Коммерческие вести
27 мая 2009, 15:20
"Полету" приказали больше не делать Ан-3
20 апреля генеральный директор ГКНПЦ им. Хруничева В.Нестеров подписал приказ о прекращении производства самолетов АН-3 на омском ПО "Полет" в связи с отсутствием рынка сбыта
Сколько продано Ан-3 за последние три года, с ходу "КВ" не смог сказать никто из специалистов, но все сходятся в одном - не больше двух-трех (всего "Полетом" сделано за десятилетие 26 Ан-3). В 2005 году был подписан договор между департаментом гражданской авиации Казахстана, "Полетом" и компанией "ЮСОН" о поставке шести Ан-3. "ЮСОН" заключил с "Полетом" дилерский договор, согласно которому получил преимущественное право продавать Ан-3 в Казахстане и Средней Азии и оплатил изготовление. Однако вскоре Казахстан передумал, благо оговоренные сроки поставки оказались нарушенными. Четыре самолета до сих пор стоят в цеху предприятия недоукомплектованными, так как "ЮСОН", создавший для продвижения "кукурузников" специальную компанию "МирАвиа", так и не смог их продать. А "Полет" подал иск на бывшего своего партнера, требуя возместить затраты по хранению недокомплекта на своей территории, и суд выиграл.
На протяжении ряда лет руководитель "ЮСОНА" Василий Цой не раз сообщал в СМИ о возможных заказчиках из Монголии, Южной Африки и Латинской Америки. Однако каждый раз энтузиазм потенциальных покупателей спотыкался о цену изделия: от 1,5 до 1,9 млн долларов. При том что аналогичного класса, но более качественный американский Cessna Grand Caravan стоит дешевле. В январе 2008 года на импровизированной выставке продукции омских оборонных предприятий даже первый вице-премьер Сергей Иванов в ответ на просьбы помочь с заказами так и заявил: "Ан-3 почти никто не покупает, потому что он дорогой, неэффективный". В феврале текущего года генеральный директор ПО "Полет" Григорий Мураховский попробовал переговорить о заказах с главой МЧС Сергеем Шойгу, но и тот заявил, что уже приобретенные ведомством Ан-3 не оправдали надежд, а значит, вопрос закрыт.
Ан-3 получил сертификат типа в 2000 году, работы на "Полете" по его изготовлению начались несколько раньше, и вот теперь десятилетняя эпопея омского "кукурузника" завершилась провалом. У ГКНПЦ им. Хруничева грандиозные планы в космической отрасли, связанные с будущим ракетой-носителем "Ангара" и "Протоном" - дай бог на имеющихся площадях справиться с этими объемами. Малодоходное и трудоемкое авиационное направление сегодня Космическому центру неинтересно. Поэтому в Москве прекратили даже собственные разработки по самолету Т-411 "Аист". Как официально сообщил "КВ" руководитель пресс-службы ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Александр Бобренев: "В связи с мировым финансовым кризисом приказом генерального директора Космического центра принято решение об упразднении авиационного научно-производственного комплекса и дирекции программ по авиационной тематике. Это относится и к московской площадке, и к омской". Он заметил, правда, что в случае появления заказчиков производство может и возобновиться.
На ВТТВ-Омск-2009 самолет Ан-3, как продукция ПО "Полет", будет, наверное, представлен в последний раз. К "Континенту-2" подвезут тот самый "кукурузник", который побывал на Южном полюсе. Как сообщил Григорий Мураховский, каждый желающий сможет побывать в кабине пилота и покрутить штурвал. Возможно, этот самолет останется здесь уже надолго, как памятник. Об этом в конце 2008 года заявил на пресс-конференции Леонид Полежаев: "Рядом с рекламно-выставочным центром мы поставим Ан-3, который был на Южном полюсе. Назовите мне хотя бы один одномоторный самолет, который был на Южном полюсе? Не было такого. Был только омский Ан-3. Заслуживает увековечения этот самолет? Да. Это дело рук наших конструкторов, техников, строителей, пилотов. Наконец, это история омской авиации". И действительно, похоже, амбициозный проект Ан-3 уходит в историю. Туда, где уже находятся транспортный самолет Ан-70 и многоцелевой Ан-74, из планов по производству которых тоже ничего не вышло....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерческие вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции