Коммерсантъ
7 сентября 2007, 08:30
"Морской змей" топит индийские контракты "Ильюшина"
Индия не принимает самолеты Ил-38, на которых в России была установлена поисково-прицельная система "Морской змей". Оплата по контракту стоимостью $150 млн., который подписал "Рособоронэкспорт", а исполняет МАК "Ильюшин", приостановлена
Как рассказали Ъ источники в оборонно-промышленном комплексе, Индия приостановила оплату по контракту с Россией стоимостью $150 млн. на модернизацию пяти своих патрульных самолетов Ил-38 новой поисково-прицельной системой "Морской змей". "Индийцы считают, что в рамках испытаний комплекса "Морской змей" показал себя не соответствующим техническому заданию,- пояснил один из собеседников Ъ.- Индийская сторона указывает, что в ходе испытаний, проводимых в Баренцевом море, комплекс якобы не обнаружил подводную лодку на достаточном расстоянии. По мнению же российских участников испытаний, "Морской змей" сработал штатно - так, как и должен был вести себя в северных метеоусловиях". Индии предлагалось принять третью машину и оплатить половину ее стоимости, но Минобороны страны отказывается от этого, пока не урегулирован вопрос с "Морским змеем".
Контракт на модернизацию пяти индийских Ил-38 в вариант Ил-38SD (с установкой системы "Морской змей") стоимостью $150 млн. был подписан ФГУП "Рособоронэкспорт" в 2001 году. Гендиректор ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (МАК "Ильюшин") Виктор Ливанов заверил Ъ, что "Морской змей" работает штатно, у нас нет претензий к этой системе", отказавшись от дальнейших комментариев по поводу претензий Индии. Господин Ливанов отметил, что два Ил-38SD полностью готовы, модернизация третьей и последней машины будет завершена в сентябре. Сейчас самолеты находятся на базе "Ильюшина" в Жуковском.
Как рассказал Ъ представитель одной из российских авиастроительных компаний в Индии, в качестве варианта урегулирования ситуации Дели предлагается установить на Ил-38 крылатые ракеты BrahMos российско-индийской разработки. Индия уже приняла BrahMos на вооружение в сухопутном и морском вариантах, но на самолеты эта ракета еще не устанавливалась. "У нас ведутся переговоры об установке ракеты BrahMos на Ил-38 как с заказчиком, Минобороны Индии, так и с производителем самолета, МАК "Ильюшин",- подтвердил вчера Ъ заместитель главы российско-индийского СП BrahMos Aerospace Александр Максичев. Он уточнил, что уже подготовлен технический проект и "осталось лишь провести бросковые испытания BrahMos на Ил-38". Однако, по мнению господина Максичева, проект "BrahMos на Ил-38" не является причиной задержки в приемке индийской стороной трех модернизированных Ил-38SD. В "Рособоронэкспорте" отказались от комментариев.
От ситуации с контрактом по модернизации Ил-38 будут зависеть итоги конкурса на закупку восьми противолодочных самолетов, который Индия объявила в 2006 году. В нем участвуют американские Lockheed Martin с самолетом P-3C Orion и Boeing с P-8A Poseidon, а также Россия с Ил-38. Стоимость контракта в зависимости от того, какой самолет выберет Индия, может составить от $400 млн. (если это будет российский самолет) до $1 млрд. (новый самолет Orion стоит $120 млн., Poseidon - $133 млн.). В феврале на выставке Aero India-2007 в Бангалоре индийские военные уже сообщали о желании купить Orion. Boeing же в начале года предложил Индии расширить партнерство - принять участие в программе создания перспективного морского противолодочного самолета P-8I на базе Boeing 737-800. Новыми самолетами планируется заменить восемь-десять самолетов Ту-142, которые в настоящее время выводятся из боевого состава индийских ВМС после отмены переговоров с Россией и Израилем на их модернизацию.
Эксперты полагают, что у России все же есть шансы победить в индийском тендере. "С одной стороны, российское предложение слабее предложений Lockheed Martin и Boeing, поскольку предлагаются не новые самолеты, а из наличия ВМФ,- пояснил Ъ редактор профильного издания Russia/CIS Observer Максим Пядушкин.- Зато у Индии уже есть опыт эксплуатации Ил-38. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос интеграции на них BrahMos, это тоже важный фактор. Не факт, что BrahMos можно подвесить под Orion или Poseidon". Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что шансы на победу России вырастут при условии кооперации с Израилем по авионике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
