Известия
5 мая 2009, 11:50
Что будет 9 Мая на Красной площади - и над ней
Москва готовится к Параду Победы. В понедельник в 20.00 началась "ночная" репетиция предстоящего парада на Красной площади столицы. Последняя, генеральная репетиция состоится утром 7 мая
Предстоящий парад Победы на Красной площади Москвы 9 мая второй год подряд бьет рекорды по количеству техники и войск.
Если посмотреть на список вооружения и техники, то несложно сделать вывод: в Российской армии идет масштабная модернизация. Минобороны хочет показать все то, на что пошли бюджетные деньги.
Причем вся техника, это не единичные "парадно-маскарадные" экземпляры, а серийные образцы, уже стоящие на вооружении конкретных частей и подразделений. Новинок по сравнению с прошлым годом немного, но они все-таки есть.
Так, в этом году мы увидим новейший зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф".
В прошлом году его тоже хотели показать на Красной площади. Но "Триумфов" был всего один дивизион. Он нес постоянное боевое дежурство под Москвой, и военные привлекать его к параду не решились. В этом году армия получила второй дивизион этих систем и, видимо, включить их все в систему противоракетной обороны столицы еще не успела. Так что С-400 (так и хочется написать с "Триумфом"!) пройдет по Красной площади.
Больше новинок будет и в воздушной части парада. Прежде всего это серийные вертолеты Ми-28Н. Машина признана основным ударным вертолетом Российской армии. В этом году начали ее серийное производство.
Военные говорят, что в самое ближайшее время таких вертолетов у нас будет не менее 300 штук. Кроме них, еще два новых вертолета Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор" - оба бойцы воздушного спецназа Главного разведывательного управления. Их, правда, покупают значительно меньше, чем Ми-28, но ведь спецназовцам для выполнения деликатных миссий много и не надо.
Что еще мы увидим 9 мая на Красной площади?
Оперативно-тактический комплекс "Искандер"
Со стороны это невыразительная армейская машина на четырех колесах. Главное - в кузове. Здесь спрятаны две баллистические ракеты, способные пролететь до 500 км и доставить к цели ядерную или обычную боевую часть (ее разрушительное воздействие сопоставимо с ядерным боеприпасом), кассетную боеголовку (состоящую из 54 элементов проникающего, осколочно-фугасного и любого другого типа). Стреляет наша установка из глубокого тыла своих войск. Поэтому обнаружить и заблаговременно уничтожить ее сложно. Машина получает целеуказание (как со спутника, так и по фотографии цели, сделанной солдатом-разведчиком прямо на поле боя) в любой точке маршрута. Пару минут на подготовку к пуску, откроются створки "кузова" - и ракеты пошли к цели. Непосредственно на них их выведет головка самонаведения, использующая и радиолокационный, и оптический способы обнаружения. Так, что уклониться от встречи с ракетами комплекса "Искандер" (2) практически невозможно. Кстати, в случае появления американской ПРО в Польше и Чехии эти комплексы в Калининградской области станут главным ассиметричным ответом России.
Новейший бронированный автомобиль ГАЗ-233036 "Тигр"
Эту машину ГАЗ начал разрабатывать по заказу Объединенных Арабских Эмиратов еще в 2001 году. Контракт в итоге так и не состоялся. Зато Российская армия и МВД получили новенький броневик. Особенностью машины считается усиленное бронирование, которому присвоен пятый класс защиты. В крыше машины имеется два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Из вооружения на "Тигре" (1) стоит пулемет и автоматический гранатомет.
Зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Бук", С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф"
Все эти машины - основа нашей многоэшелонированной системы ПВО. "Тор" и "Бук" (5) - "работающий" по средней зоне, С-300 (3) и новейший комплекс С-400 (4) - "дальняя рука" нашей ПВО. От своих предшественников "четырехсотка" отличается повышенной огневой производительностью. В стандартном пусковом контейнере от "трехсотки" конструкторы "спрятали" не одну, а четыре ракеты повышенной дальности полета. "Триумф" бьет почти до ближнего космоса. Поэтому легко может считаться главным элементом при построении системы нестратегической ПРО. При этом машина не только обнаруживает и перехватывает летящие на скоростях до 3 километров в секунду боеголовки баллистических ракет, но и с такой же легкостью может "подобрать" у самой земли - да хоть на высоте 10 метров - любую современную крылатую ракету или "висящий" в небе маленький беспилотник-разведчик. На такие фокусы не способен ни американский зенитно-ракетный комплекс "Пэтриот", ни перспективная установка системы тактической ПРО "THАAD". Кроме всеядности у нашего комплекса есть еще одно очень серьезное ноу-хау. Ракеты С-400 стартуют из контейнера вертикально вверх и уже в воздухе наводятся по радиоканалу в сторону цели. Это резко снижает время реагирования на возникающие угрозы.
Современная бронетехника: БМП-3, БМД-4, танк Т-90 и самоходная артиллерийская установка "Спрут"
Они интересны уже не столько своими тактико-техническими характеристиками - сколько тем, что уже серийно поставляются в войска. Объемы производства, конечно, не велики. Тех же танков Т-90 армия закупает не более 30 штук в год, но процесс, как говорится, идет. Например, знаменитая Таманская дивизия, расположенная под Москвой, уже полностью ими укомплектована. Говоря же о возможностях этих машин, стоит отметить, что тот же "Спрут" (8), по сути, танк - пушка 125 мм, а по весу БМП. Так что его можно перевозить самолетами военно-транспортной авиации. К тому же он еще и плавает. Рядом боевая машина десанта БМП-3 (6) - имеет очень высокую огневую мощь: к стандартной пушке 30 мм добавлена еще и 100-миллиметровая. Кроме того, на машине стоит прицельный комплекс "Весна" с тепловизионной камерой и автоматом сопровождения цели, что позволяет экипажу с высокой эффективностью поражать цели в любое время суток и вне зависимости от погодных условий. Ну а Т-90 (7) не просто "летающий танк", как прозвали его за маневренность, но и целый арсенал смертоносного вооружения. Причем как для поражения наземных бронированных, так и воздушных целей.
Для решения этой непростой даже для специальных зенитно-ракетных комплексов задачи в машине применен комплекс управляемого ракетного вооружения "Рефлекс". Его ракета имеет кумулятивную боевую часть, которая существенно повышает эффективность стрельбы по бронированным целям и вертолетам противника. Как и обычные снаряды, ракета подается автоматом заряжания в ствол танковой пушки, выстреливается из него и управляется в полете на дальности до 5 километров с помощью лазерного луча.
Мобильный ракетный комплекс "Тополь"
Изначально Минобороны обещало показать нам на Красной площади не "Тополь" (9), а новейший "Тополь-М". Не получилось. Почему? Ответ простой: мобильный "Тополь-М" только-только пошел в серию. "Тополей-М" не так уж много. Снимать с постоянного боевого дежурства подобную систему ради того, чтобы показать на мероприятии, мягко говоря, не вполне логично для обеспечения национальной обороны. А потом... Положа руку на сердце: кто из гражданских сможет отличить одну систему от другой? Хотя "Известия" готовы открыть секрет, как это сделать на глазок: у тягача "Тополя" - семь колес, у "Тополя-М" - восемь. Но суть не в этом. Обе системы имеют одно важное свойство - мобильность. В отличие от обычных шахтных баллистических ракет, координаты расположения которых известны противнику, "Тополь" и "Тополь-М" мобильны. В час "Х" они "разбегутся" по полям и лесам нашей необъятной Родины - и ищи их свищи. Найти такой "тополек" на карте страны - все равно что иголку в стоге сена. Американцы уже подсчитали: чтобы обнаружить группировку "разбежавшихся" по просторам России "тополей", нужно не менее чем в сотню (!) раз увеличить число спутников-разведчиков. Нереальная задача даже для такой богатой страны! Да и где гарантия, что, обнаружив "Тополь", они успеют его уничтожить. Его автономность проявляется во всем - от передвижения до получения целеуказания. Стрелять он может с любой точки маршрута. Скорость ракеты выше, чем у всех предшественниц, так что ее "не видит" система ПРО противника. Да еще она и маневрирует во время полета, словно не баллистическая, а крылатая ракета. А у "Тополя-М" теперь еще и гиперзвуковой маневрирующий ядерный блок. Перехватить его уж точно никому не удастся. Такие скорости и маневры не способна отследить никакая электроника в мире.
А в воздушной части парада будет задействовано более 50 самолетов и вертолетов, в том числе стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95, топливозаправщики Ил-78, истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34. Над Красной площадью пролетят самолеты пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи".
Реактивная система залпового огня "Смерч"
Прямая наследница легендарной "Катюши". Отличие только в том, что "Смерч" (10) куда мощнее и точнее. Установка способна за 38 секунд выпустить залп из 12 неуправляемых ракет калибра 300 мм (вес боевой части каждой - 280 кг). Он "перепахивает" квадрат местности 650 на 650 метров. Причем головные части ракет могут быть: кассетные, осколочно-фугасного и зажигательного действия. "Смерч" может "забросить" и мины для противотанкового и противопехотного дистанционного минирования местности, поражать бронетанковую технику, фортификационные сооружения и пункты управления войсками. Однако это еще не все. Главное, что он (в отличие от той же "Катюши") сделает это с филигранной точностью. Например, в качестве корректировщика огня в одной из ракет комплекса находится самолет-разведчик. В отличие от обычных беспилотных летательных аппаратов его практически невозможно сбить - к целям его доставит первая ракета "Смерча", где он в течение примерно 20 минут обеспечивает корректировку огня. А следом за ним идут и сами ракеты, на которых теперь стоят головки самонаведения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114