География операций, выполняемых наиболее подготовленными экипажами КВТА, нередко простирается далеко за пределы нашей страны. Универсальность штурманской работы наглядно демонстрируют эпизоды применения экипажей объединения по всему миру: и в высоких широтах за полярным кругом, и в условиях жаркого климата, и над безориентирной местностью в районе Мирового океана. И в каждом из этих заданий, будь то спецоперация или плановая боевая учеба, штурман обязан вести экипаж верным курсом.
В течение всего года Военно-транспортная авиация принимала участие практически во всех значимых мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ. Экипажи объединения были задействованы в оперативно-стратегических учениях "Кавказ-2009", "Запад-2009", "Ладога-2009", совместных учениях "Мирная миссия-2009" и "Взаимодействие-2009". По итогам 2009 года общий налет в Военно-транспортной авиации составил 25 тысяч часов, что на 16 процентов выше показателей предыдущего года. Более 41 тысячи человек и 147 парашютных платформ с боевой техникой и грузами экипажи ВТА десантировали в ходе летно-тактических учений. Это на 50 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Между тем высокая интенсивность боевой подготовки не сказалась на планах приведения всех формирований Военно-транспортной авиации к новому облику. Как раз на это время пришлось перебазирование авиационной техники и перераспределение материальных средств в ходе проводимых в Военно-воздушных силах организационно-штатных мероприятий. В рамках общих структурных преобразований на базе отдельных авиационных полков, дивизии и учебного центра Военно-транспортной авиации к декабрю прошлого года были созданы пять авиационных формирований.
- Перебазирование самолетов как готовых к боевому применению, так и требующих ремонта, а также учебно-материальных средств к новому месту дислокации, - это титаническая работа всего личного состава. На 100 процентов укомплектовать авиабазы вооружением, техникой и личным составом, не снижая при этом интенсивности боевой подготовки и уровня боеспособности формирований, - настоящее испытание для всех командиров и их подчиненных, - комментирует ситуацию полковник Мороз.
В ходе организационно-штатных мероприятий в составе Командования Военно-транспортной авиации к концу прошлого года сформированы две авиационные базы 1-го разряда в Твери и Оренбурге, а также две авиабазы 2-го разряда - в Пскове и Таганроге. Комплектование авиабаз производилось путем их укрупнения за счет сокращения общего количества авиационных частей и соединений по всем Военно-воздушным силам. В частности, в боевой состав объединения приняты части бывшей армии ВВС и ПВО, дислоцированные в Приволжско-Уральском военном округе. Кроме того, авиация ВДВ в полном составе была принята в подчинение Военно-транспортной авиации. И если раньше, по словам полковника Владимира Мороза, одно формирование насчитывало две-три эскадрильи, то сейчас в составе авиационной базы эскадрилий значительно больше, к тому же вооружены они различными типами самолетов и вертолетов.
- Большая нагрузка сейчас легла на руководящий состав авиационных баз. Непосредственно командир авиабазы и его заместители должны не просто знать особенности применения и специфику выполняемых задач той или иной авиационной техники, но и лично ставить задачи и контролировать их выполнение, - объясняет главный штурман КВТА. - Вот и получается, звонишь старшему штурману, а он на постановке задач. Крутятся как белки в колесе вместе с командиром.
К тому же только за прошедший год спектр задач Военно-транспортной авиации значительно расширился. С начала нового учебного периода на объединение возложены функции, ранее не свойственные Военно-транспортной авиации. К традиционным вопросам обеспечения стратегической мобильности войск добавились поиск и спасание пилотируемых и непилотируемых космических спускаемых летательных аппаратов, а также дальнее радиолокационное обнаружение, наведение и ретрансляция. В связи с этим и парк авиационной техники объединения пополнился новыми для КВТА типами летательных аппаратов.
- С начала этого года решаем совершенно новые для нас задачи, которые на сегодняшний день в состоянии освоить только Военно-транспортная авиация, - поясняет главный штурман КВТА. - У каждой из них, будь то разведка или поиск и спасание, есть особенности. Не говоря уже о специфических задачах, когда работа идет буквально на пределе наших возможностей.
После почти двадцатилетнего перерыва была возобновлена программа доставки грузов на Северный полюс для обеспечения деятельности полярной станции "Борнео". В условиях полярного климата над бескрайней ледовой пустыней особым способом парашютного десантирования производится выброска грузов и десанта на дрейфующую станцию.
Не менее сложное задание выполняли экипажи объединения на островах Зеленого Мыса в ходе нашумевшей операции по спасению российского сухогруза "Арктик Си", захваченного пиратами в водах Атлантики в июле прошлого года. В помощь силам ВМФ было решено подключить экипажи Командования Военно-транспортной авиации. Они вели поиск судна с воздуха. По словам полковника Владимира Мороза, всю ночь штурманская служба ВТА прорабатывала маршруты беспосадочного перелета с учетом разрешений на пересечение воздушного пространства иностранных государств, чтобы уже на следующее утро дать экипажам разрешение на вылет. Тогда экипажи майора Михаила Ильина и подполковника Владислава Акулича с Псковской и Таганрогской авиабаз совершили беспрецедентный 10-часовой перелет на максимальную дальность к островам Зеленого Мыса, куда своевременно был доставлен отряд специального назначения и где была успешно проведена спасательная операция по освобождению удерживаемого экипажа российского судна.
- Сегодня только самолеты Военно-транспортной авиации регулярно выполняют международные перелеты, в том числе и по обеспечению зарубежных визитов первых лиц государства, - поясняет главный штурман КВТА полковник Мороз. - В ситуации же с российским сухогрузом экипаж выполнял полет на предельную дальность. Когда есть предел, то необходимо принимать решение либо о продолжении полета, либо о его прекращении и посадке на запасном аэродроме. И здесь важна работа каждого члена экипажа.
Роль экипажа в Военно-транспортной авиации, по словам главного штурмана КВТА, - определяющая. Именно этим отличалась всегда Дальняя и Военно-транспортная авиация: любые задачи выполняются исключительно составом авиационного экипажа. Абсолютно разные в званиях и должностях люди в составе единого организма решают одну на всех задачу. Именно здесь от каждого его члена зависит успех общего дела. И предстоящий воздушный парад над Красной площадью в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне призван стать для всей страны свидетельством высокого профессионализма экипажей военных авиаторов. Порядка 130 боевых самолетов на минимальных интервалах и дистанциях должны выдерживать единый боевой порядок, выходить на цель на предельно малой высоте с точностью до 2 секунд. Честь возглавить строй воздушного шествия современных летательных аппаратов над главной площадью страны в этом году выпала Командованию Военно-транспортной авиации. Лидерами будут крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" в сопровождении самолетов радиолокационного дальнего наведения А-50. И если именно экипажам Военно-транспортной авиации уже третий год доверяют открывать воздушную часть парада на Красной площади, то в их профессионализме сомневаться не приходится. Он на уровне требований современности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114