АвиаПорт.Ru
10 сентября 2009, 20:59
Вертолетные двигатели соберутся в Уфе
Объединенная двигателестроительная корпорация с 2013 года рассчитывает развернуть на УМПО производство, капремонт и послепродажное обслуживание вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для вертолетов "Ми" и "Ка"
Также в Уфе планируется выпуск разрабатываемого ОАО "Климов" двигателя ВК-800В для легких вертолетов типа "Ансат" и Ка-226, созданного НПО "Сатурн" двигателя РД-600 для Ка-62, а также перспективных двигателей для новых моделей вертолетов. В свою очередь, ТВ7-117В для среднего вертолета Ми-38 будет выпускаться на ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева", который обладает необходимым технологическим заделом по производству самолетного двигателя ТВ7-117.
Организацию нового производства на УМПО в "ОДК" предварительно оценили в 5,3 млрд рублей. Дополнительно потребуются средства на развертывание серийного производства каждого типа двигателя: около 700 млн рублей - на ВК-2500, на ТВ7-117В - 3,5 млрд рублей. Около 90% этих сумм предполагается привлечь по федеральным целевым программам "Развитие гражданской авиационной техники", "Импортозамещение" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Перенос производства вертолетных двигателей семейства ТВ3-117 в Россию обещает обеспечить отечественные предприятия хорошей загрузкой. Если в 2007 году, по данным ОАО "Вертолеты России", построено 102 двухдвигательных Ми-8 / Ми-17 / Ми-35 / Ка-32, то в 2008 году произведено 148 двухмоторных машин, оснащенных двигателями этого типа. Более того, "Вертолеты России" рассчитывают продолжать наращивать выпуск продукции, в том числе машин наиболее популярных типов Ми-8 / Ми-17 и боевых Ми-28 и Ка-52.
Сегодня большинство вертолетов, которые строятся в России, оборудованы двигателями производства украинского ОАО "Мотор Сич". Часть двигателей собирает петербургское ОАО "Климов" (входит в ОДК), которое закупает комплектующие, в том числе газогенераторы, у "Мотор Сич". В 2006-2007 годах "Оборонпром" вел переговоры о покупке 51% ОАО "Мотор Сич", но в августе 2007 года тогдашний глава "Оборонпрома" Денис Мантуров заявил о прекращении переговоров. Эксперты полагали, что в сделке больше была заинтересована российская сторона, но "Оборонпром" не смог договориться о цене.
Параллельно с этими переговорами Министерство промышленности и Минобороны РФ выбирали площадку под создание российского производства вертолетных двигателей. За право стать головным предприятием по выпуску вертолетных двигателей несколько лет боролись "Климов" и ММП Чернышева, и в 2007 году "Оборонпром" рассматривал другую производственную схему: финальную сборку двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 предполагалось сосредоточить на ММП Чернышева, а за ОАО "Климов" закрепить функции разработки и сопровождения. О том, что планы корпорации изменились, говорило состоявшееся в конце марта 2009 года назначение руководителей приоритетных проектов ОДК: тогда дирекцию программ производства вертолетных двигателей возглавил гендиректор УМПО Александр Артюхов. После этого решение за предприятием в Санкт-Петербурге оставить только конструкторскую компетенцию, а основные мощности по финальной сборке сосредоточить в Уфе, выглядело вполне ожидаемым. "Созданию производства вертолетных двигателей на ММП Чернышева препятствуют дороговизна земли и рабочей силы в Москве, - дополнили в ОДК. - "Климов" же никогда не был серийным заводом".
При этом ОАО "Климов" был одним из активных лоббистов программы импортозамещения по двигателям ТВ3-117 и ВК-2500. В конце 2007 года гендиректор предприятия Александр Ватагин заявлял, что позиция "Климова" - "сохранить за собой функцию финишера, организовав дееспособную кооперацию по производству комплектующих". "За счет чего мы ушли от банкротства и сохранили предприятие? Именно за счет финишного продукта. Только зарабатывая на финишной продукции, мы в состоянии выделять пусть недостаточное, но минимальное финансирование на разработку ВК-800, на разработку ТВ7-117В, на работу по РД-33ОВТ и даже на РД-33МК. Все НИОКРы затратны. Неправильно, конечно, говорить, что они убыточны, когда-нибудь они должны приносить дивиденды, но ранее выполненные разработки их не приносят! Поэтому, говоря сегодня "Климов", отдай финишный продукт", равносильно - "Климов", умри", - говорил А.Ватагин.
Руководство "Климова" предпочло воздержаться от комментариев по проекту создания производства в Уфе. Источник "АвиаПорта" на предприятии на вопрос, на чем будет зарабатывать завод, если производство вертолетных двигателей будет свернуто, заметил "придумаем что-нибудь. Если нас не закроют, значит, как-то поддержат".
В ОДК добавили, что "до 2013 года мощности "Климова" будут использоваться по максимуму". "То, что не будет покрывать "Климов", будет заказываться на "Мотор Сич". Но уже в 2010-2011 годах планируется минимизировать закупки ремкомплектов на "Мотор Сиче", чтобы комплектующие поставляли российские предприятия, - рассказали в ОДК. - С 2013 года, когда производство двигателей на "Климове" будет свернуто, петербургское предприятие займется реструктуризацией своих площадей". В корпорации отметили, что за "Климовым" закрепляется статус головного разработчика вертолетных двигателей, "завод будет получать финансирование за выполнение НИОКРов и конструкторское сопровождение".
Гендиректор ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев уверен, что намерение российской стороны отказаться от кооперации с украинскими смежниками - способ давления на последних. Он указывает на технические сложности: "Каждый самолет и вертолет имеет сертификат, в котором указаны все комплектующие, - говорит В.Богуслаев. - Чтобы что-то поменять, придется получать новый документ, а это займет два-три года и обойдется в $18-30 млн".
"Мотор Сич" сейчас значительно превосходит "Климов" по количеству выпускаемых вертолетных двигателей: украинская компания, по ее данным, в 2008 году поставила в Россию 400 моторов, тогда как ОАО "Климов" произвел около 100 штук. Как пояснил "АвиаПорту" представитель одного из двигателестроительных предприятий, производство газогенераторов на смену украинским должно быть налажено на УМПО с 2013 года. До этого времени газогенераторы будут по-прежнему закупаться на "Мотор Сиче", так как в России нет альтернативного поставщика....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
