершение 3 квартала, наиболее важного для авиакомпаний и традиционно формирующего основной финансовый результат года".
Основные производственные показатели
Показатель | 9 мес. 2016 | 9 мес. 2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Пассажиропоток, тыс. чел. | 32 826 | 30 053 | 9,2% |
- международные перевозки | 13 626 | 12 274 | 11,0% |
- внутренние перевозки | 19 200 | 17 779 | 8,0% |
Пассажирооборот, млн пкм | 84 229 | 74 454 | 13,1% |
- международные перевозки | 46 902 | 40 184 | 16,7% |
- внутренние перевозки | 37 327 | 34 270 | 8,9% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 102 225 | 93 941 | 8,8% |
- международные перевозки | 58 324 | 50 934 | 14,5% |
- внутренние перевозки | 43 901 | 43 007 | 2,1% |
Занятость кресел, % | 82,4% | 79,3% | 3,1 п.п. |
- международные перевозки | 80,4% | 78,9% | 1,5 п.п. |
- внутренние перевозки | 85,0% | 79,7% | 5,3 п.п. |
За девять месяцев 2016 года Группа "Аэрофлот" перевезла 32,8 млн пассажиров, что на 9,2% превышает результат аналогичного периода прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2016 | 9 мес. 2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка | 381 306 | 309 510 | 23,2% |
EBITDAR | 120 330 | 79 187 | 52,0% |
Рентабельность EBITDAR | 31,6% | 25,6% | 6,0 п.п. |
EBITDA1 | 77 160 | 47 846 | 61.3% |
Рентабельность EBITDA | 20,2% | 15,5% | 4,7 п.п. |
Операционная прибыль | 66 926 | 36 808 | 81,8% |
Рентабельность опер. прибыли | 17,6% | 11,9% | 5,7 п.п. |
Прибыль за период | 43 798 | 1 826 | х24,0 |
Рентабельность чистой прибыли | 11,5% | 0,6% | 10,9 п.п. |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2016 | 9 мес. 2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка от пассажирских перевозок | 326 324 | 262 080 | 24,5% |
в т.ч. регулярные перевозки | 313 234 | 258 219 | 21,3% |
чартерные перевозки | 13 090 | 3 861 | х3,4 |
Выручка от грузовых перевозок | 8 239 | 6 482 | 27,1% |
Прочая выручка | 46 743 | 40 948 | 14,2% |
Выручка итого | 381 306 | 309 510 | 23,2% |
Выручка Группы "Аэрофлот" за 9 месяцев 2016 года увеличилась на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 381 306 млн руб.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 21,3% и составила 313 234 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока Группы за 9 месяцев 2016 года на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также изменением среднего курса рубля за указанный период в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по отношению к иностранным валютам, что определило рост международной выручки, номинированной в иностранной валюте.
Выручка от чартерных перевозок увеличилась более чем в 3 раза до 13 090 млн руб., в том числе в связи с ростом объема операций в данном сегменте после запуска чартерной программы авиакомпании "Россия".
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 24,1%.
Прочая выручка увеличилась на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 46 743 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса, а также увеличением доходов от банков по программе "Аэрофлот Бонус".
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2016 | 9 мес. 2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 64 775 | 56 338 | 15,0% |
Расходы на оплату труда | 48 118 | 40 643 | 18,4% |
Расходы по операционной аренде | 43 170 | 31 341 | 37,7% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 27 034 | 21 809 | 24,0% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 20 089 | 17 790 | 12,9% |
Амортизация и таможенные пошлины | 10 234 | 11 038 | (7,3%) |
Прочие расходы | 27 043 | 22 742 | 18,9% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 240 463 | 201 701 | 19,2% |
Расходы на авиационное топливо | 73 917 | 71 001 | 4,1% |
Операционные расходы итого | 314 380 | 272 702 | 15,3% |
Расходы на авиационное топливо за 9 месяцев 2016 года увеличились на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 73 917 млн руб. Незначительный рост расходов на авиационное топливо несмотря на рост объема перевозок и налета часов обусловлен снижением средних цен на авиатопливо в рублях за указанный период этого года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и реализацией Группой мер по повышению топливной эффективности, определивших улучшение показателей удельного потребления топлива.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 240 463 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 64 775 млн руб., увеличившись на 15,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 9,8%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало повышение тарифов рядом российских аэропортов.
Расходы на оплату труда увеличились на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 48 118 млн руб. в основном в результате индексации заработной платы отдельным категориям работников с начала 2016 года, а также в связи с приемом на работу более 4 тыс. сотрудников "Трансаэро".
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 43 170 млн руб., увеличившись на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в иностранной валюте). Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 23,4%. Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказали расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 37 самолетов или 18,6% по сравнению с 30 сентября 2015 года), а также рост средней трехмесячной ставки LIBOR за отчетный период до 0,69 против средней ставки 0,29 за аналогичный период прошлого года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 24,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 27 034 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы выросли на 9,8% на фоне увеличения производственного налета часов и дополнительных расходов на подготовку воздушных судов к выводу из парка.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 089 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к иностранным валютам, а также развитием ИТ-инфраструктуры. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 5,9%.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 10 234 млн руб., что связано с поэтапным выводом воздушных судов по договорам финансового лизинга (уменьшение количества воздушных судов в финансовом лизинге на 13 самолетов или 21,3% по сравнению с 30 сентября 2015 года).
Прочие расходы увеличились на 18,9% до 27 043 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано с ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат, а также начислением дополнительных резервов по просроченной дебиторской задолженности. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 9,5%.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 9 месяцев 2016 года составила 66 926 млн руб. (17,6% от выручки). Показатель EBITDAR составил 120 330 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,0 п.п. до 31,6%. Показатель EBITDA составил 77 160 млн руб. при увеличении рентабельности на 4,7 п.п. до 20,2%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 9 мес. 2016 | 9 мес. 2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Операционная прибыль | 66 926 | 36 808 | 81,8% |
Убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто | (3 734) | (4 992) | (25,2%) |
Финансовые доходы | 18 860 | 7 987 | х2,4 |
Финансовые расходы | (7 388) | (16 124) | (54,2%) |
Реализация результата хеджирования | (10 611) | (15 731) | (32,5%) |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | - | (28) | - |
Результат от выбытия компаний | (5 099) | - | - |
Прибыль до налогообложения | 58 954 | 7 920 | х7,4 |
Расход по налогу на прибыль | (15 156) | (6 094) | х2,5 |
Прибыль за период | 43 798 | 1 826 | х24,0 |
Финансовые доходы за 9 месяцев 2016 года увеличились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 18 860 млн руб. в основном за счет прибыли по курсовым разницам, основная сумма которой включает эффект от возврата авансовых платежей по поставкам воздушных судов.
Финансовые расходы снизились на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7 388 млн руб., что в основном связано с признанием убытка по производным финансовым инструментам в результате закрытия сделок в 2015 году.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 10 611 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
В результате влияния вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы "Аэрофлот" по итогам 9 месяцев 2016 года составила 43 798 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 30.09.2016 | 31.12.2015 | Изменение |
---|---|---|---|
Кредиты и займы | 31 805 | 68 460 | (53,5%) |
Финансовая аренда | 132 746 | 164 524 | (19,3%) |
Пенсионные обязательства | 802 | 745 | 7,7% |
Общий долг | 165 353 | 233 729 | (29,3%) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 60 590 | 36 610 | 65,5% |
Чистый долг | 104 763 | 197 119 | (46,9%) |
Чистый долг/EBITDA | 1,2х | 3,4х | - |
Общий долг по состоянию на 30 сентября 2016 года снизился на 29,3% по сравнению с показателем на 31 декабря 2015 года и составил 165 353 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов, как плановыми, так и досрочными, с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие изменения курса рубля к доллару США на 30 сентября 2016 года по сравнению с 31 декабря 2015 года, а также с уменьшением количества воздушных судов в финансовой аренде на 9 самолетов (или 15,8%) по сравнению с 31 декабря 2015 года.
По состоянию на 30 сентября 2016 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 70,2 млрд руб.
*EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности +амортизация + таможенные пошлины....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
В создаваемый фонд для ремонта аэродромов до 2030 года привлекут более 40 млрд рублей
Март 29, 2024
Авиакомпания Red Wings запустила продажу отелей на базе Ostrovok.ru
Март 29, 2024
В полку дальней авиации в Амурской области проходят занятия с военнослужащими по призыву
Март 29, 2024
Расчеты БЛА военной базы ЮВО произведут разведку местности на полигоне Алагяз