Справочник

 
 

Научно-производственная корпорация "Иркут"

Организационно-правовая форма: Публичное акционерное общество
Сокращенное наименование: ПАО "Корпорация "Иркут"
Официальное наименование на английском: PJSC IRKUT Corporation

 

Сфера деятельности

Публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут") – вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.

ПАО "Корпорация "Иркут" занимает лидирующие позиции в российском самолетостроении и российском экспорте вооружений. За большой вклад в реализацию государственного оборонного заказа и укрепление обороноспособности страны коллектив ПАО «Корпорация «Иркут» в 2015 г. отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли РФ шесть лет подряд - в 2009-2014 гг. - присваивало ПАО "Корпорация "Иркут" звание лучшего экспортера в номинации "Авиастроение (самолетостроение)".

Основной производственной площадкой Корпорации является Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ПАО "Корпорация "Иркут". Филиалы корпорации расположены также в городах Ульяновск и Воронеж. В 2009 г. в составе ПАО "Корпорация "Иркут" сформирован мощный Инженерный центр им. А.С. Яковлева, специализирующийся на разработке пассажирских, учебно-боевых и легкомоторных самолетов. Базой для формирования Центра стало ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".

Контактные лица

Президент ПАО "Корпорация "Иркут" - Демченко Олег Федорович
Руководитель Департамента PR - Федорова Елена Львовна

Проекты

Многоцелевые истребители Су-30СМ выпускаются по контрактам с Министерством обороны России и поставляются ВКС РФ (с 2012 г.) и морской авиации ВМФ РФ (с 2014 г.). С апреля 2015 г. истребители Су-30СМ поставляются ВВС Республики Казахстан.
Многоцелевые истребители семейства Су-30МК выпускаются в интересах зарубежных заказчиков и поставляются с 2002 г. ВВС Индии, Малайзии и Алжира. Суммарный портфель заказов на истребители семейства Су-30МК – свыше 330 машин, около 300 из которых передано заказчикам. В настоящее время ПАО "Корпорация "Иркут" выполняет контракт на поставку самолето-комплектов Су-30МКИ для сборки по лицензии в Индии. Прогнозируется увеличение портфеля заказов на поставку новых самолетов и проведение глубокой модернизации истребителей Су-30МК.
Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130, разработанный ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" (входит в состав ПАО "Корпорация "Иркут"), выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВКС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения "4+" и "5". Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. С февраля 2010 г. самолеты Як-130 поступают на вооружение российских ВКС. В настоящее время они успешно эксплуатируются в учебных центрах. Заключено несколько экспортных контрактов на поставку самолетов Як-130, первый из которых выполнен в 2011 году. В 2015 г. первые партии Як-130 переданы ВВС Белоруссии и Бангладеш. Ведутся предконтрактные переговоры о поставке самолетов в ряд стран мира.
Учебно-тренировочный самолет Як-152, разрабатываемый ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", обеспечит профессиональный отбор и первоначальное обучение летчиков, а также подготовку лётчиков-спортсменов. Самолет позволяет отрабатывать навыки простого/сложного/высшего пилотажа и технику пилотирования в составе группы самолетов. Вместе с учебно-боевым самолетом Як-130, авиационными тренажерами, учебными компьютерными классами и системой объективного контроля самолет Як-152 образует полнофункциональный учебно-тренировочный комплекс.
МС-21 – семейство пассажирских самолетов нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Корпорация "Иркут" создает самолет в широкой международной кооперации.
МС-21 включил в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем.
Новый лайнер отличает высокое аэродинамическое качество, достигнутое в первую очередь за счет крыла большего удлинения, изготовленного из полимерных композиционных материалов. Уровень использования композитов в МС-21 — свыше 30% – уникален для узкофюзеляжных самолётов. Композиты не только позволяют улучшить аэродинамику самолёта, но и существенно снижают массу конструкции.
Одним из других ключевых конструкторских решений проекта МС-21 является больший диаметр фюзеляжа с возможностью перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков. Самый широкий в своём классе фюзеляж обеспечивает не только повышенный комфорт, но и уменьшение времени посадки и высадки пассажиров.
По выбору заказчика самолет МС-21 оснащается двумя типами силовых установок нового поколения: PW1400G компании Pratt & Whitney (США) или ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (Россия). Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.

Сертификаты и лицензии:

1) лицензия Министерства промышленности и торговли российской федерации № 13516-АТ на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники от 23.07.2015 г., бессрочно.
2) Лицензия Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации № 002614-ВВТ-ПР на разработку, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники от 23.07.2015 г., бессрочно.
3) Лицензия Департамента образования города Москвы №028990 от 18 июля 2011 года: "На право ведения образовательной деятельности".

