Справочник

 
 

Исследовательский центр имени М.В.Келдыша

Организационно-правовая форма: Федеральное государственное унитарное предприятие
Сокращенное наименование: ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша"
Официальное наименование на английском: SSC Keldysh Research Centre

 

Сфера деятельности

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию, производству и эксплуатации ракетной и космической техники, включая разработку, производство и эксплуатацию составных частей и элементов ракетных комплексов, ракетных двигателей и энергетических установок, бортовых комплексов и оборудования, систем и устройств для изделий ракетной и космической техники, а также функциональных наноматериалов и объектов наземной инфраструктуры.

Контактные лица

Генеральный директор - Коротеев Анатолий Сазонович

Проекты

MEGAHIT - проект "Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса".

Сертификаты и лицензии:

- Лицензия на осуществлении космической деятельности, выдана Федеральным космическим агентством 16.02.2009 № 1059К.
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 01.08.2012 № 0260

Историческая справка:

В 1975 году за заслуги в развитии ракетно-технической техники Центр Келдыша был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1975 году создана аппаратура и с помощью спускаемых аппаратов "Венера-9" и "Венера-10" впервые проведены прямые измерения спектрального состава излучения и скорости ветра в атмосфере и на поверхности Венеры.
С 1977 по 1988 год осуществлялось научное сопровождение и участие в разработке мощных ЖРД и ряда систем для ракетно-космической системы "Энергия — Буран".
В 1978 году в институте были возобновлены работы по прямоточному воздушно-реактивному двигателю (ПВРД) для крылатых ракет. Было создано специализированное КБ с экспериментальной и стендовой базой под руководством главного конструктора И. Б. Леванова. Этим КБ разработан проект сверхзвукового ПВРД (СПВРД), а к 1991 году завершена отработка специального двигателя оригинальной схемы для крылатой ракеты "Яхонт", которая в настоящее время находится в эксплуатации.
С 1984 года ведутся работы по созданию и совершенствованию нового поколения экологически чистых ракетных двигателей: ЖРД на топливе жидкий кислород + сжиженный метан и трехкомпонентного ЖРД на топливе кислород + водород + углеводородное горючее.
С 1985 по 1988 год получены уникальные результаты по физике верхней атмосферы Земли с помощью плазменных установок "Минор", доставленных в верхние слои атмосферы метеоракетами МР-12 и МР-20.
С 1986 по 1991 год завершена разработка и внедрение нового типа прямоточного воздушно-реактивного двигателя на крылатых ракетах.
В 1993 году созданы высокоэффективные выпарные рекомпрессионные установки для очистки солесодержащих сточных вод и получения питьевой и дистиллированной воды из соленой.
С 1993 по 1999 год разработаны и продолжают совершенствоваться высокоэффективные конструкции нового поколения стационарных плазменных двигателей.
В 1994 году создан озонобезопасный хладагент С1 (полный заменитель фреона R12), удостоенный диплома и медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1995 году созданы высокоэффективные установки микро- и ультрафильтрации для очистки жидкостей от взвешенных частиц и регенерации индустриальных масел и смазочно-охлаждающих жидкостей.
В 1996 году разработаны два типоразмера ксеноновых ионных двигателей.
С 1996 года развернуты работы по созданию высокоэффективных ракетных двигателей для малых космических аппаратов.
В 1997 году разработан высокоэффективный метод очистки нефтяных скважин от запарафинивания.
С 1998 по 1999 год создан и испытан стендовый многоразовый кислородно-метановый двигатель нового поколения.
С 1998 по 2000 год разрабатывается солнечная тепловая энергодвигательная установка для транспортно-энергетических модулей.
С 2001 по 2002 год проведен обобщающий комплекс работ по совершенствованию энергосистем МКС, направленных на обеспечение теплового режима и пожаробезопасности в гермоотсеках МКС, снижение кантаминационных эффектов на внешнюю поверхность МКС со стороны двигательных установок систем ориентации и коррекции орбиты.
На борту КА "Экспресс-А №4" начаты летные испытания холловского двигателя КМ-5.
Введена в строй первая очередь уникального криогенного стенда для отработки ЭРД.
В 2003 году произведен ввод в строй в городе Актау (Республика Казахстан) первой очереди станции опреснения морской воды производительностью до 20000м3 в сутки.
В 2004 году введен в строй завод по опреснению морской воды в г. Актау (Казахстан). Разработаны и внедрены эффективные мероприятия по устранению пролизов и прогаров камер сгорания двигателей 14Д23, РД0124А при работе с высокоэффективной смесительной головкой в течение гарантийного ресурса (три летных сверх КТИ).
В 2005 году разработан электродуговой плазмотрон на переменном промышленном токе полезной мощностью 1000 кВт и ресурсом до 500 часов. Разработан и прошел экспериментальную проверку образец двигательной установки космического транспортного модуля, использующего солнечную энергию дополнительно к химической энергии топлива, что позволяет увеличить удельный импульс ДУ до 700…750 с.
В 2006 году при финансовом обеспечении Национальной инновационной компании "Новые энергетические проекты" создан мобильный высокоэффективный базовый модуль энергоустановки для получения электроэнергии на основе топливных элементов с мощностью 1,5 кВт. Создана малогабаритная высокопроизводительная установка для получения водорода из природного газа с применением промежуточного генератора синтезгаза.
По заказу НПО ПМ им. академика М.Ф. Решетнёва для перспективной спутниковой платформы "Экспресс-1000" завершен комплекс НИОКР по созданию плазменного двигателя КМ-60.
В 2007 году разработаны методы численного моделирования и созданы предметно-ориентированные программные комплексы для моделирования и прогнозирования рабочих процессов и функциональных параметров ракетных двигателей различных типов.
В кооперации с РКК , ИКИ, ИМБП и НИКИЭТ разработана концепция международного проекта пилотируемой экспедиции на Марс.
Продолжается успешная эксплуатация холловского двигателя КМ-5 на борту геостационарного спутника связи, выведенного на орбиту в июне 2002 года. По состоянию на май 2008 г огневая наработка на двигатель составила 1550 часов при 900 включениях.
В 2008 году Изготовлен технологический образец бортового фурье-спектрометра для термического и влажностного зондирования атмосферы, предназначенный для установки на КА "Метеор-М" № 2.
Разработан эскизный проект пилотной установки для получения жидких синтетических углеводородов из угля производительностью до 5 тонн угля в час.
Выполнена разработка и изготовлен пилотный модуль промышленной установки для обработки тяжелых нефтепродуктов искровым электрическим разрядом производительностью до 35 т/час.
В рамках работы Комиссии по анализу причин перехода спускаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля в режим баллистического спуска проведено исследование влияния электрофизических факторов на работоспособность пиросредств корабля в составе МКС и даны рекомендации для спуска корабля.
В 2009 году в ходе совместных работ с КБХА, завершен начальный этап испытаний лазерной системы зажигания перспективного кислородно-водородного двигателя РД0146.
Продемонстрировано надежное воспламенение запального устройства с использованием малогабаритного лазера во всем диапазоне требуемых параметров, включая криогенные температуры и условия вакуума.
Разработан эскизный проект (2-я и 3-я редакции) пилотной установки получения жидких синтетических углеводородов (ЖСУ) из бурого угля производительностью до 6500 тонн продукта в год.
Подготовлены материалы по проекту для Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Проект одобрен Комиссией и принят к реализации.
Разработан, изготовлен и успешно испытан плазменный катод для холловских и ионных ЭРД с новым эмиттером электронов из Ir-La, имеющий рабочую температуру, близкую к W-Ba эмиттеру, и стойкость к отравлению, близкую к LaB6 эмиттеру. Аналогов такого катода нет ни в России, ни в мире.
В 2010 году совместно с предприятиями Роскосмоса и ГК "Росатом" разработаны технические предложения на ключевые составляющие ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса и транспортно-энергетического модуля на её основе.
Выполнены работы по отработке и внедрению в высокотемпературные элементы конструкции ракетных двигателей и силовые элементы ракетных блоков углерод-углеродных композиционных материалов, обеспечивающие повышение энергомассовых характеристик двигателей и выводимой массы полезного груза РН и РБ.
В 2011 году разработан комплекс средств математического моделирования системы преобразования энергии ЯЭДУ.
Разработан детальный облик и определены технические характеристики ключевых составляющих транспортно-энергетического модуля с ядерным реактором – системы преобразования энергии, системы сброса тепла на основе капельного холодильника-излучателя, электроракетной двигательной установки.
Разработан и изготовлен опытный образец ионного двигателя ИД-300В мощностью 10 кВт с удельным импульсом тяги до 7000 с.
B 2012 году выполнен комплекс работ по проекту "Создание транспортно-энергетического модуля на основе ЯЭДУ мегаваттного класса".
Разработаны технические решения и конструкция ЯЭДУ на основе газоохлаждаемого реактора, турбомашинной системы преобразования тепловой энергии в электрическую и электроракетной двигательной установки. Выполнено физико-математическое моделирование процессов в ЯЭДУ, проведены испытания экспериментальных макетов и моделей ключевых элементов ЯЭДУ. Выпущены и успешно защищены на научно-техническом совете (НТС) Роскосмоса эскизные проекты по ЯЭДУ и транспортно-энергетическому модулю.

Прочее:

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

- Государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы"
- Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.

Участие в объединениях

 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Исследовательский центр имени М.В.Келдыша вносились: 27.05.2014. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».