Комсомольская правда
15 декабря 2016, 16:13
Аэрофлот: жизни пассажиров важнее расписания
В плохих погодных условиях Аэрофлот предпочел избежать неоправданного риска
За первую неделю декабря в Москве, по данным синоптиков, выпала почти половина месячной нормы осадков. Снег и гололед стали причиной множества ДТП, заставив дорожные службы перейти в авральный режим. Аэропорт Шереметьево также делал все возможное для выполнения расписания полетов - ведь взлетно-посадочные полосы во время снегопада нуждаются в постоянной чистке. К сожалению, справиться с непогодой у наземных служб просто не хватило сил.
Почему так произошло, легко понять на следующем примере. Шесть лет назад на Шереметьево обрушился ледяной дождь, ставший причиной отмены и задержки сотен рейсов - взлетать с обледенелой полосы категорически запрещено правилами, а на то, чтобы привести полосы в рабочее состояние во время осадков, необходимо дополнительное время. У "Аэрофлота", согласно действовавшему на тот момент расписанию, из Шереметьево должны были вылетать 250 рейсов в сутки, и их пассажиры вместе со всеми остальными застряли в аэропорту. Сегодня рейсов "Аэрофлота" из Шереметьево уже не 250, а 600 в сутки, при этом пропускная способность аэропорта не изменилась. Кстати, ни одна российская компания не приближается к этим показателям объема перевозок, поэтому сравнивать их расписания с "Аэрофлотом" по меньшей мере некорректно.
О том, чтобы пренебречь правилами и взлетать с неподготовленной ВПП, в крупнейшей российской авиакомпании не может идти и речи. Слишком великаопасность и слишком хорошо помнятся уроки, преподанные нелетной погодой в прошлом. Буквально весной этого года в Ростове-на-Дону из-за плохих погодных условий разбился Boeing-737 авиакомпании FlyDubai, и все находившиеся на борту погибли. Командир самолета "Аэрофлота" тогда, кстати, принял решение уйти на запасной аэродром, в Краснодар, где благополучно сел, заслужив благодарность своих пассажиров.
Несколькими годами ранее, также в сложных метеоусловиях, под Петрозаводском разбился принадлежавший "РусЭйр" Ту-134, из 52 человек выжили только пятеро.) А лайнер Utair в 2012 году разбился только потому, что перед вылетом в аэропорту его не обработали противообледенителем.
Чтобы не допустить подобных трагедий со своими самолетами, "Аэрофлот" реализовал целый ряд мер, направленных на повышение безопасности полетов. В частности, в компании был создан работающий в режиме 24/7 оперативный кризисный центр, а для пассажиров сформирован оперативный запас предметов первой необходимости - в случае задержки рейса в Шереметьево их ждут спальные матрасы, предметы детского обихода и т.д. Среди других мер, направленных на предотвращение инцидентов, можно назвать разработку отечественной противообледенительной жидкости и ускоренного способа обработки ею воздушных судов, а также внедрение новой системы коррекции расписания, учитывающей погоду и текущую пропускную способность ВПП Шереметьево. Кроме того, все топ-менеджеры Аэрофлота в период с 15 декабря по 15 января находятся в Москве, чтобы в случае погодных эксцессов иметь возможность оперативно включиться в руководство компанией.
По ряду оценок, если бы "Аэрофлот" не сделал всего этого, то транспортный коллапс в Шереметьево в условиях снежной зимы мог оказаться в 2,5 раза масштабнее, чем при ледяном дожде 2010 года, а число пострадавших пассажиров достигло бы не менее 50 тысяч человек. Так почему декабрьский снегопад все же сорвал расписание вылетов?
Причин несколько, и основная из них - аномальные для декабрьской Москвы погодные условия. Пять дней снегопада, перемежающегося с ледяным дождем, туманом и моросью, не фиксировались синоптиками как раз с недоброй памяти 2010 года. Кроме того, в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года Шереметьево сейчас переживает реконструкцию, там закрыты некоторые места стоянки и маршруты руления. На это накладывается необходимость внеочередных очисток взлетно-посадочных полос, расписание вылета рейсов смещается и постепенно накапливается значительная пробка - практически такая же, что и знакомые всем автомобильные. Особенно четко она проявляется в вечерний "час пик" - между 18 и 23 часами - когда пунктуальность вылетов "Аэрофлота" составила всего 16,7%. Из значившихся в расписании 102 рейсов задержаны оказались 85, причем максимальное время задержки составило три часа.
Эксперты эту точку зрения подтверждают.
- Несомненно, некоторое узкое место в Шереметьево существует, но аэропорту надо отдать должное, он по сути всепогодный. При такой погоде все европейские аэропорты просто закрыты, они вообще не работают в таких условиях, - заявил главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. - В Шереметьево взлетно-посадочные операции осуществляются каждые полторы-две минуты. Если очистка продолжается 10-15-20 минут, то понятно, сколько рейсов и на земле, и в воздухе может скопиться. Проблема Шереметьево в том, что в этом аэропорту есть две взлетно-посадочных полосы, но они, к сожалению, зависимые, то есть находятся слишком близко друг к другу и одновременно выполнять операции с двух полос невозможно. Когда построят третью, она будет находиться на значительном удалении, тогда аэропорт сможет работать на двух полноценных полосах параллельно.
- При сложных метеоусловиях интервал движения воздушных судов, естественно, увеличивается, - соглашается руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко. - Любая взлетно-посадочная полоса имеет четко задокументированную пропускную способность, например 30 или 35 взлетно-посадочных операций. Скорее всего, проблемы и были связаны с этим фактором.
Нужно отметить, что подобные трудности характерны не только для Шереметьево. Например, в октябре Boeing-737-800 авиакомпании "Победа" получил повреждения при посадке на плохо убранную полосу в аэропорту Магаса. Пилоты жаловались диспетчеру на слякоть на полосе, но узнали они об этом только в момент посадки.
Что же касается обвинений в излишней экономии, то эти заявления, вероятно, просто проецируют во вне собственные проблемы пассажиров. Массовая отмена рейсов - явление, знакомое любой стране с развитым авиационным транспортом, и практически никогда они не воспринимаются с "экономическим подтекстом".
Например, в августе 2016 года американская авиакомпания Delta Air Lines была вынуждена отменить или задержать свыше полутора тысяч своих рейсов в Атланте по причине внезапного отключения электричества, повлекшего за собой сбой в корпоративной системе управления.
В сентябре в лондонских аэропортах Хитроу и Гатвик застряли десятки тысяч пассажиров British Airways - у компании засбоила система электронной регистрации, затронувшая в конечном итоге порядка 100 рейсов в 27 аэропортах по всему миру.
Никаких претензий к финансовому состоянию компаний у пассажиров не возникло, хотя речь шла о технических проблемах, а не форс-мажоре с погодой. Согласно распространенной в США и многих европейских странах практике, в случае неблагоприятной метеообстановки аэропорт могут полностью закрыть, отменив там абсолютно все рейсы. Однако зарубежные пассажиры относятся к таким происшествиям с пониманием и не спешат обвинять перевозчиков в попытках сэкономить на них, любимых.
- Надо на самом деле и поддержать и похвалить наших авиаторов за то, что они в непростых условиях нормально работают и что аэропорты у нас категорированы по наивысшему разряду. Шереметьево практически всепогодный, там все системы посадки автоматические, практически при нулевой видимости можно летать и садиться, но проблема с очисткой полосы все равно остается, - резюмировал Роман Гусаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Ведущий профсоюз авиадиспетчеров Франции отменил забастовку 25 апреля
Апрель 25, 2024
Аэропорт Хитроу вернулся к доналоговой прибыли в I квартале