О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация выходит из пике

В мае 2009 года авиакомпании перевезли на 16,3% меньше пассажиров, чем в мае прошлого года, тогда как в апреле падение составляло 20,5%. При этом крупнейшие авиаперевозчики выглядят в целом значительно лучше рынка

Снижение деловой активности из-за кризиса и уменьшение спроса на зарубежные турпоездки продолжают сказываться на деятельности российских авиакомпаний. В мае 2009 года авиакомпании перевезли на 16,3% меньше пассажиров, чем в мае прошлого года, тогда как в апреле падение составляло 20,5%. При этом крупнейшие авиаперевозчики выглядят в целом значительно лучше рынка: в мае 15 крупнейших авиакомпаний сократили перевозки только на 11,4%. Одновременно с этим их рыночная доля выросла до 78,7%, тогда как в мае прошлого года на 15 ведущих авиакомпаний приходилось 71,5% всего объема перевозок.

Российские авиакомпании в январе-мае 2009 года, согласно данным Росавиации, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократили перевозки пассажиров на 19,4%, до 14,12 млн человек. Между тем в мае авиаперевозчики перевезли 3,66 млн человек, что только на 16,3% ниже прошлогодних показателей. В апреле снижение составляло 20,5% (2,9 млн человек).

Крупнейшие авиакомпании выглядят лучше рынка в целом, хотя они тоже столкнулись со снижением пассажиропотока: "Аэрофлот" за первые пять месяцев 2009 года снизил перевозки на 12,4%, до 3,09 млн человек, "Трансаэро" перевезла 1,36 млн пассажиров (-8,5%), UTair - 1,1 млн человек (-7,7%), "Сибирь" - 1,44 млн (-35,7%). Рыночная доля пяти крупнейших авиаперевозчиков в мае увеличилась до 56,1% (в мае 2008 года - 54,7%).

На фоне общего падения у нескольких авиаперевозчиков наблюдался рост пассажиропотока. В частности, авиакомпания Red Wings в январе-мае перевезла 256,5 тыс. человек (+44,5%), "Оренбургские авиалинии" - 450,7 тыс. (+35,2%). Компании "Владивосток Авиа" и "Якутия" увеличили перевозки на 27,1 и 9,8% соответственно. Как объясняют в авиакомпании Red Wings, рост пассажиропотока произошел не в регулярном секторе, а в секторе чартерных перевозок. "Стали работать правильнее с туроператорами и стараемся выполнить все их запросы", - отмечает гендиректор и совладелец авиакомпании Red Wings Константин Тетерин.

Помимо кризиса у некоторых авиакомпаний были и иные причины падения перевозок. У ГТК "Россия" (за первые пять месяцев снижение на 18,5%) в 2008 году большую роль в чартерных перевозках выполнял московский филиал, который сейчас практически прекратил свою работу из-за отделения отряда администрации президента, говорит руководитель департамента корпоративных коммуникаций авиакомпании Дмитрий Лобач. Другая причина - сокращение количества чартерных рейсов из Санкт-Петербурга. "В то же время количество регулярных рейсов из Санкт-Петербурга в СНГ выросло на 3,5%", - отмечает он. "Произошло сокращение провозных емкостей "Сибири" из-за остановки в конце прошлого года лайнеров советского типа", - говорит представитель "Сибири" Кирилл Алявдин. Он также отметил, что чартерный бизнес, выделенный в авиакомпанию "Глобус", показал прирост почти в девять раз, до 352,8 тыс. человек.

В авиакомпании "Атлант-Союз", сократившей перевозки более чем в два раза, признают, что спад произошел из-за вывода из эксплуатации самолетов Ил-86. Если в 2007 году общая доля авиакомпании на рынке составляла 2,3%, то в 2008 году она упала до 1,2%. Впрочем, благодаря планируемому вводу в строй нескольких судов Boeing 737 по итогам года авиакомпания планирует даже увеличить объем перевозок до 1,5 млн пассажиров (в 2008 году -1,4 млн человек. - РБК daily), говорит гендиректор авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" Евгений Бачурин.

Небольшое оживление, наблюдавшееся в мае, вовсе не свидетельствует о начале восстановления рынка авиаперевозок. Глубина падения сокращается, признает заместитель гендиректора по продажам и маркетингу Sky Express Андрей Егоров. Впрочем, объяснением этому может быть эффект низкой базы. "Из-за высоких цен на топливо в летний сезон 2008 года пассажироперевозки росли аномально низкими темпами по сравнению с 2007 годом, тогда как в первые месяцы прошлого года рост достигал 25%", - отмечает г-н Егоров....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка