О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Морской змей" топит индийские контракты "Ильюшина"

Индия не принимает самолеты Ил-38, на которых в России была установлена поисково-прицельная система "Морской змей". Оплата по контракту стоимостью $150 млн., который подписал "Рособоронэкспорт", а исполняет МАК "Ильюшин", приостановлена

Как стало известно Ъ, Индия не принимает самолеты Ил-38, на которых в России была установлена поисково-прицельная система "Морской змей". Оплата по контракту стоимостью $150 млн., который подписал "Рособоронэкспорт", а исполняет МАК "Ильюшин", приостановлена. Задержки с реализацией контракта могут обернуться для "Рособоронэкспорта" проигрышем в тендере на закупку ВМС Индии восьми новых противолодочных самолетов общей стоимостью около $400 млн.

Как рассказали Ъ источники в оборонно-промышленном комплексе, Индия приостановила оплату по контракту с Россией стоимостью $150 млн. на модернизацию пяти своих патрульных самолетов Ил-38 новой поисково-прицельной системой "Морской змей". "Индийцы считают, что в рамках испытаний комплекса "Морской змей" показал себя не соответствующим техническому заданию,- пояснил один из собеседников Ъ.- Индийская сторона указывает, что в ходе испытаний, проводимых в Баренцевом море, комплекс якобы не обнаружил подводную лодку на достаточном расстоянии. По мнению же российских участников испытаний, "Морской змей" сработал штатно - так, как и должен был вести себя в северных метеоусловиях". Индии предлагалось принять третью машину и оплатить половину ее стоимости, но Минобороны страны отказывается от этого, пока не урегулирован вопрос с "Морским змеем".

Контракт на модернизацию пяти индийских Ил-38 в вариант Ил-38SD (с установкой системы "Морской змей") стоимостью $150 млн. был подписан ФГУП "Рособоронэкспорт" в 2001 году. Гендиректор ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (МАК "Ильюшин") Виктор Ливанов заверил Ъ, что "Морской змей" работает штатно, у нас нет претензий к этой системе", отказавшись от дальнейших комментариев по поводу претензий Индии. Господин Ливанов отметил, что два Ил-38SD полностью готовы, модернизация третьей и последней машины будет завершена в сентябре. Сейчас самолеты находятся на базе "Ильюшина" в Жуковском.

Как рассказал Ъ представитель одной из российских авиастроительных компаний в Индии, в качестве варианта урегулирования ситуации Дели предлагается установить на Ил-38 крылатые ракеты BrahMos российско-индийской разработки. Индия уже приняла BrahMos на вооружение в сухопутном и морском вариантах, но на самолеты эта ракета еще не устанавливалась. "У нас ведутся переговоры об установке ракеты BrahMos на Ил-38 как с заказчиком, Минобороны Индии, так и с производителем самолета, МАК "Ильюшин",- подтвердил вчера Ъ заместитель главы российско-индийского СП BrahMos Aerospace Александр Максичев. Он уточнил, что уже подготовлен технический проект и "осталось лишь провести бросковые испытания BrahMos на Ил-38". Однако, по мнению господина Максичева, проект "BrahMos на Ил-38" не является причиной задержки в приемке индийской стороной трех модернизированных Ил-38SD. В "Рособоронэкспорте" отказались от комментариев.

От ситуации с контрактом по модернизации Ил-38 будут зависеть итоги конкурса на закупку восьми противолодочных самолетов, который Индия объявила в 2006 году. В нем участвуют американские Lockheed Martin с самолетом P-3C Orion и Boeing с P-8A Poseidon, а также Россия с Ил-38. Стоимость контракта в зависимости от того, какой самолет выберет Индия, может составить от $400 млн. (если это будет российский самолет) до $1 млрд. (новый самолет Orion стоит $120 млн., Poseidon - $133 млн.). В феврале на выставке Aero India-2007 в Бангалоре индийские военные уже сообщали о желании купить Orion. Boeing же в начале года предложил Индии расширить партнерство - принять участие в программе создания перспективного морского противолодочного самолета P-8I на базе Boeing 737-800. Новыми самолетами планируется заменить восемь-десять самолетов Ту-142, которые в настоящее время выводятся из боевого состава индийских ВМС после отмены переговоров с Россией и Израилем на их модернизацию.

Эксперты полагают, что у России все же есть шансы победить в индийском тендере. "С одной стороны, российское предложение слабее предложений Lockheed Martin и Boeing, поскольку предлагаются не новые самолеты, а из наличия ВМФ,- пояснил Ъ редактор профильного издания Russia/CIS Observer Максим Пядушкин.- Зато у Индии уже есть опыт эксплуатации Ил-38. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос интеграции на них BrahMos, это тоже важный фактор. Не факт, что BrahMos можно подвесить под Orion или Poseidon". Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что шансы на победу России вырастут при условии кооперации с Израилем по авионике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка