О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как создавалась новая АС ОрВД Московского центра

В октябре 2017 года в Московском центре АУВД была введена в работу автоматизированная система управления воздушным движением нового поколения "Синтез АР4". О ее создании рассказывает С. Пятко, главный конструктор АС ОрВД МЦ АУВД

В октябре 2017 года произошло знаковое событие - в Московском центре АУВД была введена в работу отечественная автоматизированная система управления воздушным движением нового поколения "Синтез АР4".

О том, как создавалась самая крупная и самая сложная АС УВД России - рассказывает Сергей Пятко, советник генерального директора АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", главный конструктор АС ОрВД МЦ АУВД, доктор технических наук, профессор.


- Сергей Григорьевич, почему именно проекту создания нового Центра управления полетами МЦ АУВД уделялось столько внимания, в том числе и на высоком государственном уровне? Разве в других укрупненных центрах не решаются аналогичные задачи?

- Задачи всех центров обслуживания воздушного движения одинаковы. Главное условие - обеспечить безопасность полетов при отсутствии авиационных инцидентов по вине системы ОрВД. Одним из важных критериев качества работы является также минимизация потерь авиакомпаний из-за регулирования движения (минимизация задержек).

Тем не менее модернизация именно Московского центра АУВД стоит особняком. Все дело в масштабе решаемых задач и связанных с этим технических трудностях создания автоматизированных систем такого уровня. Центр является крупнейшим в России и одним из самых крупных в мире. Для оценки масштаба АС ОрВД Московского центра можно привести такие показатели: всего задействовано 413 рабочих мест (диспетчеров, ассистентов, выносных АРМ - 213, РК "Москва-Резерв" - 200), из них 319 рабочих мест - с управлением радиосвязью (включая аварийную); установлены 5415 различных аппаратных блоков и 58 монтажных шкафов группового оборудования; используется 18 источников радиолокационной информации, более 50 взаимодействующих систем и 600 внешних связей.

Московская зона ЕС ОрВД - самая сложная и насыщенная по количеству аэродромов, видов полетов, организации воздушного пространства: зона ответственности простирается над территорией более 720 000 км2, где находится 104 аэродрома различных ведомств, в том числе 9 международных. МЦ осуществляет координацию более 60% всех полетов, выполняемых в Российской Федерации (более 2 500 рейсов в день, более 850 000 полетов в год). В зоне ответственности МЦ - 100 воздушных трасс протяженностью 26 000 км, имеющих 150 точек пересечения. Одновременно в воздухе может находиться более 300 ВС различных типов.

Кроме этого, Московский узловой диспетчерский район имеет очень сложную структуру воздушного пространства, что приводит к конфликтам между ВС и серьезно осложняет работу диспетчерского состава. В этих условиях невозможно обеспечить безопасность воздушного движения без современных технических средств и средств автоматизации, которые помогают специалистам ОВД решать задачи координации полетов. Понятно, что любой сбой при функционировании Московского центра может привести к катастрофическим последствиям, а также к весьма серьезным экономическим потерям.

- Насколько новая система Московского центра отличается от прежней?

- С апреля 1981 года в филиале "МЦ АУВД" функционировала шведская АС УВД "Теркас", которая для своего времени была одной из самых передовых. Она побила все рекорды "долгожительства", однако последние 10-15 лет уже не отвечала потребностям центра. Уровень автоматизации системы не позволял совершенствовать процедуры ОВД, невозможно было проводить серьезные работы по улучшению структуры воздушного пространства. Физическое старение элементной базы снижало надежность ее работы.

В 2008 году по решению ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Концерн ВКО "Алмаз-Антей" оснастил филиал резервным комплексом "Москва-Резерв", основной задачей которого являлась компенсация участившихся отказов шведской системы. Комплекс обладает достаточно полной функциональностью и в процессе работы показал высокую надежность. Так удалось не только продлить функционирование старого центра, практически не вводя ограничений на использование воздушного пространства при отказах АС УВД "Теркас", но и использовать эту систему в качестве резервной в новом центре. Ее характеристики соответствуют высшему уровню автоматизации по международной классификации. Такого уровня проекты в области ОрВД в России не реализовывались никогда. Кстати, даже в советские годы, когда промышленность и научные коллективы функционировали на полную мощность, перед Олимпиадой 1980 года было констатировано, что самим с задачей создания АС УВД для Московского центра не справиться. Пришлось закупать "Теркас", что, безусловно, играло важную роль в деле обеспечения безопасности полетов на протяжении почти 40 лет.

- Проект создания новой АС ОрВД Московского центра пережил немало трудностей и все же был успешно завершен…

- Такого рода сложные проекты требуют мобилизации как государственных структур, так и предприятий промышленности. Проект создания нового Московского центра выполнялся в соответствии со специальным постановлением Правительства РФ, что говорит о его значимости. Министерство транспорта РФ, Росавиация, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" принимали самое активное участие в этой работе. Ставка была сделана на отечественных производителей, что позволило не только успешно реализовать проект, но и дать хороший толчок развитию аэронавигационной отрасли. Концерн ВКО "Алмаз-Антей" сумел объединить усилия предприятий, лучших разработчиков в области автоматизации ОрВД. Сегодня можно утверждать, что наши предприятия способны выполнять проекты любой сложности, а это немаловажно для транспортной безопасности страны.

- А почему проект не удалось реализовать в первоначально запланированные сроки?

- Давно замечено, что когда оглядываешься назад на выполненную работу, то удивляешься: "Почему так долго возился? Это можно было сделать намного быстрее!" Факт состоит в том, что данный проект являлся рекордно сложным. Ни одно предприятие России не имело опыта разработки систем подобного класса. Путь создания новой техники тернист, что-то удается сделать с первого раза, а что-то приходится неоднократно переделывать для получения нужного результата. Сложности возникали буквально на каждом шагу - организационные, юридические, технические, финансовые. Преодоление трудностей, поиск лучших решений - все это потребовало времени. В мире такие уникальные проекты редко реализуются быстрее, чем за 5-6 лет.

- Какие основные проблемы пришлось преодолевать?

- Прежде всего следует отметить несовершенство исходного технического задания. Отдельные положения были спорными, некоторые - некорректными или противоречащими друг другу, многие носили неформализованный характер. После длительных дискуссий ряд пунктов техзадания пришлось корректировать.

Некоторые технические решения по реализации проекта оказались неудачными. Потребовалась серьезная корректировка аппаратной архитектуры основных комплексов, замена ряда аппаратных средств. Огромное количество новых функций, часть из которых является уникальными, потребовало несколько циклов отладки программного обеспечения.

Несовершенство нормативной базы, в том числе и по испытаниям сложных программно-технических комплексов, привело к многочисленным повторным проверкам, часто избыточным и непродуктивным.

В процессе испытаний комплексов возникало большое количество требований, не включенных в техзадание, некоторые из них пришлось в дальнейшем исключать в силу их нецелесообразности. Методики испытаний менялись много раз, нередко игнорировались общепризнанные.

Наконец, на сроки завершения проекта повлияли общестроительные недоделки, которые пришлось устранять.

Несмотря на все трудности, получен богатый опыт для улучшения работы как государственных структур, так и предприятий промышленности.

- В создании новой системы участвовали и специалисты ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"?

- Бесспорно. Скажу больше - без участия специалистов Госкорпорации успешно не может быть реализован ни один серьезный аэронавигационный проект. Предприятия промышленности, как правило, работают "в одной связке" с представителями пользователя. Это в полной мере относится и к проекту создания АС ОрВД Московского центра. Все этапы: формирование техзадания, техническое проектирование, проведение заводских, автономных, комплексных, приемочных и эксплуатационных испытаний - выполнялись при непосредственном участии ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", филиала "МЦ АУВД", а также НИИ "Аэронавигация". Хочу особо поблагодарить тех специалистов, которые были заинтересованы в конечном результате, высказывали конструктивные идеи, здравые соображения, вместе с разработчиками искали лучшие решения, что в значительной степени способствовало успешному завершению проекта.

- Как осуществлялся переход на реальную работу из нового центра?

- Использовался опыт предыдущих центров, опыт Московского центра. Процедура перехода была достаточно хорошо отлажена. Некоторое время старый и новый центры работали параллельно, затем все каналы связи поэтапно переводились в новый центр, и в назначенное время все процедуры по координации полетов были переведены в новый ЦУП. Старый центр некоторое время продолжал функционировать в режиме резерва.

Процедура перехода была выполнена практически без замечаний, с первого раза. Не потребовалось вводить даже кратковременные ограничения на выполнение полетов, что иногда делается при реализации подобных проектов. Переход в новый центр не повлиял на работу смежных зон УВД, что является значительным достижением.

- Как сейчас функционирует АС ОрВД, есть ли проблемы?

- При эксплуатации такого сложного комплекса, как Московский центр, не может не возникать технических проблем. Во-первых, реальные условия эксплуатации технических комплексов всегда отличаются от условий при испытаниях, так что неизбежно возникают особые ситуации, которые требуют корректировок в работе. Во-вторых, специалисты, эксплуатирующие комплексы, не могут знать всех тонкостей, это приходит с опытом. В-третьих, система ОрВД является весьма динамичной, меняются документы, правила полетов, технологические приемы. Все это требует изменений в работе технических средств.

Тем не менее результаты штатной эксплуатации нового центра в течение шести месяцев существенно лучше, чем можно было ожидать для такого сложного объекта. Все возникающие проблемы оперативно устраняются, благодаря, с одной стороны - качественной работе специалистов МЦ АУВД, с другой - тому, что предприятия промышленности участвуют в технической поддержке на начальном этапе эксплуатации.

- Какие изменения следует ожидать в Московском центре АУВД в ближайшее время?

- Ввод в строй нового центра заложил технологическую основу развития Московского аэроузла. Для повышения его пропускной способности предусматриваются: установка новых автоматизированных систем на КДП основных аэродромов, внедрение новой структуры воздушного пространства, ориентированной на эффективные технологии организации полетов. Это существенно повысит пропускную способность системы ОрВД таким образом, чтобы воздушное пространство перестало быть сдерживающим фактором в наращивании объемов авиационных перевозок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка