Справочник

 
 

ОДК-СТАР

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "ОДК-СТАР"

 

Сфера деятельности

АО "ОДК-СТАР" - российский центр компетенции в области разработки, производства и сервисного обслуживания систем автоматического управления газотурбинных двигателей воздушных судов, промышленных ГТД.
АО "ОДК-СТАР" является единственным предприятием в России, обеспечивающим проектирование и производство комплексных систем управления газотурбинных двигателей, включающих в себя цифровые электронные регуляторы с полной ответственностью FADEC и гидромеханические агрегаты: топливные насосы, регуляторы, дозаторы, автоматы распределения, блоки управления механизацией, исполнительные механизмы, клапаны, а также топливные агрегаты, исполнительные механизмы, пульты управления, электронные блоки управления и защиты промышленных ГТД электростанций и газоперекачивающих агрегатов, ГТД морского применения.

Контактные лица

Руководитель службы маркетинга - Шурбя Андрей Геннадьевич

Сертификаты и лицензии:

АО "ОДК-СТАР" располагает всеми необходимыми лицензиями и сертификатами на право разработки, изготовления и ремонта авиационной техники, соответствия исполнения продукции специальным требованиям технических регламентов:
- Лицензия на осуществление разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (топливных насосов, регуляторов расхода и распределителей топлива авиационных двигателей, регуляторов сопла, регуляторов давления топлива, электронных регуляторов, автоматов запуска, программных механизмов, ЕКПС 2915, 2925 , входящих в двигательные авиационные установки), выданная Министерством промышленности и торговли РФ.
- Лицензия на осуществление производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (топливных насосов, регуляторов расхода и распределителей топлива авиационных двигателей, регуляторов сопла, регуляторов давления топлива, электронных регуляторов, автоматов запуска, программных механизмов, ЕКПС 2915, 2925 , входящих в двигательные авиационные установки), выданная Министерством промышленности и торговли РФ.
- Лицензия на осуществление ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (топливных насосов, регуляторов расхода и распределителей топлива авиационных двигателей, регуляторов сопла, регуляторов давления топлива, электронных регуляторов, автоматов запуска, программных механизмов, ЕКПС 2915, 2925 , входящих в двигательные авиационные установки), выданная Министерством промышленности и торговли РФ.
- Лицензия на осуществление разработки вооружения и военной техники (составные части системы питания авиационных двигателей ЕКПС 2915, составные части систем электрооборудования авиационных двигателей ЕКПС 2925), выданная Федеральной службой по оборонному заказу.
- Лицензия на осуществление производства вооружения и военной техники (составные части ракетных двигателей и ракетных установок ЕКПС 1472, составные части системы питания авиационных двигателей ЕКПС 2915, составные части систем электрооборудования авиационных двигателей ЕКПС 2925), выданная Федеральной службой по оборонному заказу.
- Лицензия на осуществление ремонта вооружения и военной техники (составные части ракетных двигателей и ракетных установок ЕКПС 1472, составные части системы питания авиационных двигателей ЕКПС 2915, составные части систем электрооборудования авиационных двигателей ЕКПС 2925), выданная Федеральной службой по оборонному заказу.
- Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, выданный Автономной некоммерческой организацией "Институт испытаний и сертификации вооружений и военной техники", применительно к разработке, производству, пусконаладочным работам, гарантийному и послегарантийному сопровождению эксплуатации, модернизации, доработке и ремонту изделий: систем автоматического управления (САУ), контроля и диагностики газотурбинных двигателей, регуляторов винтов воздушных судов; локальных систем управления (ЛСУ) морскими судовыми газотурбинными двигателями и энергетическими установками; систем автоматического управления (САУ) энергетическими установками (ЭУ) на базе газотурбинных двигателей для газоперекачивающих агрегатов (САУ ГПА), газотурбинных агрегатов, электростанций, включая блоки управления (БУ), исполнительные механизмы и агрегаты; пультов управления, инженерных, технологических; пультов авиационных САУ; гидротолкателей для автомобильных двигателей.
- Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008, выданный Автономной некоммерческой организацией "Институт испытаний и сертификации вооружений и военной техники", применительно к разработке, производству, гарантийному и послегарантийному сопровождению эксплуатации, модернизации, доработке и ремонту изделий ЕКПС 2915, 2925; производству, гарантийному и послегарантийному сопровождению эксплуатации, модернизации, доработке и ремонту продукции ЕКПС 1472.
- Сертификат соответствия системы автоматического управления и топливопитания установок на базе газотурбинных двигателей для газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных агрегатов и установок, электростанций и/или их энергоблоков (САУ и ТП) требованиям ГОСТ Р 51330.0-99, ГОСТ Р 51330.1-99, ГОСТ Р 51330.10-99, ГОСТ 22782.3-77, ГОСТ Р 12.2.007.0-75, Правил устройства электроустановок (гл.7.3, ПУЭ), выданный Негосударственным фондом "Межотраслевой орган сертификации "Сертиум".
- Сертификат соответствия системы автоматического управления энергетическими установками на базе газотурбинных двигателей для газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных агрегатов, электростанций (САУ ЭУ) требованиям ГОСТ Р 51330.0-99, ГОСТ Р 51330.10-99, ГОСТ Р 12.2.007.0-75, Правил устройства электроустановок (гл.7.3, ПУЭ), выданный Негосударственным фондом "Межотраслевой орган сертификации "Сертиум".
- Сертификат соответствия коробки вводной КВ-2007 требованиям ГОСТ Р 51330.0-99, ГОСТ Р 51330.1-99, ГОСТ Р 12.2.007.0-75, Правил устройства электроустановок (гл.7.3, ПУЭ), выданный Негосударственным фондом "Межотраслевой орган сертификации "Сертиум".