Историческая справка:

Основные события истории ПАО "Корпорация "Иркут"
Сентябрь 1931 г. Включение строительства авиационного завода в Иркутске в План развития авиапромышленности СССР.
28 марта 1932 г. Приказ №181 Главного Управления Наркомата тяжелой промышленности СССР о строительстве завода №125 под Иркутском.
15 января 1934 г. Конструкторский коллектив, позже получивший наименование завод №115 (в настоящее время – ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева"), переводится из системы Осоавиахима в промышленность.
18 августа 1934 г. Подписан акт о завершении постройки в Иркутске завода №125.
8 сентября 1934 г. Завод №125 принят в состав действующих предприятий Наркомата тяжелой промышленности.
16 февраля 1935 г. Первый полет серийного истребителя  И-14, построенного на заводе №125.
Весна 1936 г. Завод №125 начал серийный выпуск бомбардировщиков СБ.
13 января 1940 г. Первый полет истребителя И-26 конструкции А.С.Яковлева (впоследствии истребитель Як-1 – родоначальник самого массового семейства истребителей Великой Отечественной войны, в которое вошли Як-7, Як-9, Як-3).
Июль 1941 г. Завод №125 приступил к поставкам ВВС РККА пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
8 декабря 1941 г. Авиационный завод в Иркутске получил наименование завод №39.
1942-1945 гг. Серийное производство на заводе №39 дальних бомбардировщиков Ил-4 и Ер-2.
24 апреля 1946 г. Первый полет разработанного под руководством А.С.Яковлева Як-15 – одного из первых отечественных реактивных самолетов.
1946-1949 гг. Серийное производство на заводе №39 фронтовых бомбардировщиков Ту-2.
1950-1956 гг. Серийное производство на заводе №39 реактивных бомбардировщиков Ту-14 и Ил-28.
19 июня 1952 г. Первый полет разработанного под руководством А.С.Яковлева самолета Як-25 – родоначальника семейства истребителей-перехватчиков, разведчиков, бомбардировщиков.
1957 г. Реконструкция завода №39, начало выпуска военно-транспортных самолетов Ан-12.
1958 г. Создание в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, сверхзвукового боевого самолета Як-28.
1960-1972 гг. Серийное производство на заводе №39 сверхзвуковых бомбардировщиков и разведчиков Як-28.
15 февраля 1963 г. Заводу №39 присвоено наименование "Иркутский машиностроительный завод".
27 июля 1964 г. Первый полет разработанного в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, боевого самолета вертикального взлета Як-36. Позже на его базе был спроектирован и серийно строился Як-38.
21 октября 1966 г. Первый полет разработанного в ОКБ, руководимом А.С.Яковлевым, пассажирского реактивного самолета для местных авиалиний Як-40.
30 апреля 1966 г. ОКБ, возглавляемому А.С.Яковлевым, присвоено наименование  Московский машиностроительный  завод  (ММЗ)  "Скорость".
1967-1971 гг. Серийное производство на Иркутском машиностроительном заводе транспортных самолетов Ан-24Т.
1970-1986 гг. Выпуск на Иркутском машиностроительном заводе истребителей-бомбардировщиков МиГ-23УБ и МиГ-27.
14 мая 1975 г. Заводу присвоено наименование "Иркутский авиационный завод" (ИАЗ).
22 декабря 1980 г. Начало регулярных полетов ближнемагистрального пассажирского самолета Як-42, разработанного на ММЗ "Скорость".
1982 г. Организация специалистами ИАЗ лицензионного производства МиГ-27 в Индии.
10 сентября 1986 г. Первый полет истребителя Су-27УБ, построенного на ИАЗ.
9 марта 1987 г. Первый полет Як-141, разработанного на ММЗ "Скорость" первого в мире сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки.
21 апреля 1989 г. ИАЗ переименован в "Иркутское авиационное производственное объединение" (ИАПО).
14 апреля 1992 г. Первый полет серийного истребителя-перехватчика Су-30.
13 октября 1992 г. Акционирование ИАПО.
1 марта 1993 г. ИАПО зарегистрировано как Акционерное общество открытого типа "Иркутское авиационное производственное объединение".
1993 г. Преобразование ММЗ "Скорость" в акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро им. А.С.Яковлева".
25 апреля 1996 г. Первый полет Як-130Д – демонстратора технологий, на основе которого создан и серийно выпускается учебно-боевой самолет нового поколения Як-130.
30 декабря 1996 г. Подписание контракта на поставку ВВС Индии истребителей Су-30МКИ.
24 сентября 1998 г. Первый полет самолета-амфибии Бе-200, построенного на ИАПО.
26 ноября 2000 г. Первый полет предсерийного многоцелевого истребителя Су-30МКИ.
28 декабря 2000 г. Подписание контракта об организации лицензионного производства многоцелевого истребителя Су-30МКИ на предприятиях корпорации HAL.
16  марта 2002 г. Учебно-боевой самолёт Як-130 победил в конкурсе ВВС  России.
2002 г. Первая поставка ВВС Индии многоцелевых истребителей Су-30МКИ.
27 декабря 2002 г. Смена названия ИАПО на Публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ПАО "Корпорация "Иркут").
Март 2004 г. Впервые в истории российского ОПК осуществлено первичное  публичное размещение (IPO) 23,3% акций ПАО "Корпорация "Иркут" на фондовом рынке.
2004 г. Научно-конструкторский потенциал Корпорации усилен за счет вхождения в ее состав ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".
20 декабря 2004 г. Подписание контракта на производство в Иркутске компонентов для самолетов семейства Airbus А320.
Ноябрь 2006 г. ПАО "Корпорация "Иркут" вошло в состав ОАК.
2007 г. Первые поставки истребителей Су-30МК новым зарубежным заказчикам.
Июль 2007 г. ПАО "Корпорация "Иркут" выбрано головным исполнителем программы создания ближне- среднемагистрального самолета МС-21.
21 августа 2009 г. Первый полет построенного на ИАЗ учебно-боевого самолета нового поколения Як-130.
2009 г. На основе конструкторского коллектива ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева" в составе ПАО "Корпорация "Иркут" сформирован Инженерный центр им. А.С.Яковлева.
6 июня 2010 г. Распоряжением Президента РФ ПАО "Корпорация "Иркут" определено единственным исполнителем госзаказов на создание самолетов семейства МС-21.
2010 г. Образование филиалов ПАО "Корпорация "Иркут" в городах Воронеж и Ульяновск.
2011 г. Начало экспортных поставок самолетов Як-130, построенных на ИАЗ.
7 декабря 2011 г. Подписание контрактов между Минобороны РФ и ПАО "Корпорация "Иркут" на поставку большой партии учебно-боевых самолетов Як-130.
Март и декабрь 2012 г. Подписание контрактов между Минобороны РФ и ПАО "Корпорация "Иркут" на поставку больших партий истребителей Су-30СМ.
Октябрь 2012 г. Начало поставок ВВС РФ первых самолетов Як-130, построенных на ИАЗ.
22 ноября 2012 г. Передача ВВС РФ первых истребителей Су-30СМ.
Август 2013 г. Передача заказчику 500-го комплекта ниши шасси для самолета Airbus A320.
Декабрь 2013 г. Подписание контрактов между Минобороны РФ и ПАО "Корпорация "Иркут" на поставку партий истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130.
2014 г. Начало производства опытных самолетов МС-21.
Апрель 2015 г. Поставки самолетов Су-30СМ для Казахстана и Як-130 для Беларуси
Апрель 2016 г. Подписание контрактов с Минобороны РФ на поставку очередных больших партий истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130.

