О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот: жизни пассажиров важнее расписания

В плохих погодных условиях Аэрофлот предпочел избежать неоправданного риска

На днях российская авиакомпания "Аэрофлот" вызвала громкое недовольство ряда пассажиров, отменив несколько десятков рейсов из столичного аэропорта "Шереметьево". Разочарованные люди даже заподозрили, что причиной их проблем стала чрезмерная бережливость авиакомпании, якобы сокращающей не пользующиеся спросом маршруты. На самом же деле "Аэрофлот" просто позаботился об их безопасности, поскольку из-за неблагоприятных погодных условий наземные службы "Шереметьево" оказались не в состоянии обслуживать вылеты в прежних количествах.

За первую неделю декабря в Москве, по данным синоптиков, выпала почти половина месячной нормы осадков. Снег и гололед стали причиной множества ДТП, заставив дорожные службы перейти в авральный режим. Аэропорт Шереметьево также делал все возможное для выполнения расписания полетов - ведь взлетно-посадочные полосы во время снегопада нуждаются в постоянной чистке. К сожалению, справиться с непогодой у наземных служб просто не хватило сил.

Почему так произошло, легко понять на следующем примере. Шесть лет назад на Шереметьево обрушился ледяной дождь, ставший причиной отмены и задержки сотен рейсов - взлетать с обледенелой полосы категорически запрещено правилами, а на то, чтобы привести полосы в рабочее состояние во время осадков, необходимо дополнительное время. У "Аэрофлота", согласно действовавшему на тот момент расписанию, из Шереметьево должны были вылетать 250 рейсов в сутки, и их пассажиры вместе со всеми остальными застряли в аэропорту. Сегодня рейсов "Аэрофлота" из Шереметьево уже не 250, а 600 в сутки, при этом пропускная способность аэропорта не изменилась. Кстати, ни одна российская компания не приближается к этим показателям объема перевозок, поэтому сравнивать их расписания с "Аэрофлотом" по меньшей мере некорректно.

О том, чтобы пренебречь правилами и взлетать с неподготовленной ВПП, в крупнейшей российской авиакомпании не может идти и речи. Слишком великаопасность и слишком хорошо помнятся уроки, преподанные нелетной погодой в прошлом. Буквально весной этого года в Ростове-на-Дону из-за плохих погодных условий разбился Boeing-737 авиакомпании FlyDubai, и все находившиеся на борту погибли. Командир самолета "Аэрофлота" тогда, кстати, принял решение уйти на запасной аэродром, в Краснодар, где благополучно сел, заслужив благодарность своих пассажиров.

Несколькими годами ранее, также в сложных метеоусловиях, под Петрозаводском разбился принадлежавший "РусЭйр" Ту-134, из 52 человек выжили только пятеро.) А лайнер Utair в 2012 году разбился только потому, что перед вылетом в аэропорту его не обработали противообледенителем.

Чтобы не допустить подобных трагедий со своими самолетами, "Аэрофлот" реализовал целый ряд мер, направленных на повышение безопасности полетов. В частности, в компании был создан работающий в режиме 24/7 оперативный кризисный центр, а для пассажиров сформирован оперативный запас предметов первой необходимости - в случае задержки рейса в Шереметьево их ждут спальные матрасы, предметы детского обихода и т.д. Среди других мер, направленных на предотвращение инцидентов, можно назвать разработку отечественной противообледенительной жидкости и ускоренного способа обработки ею воздушных судов, а также внедрение новой системы коррекции расписания, учитывающей погоду и текущую пропускную способность ВПП Шереметьево. Кроме того, все топ-менеджеры Аэрофлота в период с 15 декабря по 15 января находятся в Москве, чтобы в случае погодных эксцессов иметь возможность оперативно включиться в руководство компанией.

По ряду оценок, если бы "Аэрофлот" не сделал всего этого, то транспортный коллапс в Шереметьево в условиях снежной зимы мог оказаться в 2,5 раза масштабнее, чем при ледяном дожде 2010 года, а число пострадавших пассажиров достигло бы не менее 50 тысяч человек. Так почему декабрьский снегопад все же сорвал расписание вылетов?

Причин несколько, и основная из них - аномальные для декабрьской Москвы погодные условия. Пять дней снегопада, перемежающегося с ледяным дождем, туманом и моросью, не фиксировались синоптиками как раз с недоброй памяти 2010 года. Кроме того, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года Шереметьево сейчас переживает реконструкцию, там закрыты некоторые места стоянки и маршруты руления. На это накладывается необходимость внеочередных очисток взлетно-посадочных полос, расписание вылета рейсов смещается и постепенно накапливается значительная пробка - практически такая же, что и знакомые всем автомобильные. Особенно четко она проявляется в вечерний "час пик" - между 18 и 23 часами - когда пунктуальность вылетов "Аэрофлота" составила всего 16,7%. Из значившихся в расписании 102 рейсов задержаны оказались 85, причем максимальное время задержки составило три часа.

Эксперты эту точку зрения подтверждают.

- Несомненно, некоторое узкое место в Шереметьево существует, но аэропорту надо отдать должное, он по сути всепогодный. При такой погоде все европейские аэропорты просто закрыты, они вообще не работают в таких условиях, - заявил главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. - В Шереметьево взлетно-посадочные операции осуществляются каждые полторы-две минуты. Если очистка продолжается 10-15-20 минут, то понятно, сколько рейсов и на земле, и в воздухе может скопиться. Проблема Шереметьево в том, что в этом аэропорту есть две взлетно-посадочных полосы, но они, к сожалению, зависимые, то есть находятся слишком близко друг к другу и одновременно выполнять операции с двух полос невозможно. Когда построят третью, она будет находиться на значительном удалении, тогда аэропорт сможет работать на двух полноценных полосах параллельно.

- При сложных метеоусловиях интервал движения воздушных судов, естественно, увеличивается, - соглашается руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко. - Любая взлетно-посадочная полоса имеет четко задокументированную пропускную способность, например 30 или 35 взлетно-посадочных операций. Скорее всего, проблемы и были связаны с этим фактором.
Нужно отметить, что подобные трудности характерны не только для Шереметьево. Например, в октябре Boeing-737-800 авиакомпании "Победа" получил повреждения при посадке на плохо убранную полосу в аэропорту Магаса. Пилоты жаловались диспетчеру на слякоть на полосе, но узнали они об этом только в момент посадки.

Что же касается обвинений в излишней экономии, то эти заявления, вероятно, просто проецируют во вне собственные проблемы пассажиров. Массовая отмена рейсов - явление, знакомое любой стране с развитым авиационным транспортом, и практически никогда они не воспринимаются с "экономическим подтекстом".

Например, в августе 2016 года американская авиакомпания Delta Air Lines была вынуждена отменить или задержать свыше полутора тысяч своих рейсов в Атланте по причине внезапного отключения электричества, повлекшего за собой сбой в корпоративной системе управления.

В сентябре в лондонских аэропортах Хитроу и Гатвик застряли десятки тысяч пассажиров British Airways - у компании засбоила система электронной регистрации, затронувшая в конечном итоге порядка 100 рейсов в 27 аэропортах по всему миру.

Никаких претензий к финансовому состоянию компаний у пассажиров не возникло, хотя речь шла о технических проблемах, а не форс-мажоре с погодой. Согласно распространенной в США и многих европейских странах практике, в случае неблагоприятной метеообстановки аэропорт могут полностью закрыть, отменив там абсолютно все рейсы. Однако зарубежные пассажиры относятся к таким происшествиям с пониманием и не спешат обвинять перевозчиков в попытках сэкономить на них, любимых.

- Надо на самом деле и поддержать и похвалить наших авиаторов за то, что они в непростых условиях нормально работают и что аэропорты у нас категорированы по наивысшему разряду. Шереметьево практически всепогодный, там все системы посадки автоматические, практически при нулевой видимости можно летать и садиться, но проблема с очисткой полосы все равно остается, - резюмировал Роман Гусаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка