Красная звезда
5 мая 2006, 12:00
Стратегические высоты
На Дальнем Востоке и в Сибири успешно завершились командно-штабное учение и контрольная проверка ордена Кутузова II степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии
В ходе учения отрабатывались вопросы подготовки и ведения боевых действий авиадивизии в воздушной операции с применением обычных средств поражения. Другими словами, проверялись и одновременно совершенствовались выучка личного состава, его слаженность, боевая готовность соединения, способность экипажей перебазироваться и использовать вооружение.
Началось КШУ с приведения дивизии в высшую степень боевой готовности. С аэродрома Украинка четыре самолета Ту-95МС перебазировались на северный аэродром Анадырь. Многочасовой полет проходил в сложных метеорологических условиях над нейтральными водами Тихого океана.
Примечательно, что задачу в воздухе выполняли командиры кораблей первого и второго года обучения, которые первый раз участвовали в столь ответственном войсковом мероприятии, как КШУ. Как сообщил, подводя итоги учения, генерал-лейтенант Хворов, впервые за многие годы к КШУ были допущены молодые экипажи. Этому способствовали сборы, которые проводились во всей дивизии совместно, а не отдельно по частям. "Мы за три месяца подготовили 38 экипажей. Проанализировав результаты обучения, уже с легкой душой допустили экипажи к КШУ", - рассказал генерал. И вообще летчикам, штурманам, радистам, инженерам, механикам, стрелкам в период учения прежде всего требовалось проявить морально-волевые качества, так как в наличии у них необходимых профессиональных навыков сомнений не было.
Командир корабля Ту-95МС "Благовещенск" майор Денис Пустобаев рассказал после приземления, что такие продолжительные полеты уже давно не выполнялись в дивизии - только в одном направлении он составил 12 часов без посадки. Также летчик поделился своими впечатлениями от природы Камчатки, над которой они пролетали. Единственное, что разочаровало летчиков во время полета над нейтральными водами, - отсутствие "перехвата" истребителей со стороны соседних государств. Возможно, причиной тому - сложные погодные условия, из-за которых, наверное, "натовские" истребители решили не рисковать. Одну из версий по этому поводу недавно озвучил командующий дальней авиацией. Как сообщил Интерфакс-АВН, генерал Хворов предположил, что наши ракетоносцы смогли беспрепятственно и незаметно преодолеть радиолокационную зону возле берегов Канады, что вызвало своеобразный переполох в ряде стран.
Наша справка
Стратегический ракетоносец Ту-95МС - одна из основных машин дальней авиации. Самолет предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия. Обладает оборонительным и ударным вооружением, среди которого крылатые ракеты, бомбы свободного падения, морские мины. Поступил на вооружение в конце 1950-х годов. За основу строения двигателя Ту-95МС была взята соосная конструкция винтов, то есть они при работе крутятся в противоположные стороны, что позволяет достаточно эффективно экономить топливо. Экипаж - семь человек.
…Одновременно с четверкой ракетоносцев, о которой шла речь выше, с аэродрома Украинка два самолета Ту-95МС ордена Красной Звезды тяжелого бомбардировочного авиационного полка и пара ракетоносцев дальнего радиуса действия Ту-22М3 орденов Кутузова и Александра Невского тяжелого бомбардировочного авиационного полка взлетели на отработку учебно-боевых задач в Японском море и над акваторией Тихого океана.
При пересечении нейтральных вод недалеко от Японии ракетоносцы Ту-95МС более двух часов сопровождались японскими истребителями. Экипажи отработали специфику длительного полета над океанской акваторией на значительном удалении от береговой черты с выполнением учебных задач боевого применения крылатых ракет. А на аэродром базы "95-е" вернулись немного раньше намеченного времени, так как попали в сильную "болтанку" вследствие грозового фронта. После выполнения полетов начальник связи эскадрильи бортовой оператор Ту-95МС майор Роберт Лапко рассказал, что в воздухе - на высоте 8.500 метров - было, мягко говоря, несладко. Шел снег, из-за этого видимости - никакой. На радаре - крупные темные пятна. В такой ситуации из-за электрических атмосферных разрядов может отказать электрооборудование самолета. Когда штурман экипажа майор Николай Пашевкин увидел в блистере над собой грозовой фронт, было принято решение уходить в направлении авиабазы.
При сопровождении наших ракетоносцев японскими перехватчиками проводился радиообмен. Командир экипажа Ту-95МС майор Александр Шмитько сообщил, что с японцами они изъяснялись типовым набором фраз, принятых в этих случаях. "С нашей стороны никакой провокации не было, мы спокойно выполняли свою работу, а они - свою", - рассказал Шмитько. Впрочем, летчики не исключали, что среди сопровождавших истребителей находился и американец. Предположение основывалось на характерном почерке пилотирования: самолет иностранных ВВС очень близко подходил к нашему ракетоносцу - на расстояние примерно 15 метров!
Встречая один из экипажей, генерал Хворов предположил, что два японских самолета-перехватчика сопровождали наши ракетоносцы дольше двух часов, потому что на некотором удалении сзади шел их заправщик.
…Спустя трое суток четыре самолета Ту-95МС возвратились в Украинку. Ранее ракетоносцы взлетели с аэродрома Анадырь, выполнили полет вдоль побережья Аляски и Канады, над нейтральными водами моря Бофорта, произвели тактические пуски и совершили посадку на родной авиабазе. В это же время шесть самолетов Ту-22М3 гвардейского Брестского тяжелого бомбардировочного авиационного полка нанесли удар 500-килограммовыми бомбами на авиаполигоне Ноготай Иркутской области. Цели были поражены с минимальным отклонением. Оценка бомбометания - "отлично".
В тот же временной отрезок четыре Ту-22М3 нанесли точный удар на авиаполигоне Новосельское Приморского края боевыми бомбами ФАБ-250. Затем с авиабазы Энгельс взлетели два стратегических сверхзвуковых бомбардировщика Ту-160 и два самолета Ту-95МС Донбасской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии и, совершив многочасовой перелет, произвели пуски крылатых ракет на северном полигоне в едином боевом порядке с самолетами тбад генерала Афиногентова. Как сообщил генерал-лейтенант Игорь Хворов на подведении итогов КШУ, все поражения целей были проверены спецгруппой, вылетавшей в район мишеней. После этого выяснилось, что разрыв ракет на полигоне оказался в радиусе, который подтверждает отличный результат выполнения пусков в условиях сильного ветра и плохой видимости.
Примечательно, что полеты стратегических ракетоносцев совершались на полный радиус действия. По прибытии экипажи на земле встречал личный состав в строю с развернутыми боевыми знаменами, как это традиционно принято в дальней авиации.
Всего в ходе учения было выполнено 53 самолето-вылета, проведено четыре практических пуска крылатых ракет, 32 тактических пуска, десять бомбометаний. В транспортировке и перебазировании участвовали самолеты Ил-76 и Ан-12, а в обеспечении практических пусков были задействованы А-50 (самолет дальнего радиолокационного обнаружения) и воздушный командный пункт Ил-22. Также во время учений "дальники" активно взаимодействовали с дальневосточным объединением ВВС и ПВО, которое предоставило истребители Су-27 и МиГ-31.
"Авиационных инцидентов, предпосылок к нарушению мер безопасности в период КШУ отмечено не было, что говорит о хорошей подготовке наших военных специалистов и о профессиональном подходе к делу", - подчеркнул генерал Хворов после завершения КШУ и контрольной проверки.
Масштабность проведения учений в 37-й воздушной армии ВГК (СН) впечатляет. Стоит только взглянуть на карту воздушных маршрутов: самолеты дальней авиации этой весной бороздили воздушное пространство юго-восточной и северной части Тихого океана, северо-западной части Северного Ледовитого океана, проходили над Республикой Коми, над нашим Дальневосточным регионом, а также вблизи побережья Аляски и Канады....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114