Историческая справка:

История АО "ОДК-СТАР" неотделима от истории ОАО "ПАО "Инкар", которых связывает не только место – общая производственная территория, но и время – десятки лет совместного сотрудничества, плодотворного партнерства. Их связывает общая судьба. Первым на свет появился "Инкар". Он был задуман как уральский дублер московского карбюраторного завода № 33. В постановлении правительства о его строительстве говорилось: "...В целях обеспечения развивающейся авиации карбюраторами и размещения промышленности в районах Урала и Сибири построить... в г. Перми завод-дублер №33-бис".
Завод был заложен в 1938 году. За городской чертой, среди редколесья, вблизи деревни Жарино, примыкавшей к железной дороге Пермь – Екатеринбург (тогда – Свердловск), в 1939 году вырос одинокий заводской корпус с двухэтажным пристроем. В 1940 году появился второй корпус. Начали работать первые цехи, в которых шло освоение производства карбюратора АК-62.
К концу 1940 года завод-дублер выпустил первые сотни карбюраторов. На соседнем заводе имени Сталина (ныне – холдинг "Пермские моторы") карбюраторы ставились на двигатель М-62 для истребителя И-16. До начала Великой Отечественной войны завод освоил производство карбюраторов К-105БП для двигателей скоростных истребителей Як-7б и Пе-3, пикирующего бомбардировщика Пе_2, ставшего во время войны основным фронтовым бомбардировщиком.
Война и начавшаяся в связи с ней эвакуация людей и материальных ценностей на Восток заставила объединить московский завод № 33 с его уральским дублером. В октябре 1941 года в Перми на территории молодого предприятия разместился прибывший из Москвы карбюраторный завод и входящее в его состав ОКБ главного конструктора Ф. А. Короткова. Приказом наркома от 28 октября 1941 года эвакуированный завод был организационно объединен с пермским заводом. Директором объединенного завода, получившего номер 33, был назначен А. Г. Солдатов.
ОКБ, возглавляемое Ф. А. Коротковым, проработало в Перми почти два года. Совместно с заводом № 33 коллектив его занимался доводкой и обеспечением серийной поставки карбюраторов для авиадвигателей. В 1943 году, когда произошел коренной перелом в ходе войны, эвакуированные предприятия начали возвращаться на места прежней дислокации. Вернулось в Москву и ОКБ Ф. А. Короткова.
Однако завод № 33 остался в Перми, и теперь уже навсегда. Вновь проводить реорганизацию, разделять его на два предприятия – пермское и московское – было нецелесообразно: завод в то время был единственным в стране поставщиком авиационных карбюраторов, и любой, даже недолгий, сбой в его работе мог очень тяжело отразиться на состоянии фронтовой авиации. Вместе с тем доводка изделий непосредственно на месте их изготовления – в Перми – требовала инженерно-конструкторского обеспечения. Вот почему на заводе № 33 в июне 1943 года вместо выбывшего в Москву опытно-конструкторского бюро был создан его филиал.

Июль 1940 г. Выпуск первого карбюратора АК-62.
Июнь 1943 г. По приказу № 336 народного комиссара авиационной промышленности в Перми при карбюраторном заводе № 33 создан филиал Московского опытного конструкторского бюро № 315, который занимался доводкой и совершенствованием серийных карбюраторов для двигателей самолётов.
1941-1945 г. Единственный в стране завод по выпуску авиационных агрегатов. Произведено 1 млн. 107 тыс. карбюраторов.
1945 г. За выдающиеся достижения в труде и производстве стратегической продукции завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1954 г. Выпуск топливно-регулирующих агрегатов для первого реактивного двигателя.
26 февраля 1957 г. По приказу № 66 министра авиационной промышленности филиал Московского ОКБ-315 преобразован в самостоятельное опытно-конструкторское бюро № 33 (1 апреля 1957 г. – Пермское агрегатное конструкторское бюро – ПАКБ).
1957-1960 г. Начало производства автоматики для ракет "Протон". Разработаны системы регулирования для первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20П самолёта ТУ-124 и первого в истории авиации ГТД со свободной турбиной Д-25В для вертолётов Ми-6, Ми-10.
1971-1974 г. Разработаны системы управления двигателями Д-30КУ, Д-30КП, и начато серийное производство топливно-регулирующих систем для самолётов Ил-62М, Ту-154М, Ил-76. На базе САУ вертолётного двигателя ТВ2-117 разработана система топливоподачи и управления ГТД для танка Т-80. Организован конструкторский отдел электроники КО-2.
1975 г. Впервые в стране разработана электронно-гидромеханическая САУ двигателя Д-30Ф6 для сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Впервые в мире разработан цифровой электронный регулятор РЭД-3048, обеспечивающий управление и ограничение основных режимов двигателя.
1981 г. Серийный выпуск знаменитой электропилы "Парма".
1985 г. Сдан в эксплуатацию лабораторно-производственный корпус электроники.
1987-1988 г. Передана для серийного освоения электронно-гидромеханическая система управления двигателем ПС-90А для самолётов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76МФ. Впервые в отечественной практике создан цифровой электронный регулятор РЭД-90 "с полной ответственностью" (FADEC). Разработана САУ с электронным регулятором РЭД-65 для двигателя ТВ7-117С самолёта Ил-114.
1992 г. Выпуск "90" системы для двигателя ПС-90 на самолёты Ил-96, Ту-204. Разработана электронно-гидромеханическая система управления, контроля и диагностики двигателя РД-600В для многоцелевого транспортно-десантного вертолёта К-60 и транспортно-пассажирского вертолёта Ка-62.
1993 г. Создана САУ ГТУ-2,5 по заказу Газпрома, и начато её серийное производство для передвижных электростанций ПАЭС-2500М и блочных электростанций мощностью 4 МВт. На объектах "Тюментрансгаза" работает 80 САУ.
1995 г. Освоение и выпуск гидротолкателей для Заволжского моторного завода "АвтоВАЗа".
1998 г. Создана электронно-гидромеханическая система управления винтомоторной силовой установкой для пассажирского самолёта Ан-140 с универсальным цифровым регулятором РЭД-2000, в котором совмещены функции управления двигателем и винтом самолёта, измерения их параметров, диагностики и контроля двигателя и винта.
2000 г. Выпуск миллионной пилы "Парма".
2006 г. Начато опытное производство новой САУ двигателя ПС-90А2 для пассажирских самолётов. Создан регулятор системы РЭД-90А2М, который объединяет функции управления двигателем, контроля и диагностики. Ресертификация СМК на соответствие требованиям ИСО-9001 (ГОСТ Р ИСО 9001). Освоение агрегата РСФ-31ВТ2 на двигатель 117С самолёта Су-35.
2007 г. Выпуск регуляторов расхода М472-800, М474-300 для двигателей РД-276, РД-275 объекта 14Д14М ракеты-носителя "Протон-М". Выпуск первых агрегатов маслосистем для двигателей НПО "Сатурн".
2008 г. Выпуск агрегатов системы "117" ДТФ1-117, ДТФ5-117, ДТ с РТ-117 для двигателей самолётов пятого поколения. Освоение агрегатов НР-3ВМ/ВМА, ДЦН-70А и ИМ-3А вертолётных двигателей ТВ3-117/ВК-2500. Для системы управления САУ-117 двигателем многофункционального истребителя пятого поколения разработаны агрегаты: электронный блок концентрации информации БКИ-117, агрегат резервного управления АГ-117.
2009-2010 г. Начаты работы по созданию САУ и ТП перспективного двигателя ПД-14 для ближне- и среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Сдана в эксплуатацию газовая котельная, обеспечивающая предприятие собственным теплом, что улучшило условия труда и снизило энергозатраты предприятия в 2,5 раза.
2009 г. Награждено опытное производство Дипломом победителя Всероссийского конкурса "1000 лучших предприятий и организаций России-2009г.". Разрабатывается система управления новым перспективным двигателем ТВ3-117ВМА-СБ1В для вертолётов класса Ми-8МТВ, Ми-17. Основа САУ – двухканальный цифровой регулятор типа FADEC.
2010 г. Развёртывание производства топливной автоматики вертолётного двигателя ТВ3-117/ВК-2500. Изготовлена партия агрегатов, проведены стендовые и лётные испытания агрегата РСФ-31ВТ2 по программе создания двигателя 117С самолёта Су-35. Серийный выпуск агрегатов и коробок приводов маслосистем Рыбинских двигателей. Разработана двухтопливная локальная система управления (ЛСУ) морским ГТД.
1 апреля 2011 г. Создано объединённое предприятие ОАО "СТАР".

Прочее:

При разработке систем управления предприятие обеспечивает полный цикл разработки, включая проектирование и изготовление агрегатов САУ, разработку, доводку и интеграцию с аппаратной частью электронных регуляторов программно-алгоритмического обеспечения, интеграцию электронной части САУ с гидромеханическими агрегатами и с системами воздушного судна.

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

АО "ОДК-СТАР" принимает активное участие в программах по созданию двигателя ПД-14 для перспективного магистрального самолета МС-21, двигателя перспективного многофункционального истребителя, разрабатывает локальную систему управления ГТД морского исполнения для применения на транспортных кораблях и приморских объектах ГТЭС и ГПА.

Участие в объединениях

Союз авиационного двигателестроения

Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" - добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель. Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла. АССАД - создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров). Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.
Предприятий в группе: 50
 
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии ОДК-СТАР вносились: 17.06.2016. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».