О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Водный путь: как проект маевцев спустится на реку и поднимется к звездам

С детства третьекурсник кафедры "Проектирование самолетов" Денис Сухарев испытывал тягу к двум сферам: медицине и авиации

С детства третьекурсник кафедры "Проектирование самолетов" Денис Сухарев испытывал тягу к двум сферам: медицине и авиации. Все разрешил полет - когда Денис впервые увидел под крылом самолета панораму родной Костромы, всякие сомнения отпали. А интерес к не просто инженерной, а проектной деятельности развился еще в детстве - вплоть до создания (на школьном уровне) технической документации к своим авиаизделиям. Желание поступить в Московский авиационный институт появилось у Дениса на одной из многочисленных олимпиад, в которой он участвовал - Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. Можайского. В жюри заседал выпускник кафедры "Проектирование самолетов" МАИ, генеральный конструктор ОКБ Илюшина Генрих Новожилов, который и заприметил талантливого паренька. Вдобавок преподаватель на станции юных техников, где занимался Денис, тоже был выпускником МАИ. Окончательно же в верности выбора школьника убедил МАКС-2013. Понимание возможности реализации самого проекта оформилось у Дениса в первый же день проживания в общежитии. Именно там, спустившись на общую кухню, он встретил, по его словам, "такого же чокнутого" - Андрея Шепеляева. После пары-тройки дней обсуждения взахлеб своих грандиозных планов они поняли - двоим это не под силу. Пора создавать команду. E. Club "Клуб Инженеров" возник как сообщество во "Вконтакте" и начал стремительно развиваться в оффлайне. Для начала это были просто развлекательные походы в кино/театр - как расчетливо поясняет Денис, дабы сплотить ребят. "Движухи" продолжаются и сейчас, но в значительно меньшем масштабе. Все занялись проектами под кураторством руководства "Клуба" помимо Дениса и Андрея - маевцев Михаила Шмаева, Александра Литвина и Даниила Соколова. Образовательный процесс "Клуба" делится на два кластера: профессиональный и менеджерский. Поскольку возрастного ценза у него нет, то зачастую туда приходят и школьники - способные, но недостаточно продвинутые в инженерно-технической сфере. Для этого проводятся мастер-классы по, например, работе в САПР (системе автоматизированного проектирования), в стандартных программах по моделированию. Однако 60% занятий отводится на обучение ребят тому, как создать и запустить успешный проект. Если инженеров-наставников студентам технического вуза найти было легко, то людей из сферы менеджмента пришлось поискать подольше. Однако и в этом создателям "Клуба" повезло - им вызвалась помогать Национальная школа лидеров "Журавли". В целом с поддержкой в профессиональной среде у ребят все сложилось удачно - по проектам они консультируются с генеральными конструкторами крупных ОКБ, а их главный покровитель - Клуб авиастроителей. И это обоснованно - проект Дениса и его команды поражает своей амбициозностью. Летучий корабль Еще в детстве Денис был скорее авиамоделистом-экспериментатором, нежели спортсменом. Любовь к созданию новых конструкций в университете лишь развилась, а по мере получения новых знаний оформлялись и его идеи. - Основа будущего воздушного межконтинентального транспорта - машины, использующие эффект экрана, - глаза Дениса загораются. - Я общался с дочерью известного авиа- и судостроителя, создателя экраноплана и разработчика его концепции Ростислава Алексеева. Татьяна Ростиславовна рассказала мне о том, что ее отец разрабатывал в последние годы жизни и каким он видел будущее экрана. Его использование позволит снизить энергозатраты на перевозки крупных грузов в несколько раз. А это очень важно - более 80% грузов на планете сейчас перевозится на низких скоростях водным транспортом. Неназванная пока помесь экраноплана и дирижабля - вот проект Дениса. Поначалу эта идея изрядно веселит - так и хочется назвать чудо-транспорт "экраножаблем" или "дирипланом". Но по мере вдохновенного рассказа его проектировщика понимаешь - задача эта очень серьезная. И, уверен Денис, исполнимая. - В отличие от обычного дирижабля у нашего форма летающего крыла, что позволит создать эффект экрана, динамическую воздушную подушку. Разумеется, над городом, где будет множество препятствий и воздушных возмущений, он летать не сможет, но это