Прочее:

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

Программа международной промышленной кооперации предусматривает изготовление на ИАЗ комплектующих для пассажирских самолетов семейства A320 компании Airbus. Серийные поставки осуществляются с 2008 г.

Участие в объединениях

Объединенная авиастроительная корпорация

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАО "ОАК") создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО "Корпорация "Иркут". Приоритетными направлениями деятельности ОАО "ОАК" и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
Предприятий в группе: 19
 

Компания "Сухой"

Крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников более 26 тыс. человек. Компания "Сухой" входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В состав холдинга "Сухой" входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга — боевые самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания — крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время Компанией реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.
Предприятий в группе: 6
 

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
 

Союз машиностроителей России

"Союз машиностроителей России" ("СоюзМаш России") - общероссийская общественная организация, созданная в 2007 г. для представления интересов российских машиностроительных предприятий. Основной целью деятельности Союза является формирование стратегии развития отрасли, а также участие в формировании механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. "СоюзМаш России" представляет интересы более 7000 крупных и средних предприятий машиностроительного комплекса. Основу ОООР "СоюзМаш России" составляют региональные организации, которые действуют в 63 субъектах Российской Федерации. Партнерами "Союза машиностроителей России" являются более 300 ведущих предприятий российского машиностроения.
Предприятий в группе: 8
 

Пресс-релизы | Все пресс-релизы

 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Научно-производственная корпорация "Иркут" вносились: 31.05.2016. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».