не главное, - убеждает Денис. - Главное - повышение скорости до 500 км/ч в сочетании с высокой грузоподъемностью и укороченным или вертикальным взлетом и посадкой. Транспорт Земли С водного транспорта и собирается начать Денис для обкатки технологий. Точнее, с электрокатера. Создание целой транспортной сети форсируется в Европе, где это актуально, но пока максимум - например, запущены 16 катеров в Роттердаме, и то на генераторе, а не аккумуляторе. - Наша задача - соединить населенные пункты путем водной пассажирской транспортировки, - серьезно говорит Денис. - Скорость передвижения составит 20 км/ч, что значительно разгрузит автомобильные дороги - наш транспорт будет соединять причал в деревне и причал, располагающийся, например, неподалеку от центра города. Впрочем, электрокатер можно будет запустить и без создания инфраструктуры - он может причаливаться к любому берегу. Главное тут - тестирование электрического двигателя и дизайна. Это может показаться смешным, но в отличие от нас европейцы круто прокачались в плане того, чтобы их творения выглядели красиво. Мы тоже хотим пустить по Волге то, на что пассажирам будет приятно смотреть. Поэтому, кстати, мы активно сотрудничаем со студентами и преподавателями кафедры "Дизайн средств транспорта МГХПА им. Строганова". Впрочем, красотой все это не ограничивается - Денис показывает мне схемы, расчеты и инфографику, а главное - фото сделанного прошлым летом макета катера в масшатбе 1:1. У команды Дениса есть партнеры - представители других сфер, готовые к совместной работе; сетью водного транспорта в городских каналах и равнинных реках уже заинтересовались инвесторы. Создание одной машины на 12-14 мест обойдется в 15-20 миллионов рублей, серии машин в 200 судов с необходимой инфраструктурой - в полтора миллиарда. Но это, подчеркивает Денис, минимальное количество - нужно проводить маркетинговые исследования. Максимальную цену он назвать не может, но уверяет - все окупится за три-четыре года. Разумеется, у электрокатера есть серия ограничений, на которые я сразу обращаю внимание: радиус курсирования от локального пункта (районного или областного центра) не может превышать 40 км; зимой он, разумеется, не ходит. Но на это у Дениса есть ответ - катер на воздушной подушке, следующая ступень технической эволюции его проекта. Воздушная подушка располагается не на одной платформе - катер базируется на нескольких мини-подушках, благодаря чему обеспечивается ее устойчивость к внешним воздействиям и повышается ее энергоэффективность. В основе - тот же электрокатер, однако тут в игру вступает аэродинамика - корпус катера имеет форму фюзеляжа. Заботящийся об экологии Денис хочет создать его из растительного материала, который еще нужно вырастить. Из чертежа видно, как Денис постепенно подбирается к своей цели, не забывая расписывать мне достоинства ее "малых братьев". Катер на подушке ходит до десяти часов, используется внесезонно и имеет гораздо больший радиус хождения. По задумке и он, и обычный электрокатер объединяются в единую систему и ходят параллельно, дополняя друг друга на различных дальностях. Аванпроект и электрокатера, и катера на воздушной подушке будет готов к Новому году, запуск первой машины запланирован уже на 2018-й. - Еще у нас в разработке электрокатамаран, - походя замечает Денис. - Но это так, для туристов. USS Enterprise - А это что? - любопытствую я, указывая на монитор. В презентации в качестве последней ступени изображен красивый аппарат, подозрительно напоминающий культовый звездолет из Star Trek. Денис зарделся, подтверждая тем самым мою догадку. - Неужели Enterprise?! - Ну да, детская мечта, - улыбается он. - Это уже, конечно, при мне сделано не будет, но я заложу идею - в космос летать. - Разве мы не летаем? - Это вы называете полетами?! - отмахивается он. - Мы робко отлетаем на близкую орбиту - какое уж тут познание космоса! То, о чем я мечтаю - космический транспорт, такой же бытовой и привычный для будущего обывателя, как для нас - современные поезда и автомобили. - Тогда зачем все эти экранопланы, катеры и тем более катамараны? Денис удивляется: - "Маленького принца" помните? Как же мы будем исследовать космос и создавать межпланетный транспорт, если не можем создать и обустроить межконтинентальный на своей планете?...
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка