Lenta.Ru
24 марта 2010, 15:02
Оживший тендер
Вокруг тендера ВВС США на создание самолета-заправщика нового поколения, похоже, начал развиваться международный скандал, в который оказалась вовлечена российская Объединенная авиастроительная корпорация
Секретные переговоры
Тендер ВВС США на создание самолета-заправщика нового поколения KC-X стартовал в сентябре 2009 года. 372 требования к самолету были обнародованы Пентагоном в феврале 2010 года. С победителем тендера будет заключен контракт на создание 179 летающих танкеров стоимостью 35 миллиардов долларов. Все шло довольно скучно - от участия в конкурсе отказались Northrop Grumman и EADS, так что Boeing оказался его единственным участником.
Пентагон тендер отменять не собирался, и Boeing уже потихоньку подсчитывал прибыли от будущей сделки. Однако 20 марта 2010 года американский адвокат Джон Киркленд неожиданно для всех заявил, что в тендере ВВС США намерена принять участие российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). По его словам, ОАК ведет переговоры с некоей американской компанией о создании совместного предприятия United Aircraft Corporation America, которое и подаст заявку на участие в конкурсе.
Российский пассажирский самолет Ил-96 способен развивать скорость до 910 километров в час. Дальность полета самолета составляет от 9 до 12 тысяч километров в зависимости от модификации. Пассажировместимость самолета варьируется от 300 до 436 человек. По словам американского адвоката Джона Киркленда, на тендер ВВС США ОАК намерена предложить модификацию Ил-96 - заправщик Ил-98, который еще только проектируется. Сейчас полеты совершают 30 Ил-96. Ни одного Ил-98 пока не построено.
По словам Киркленда, ОАК намерена предложить на конкурс самолет-заправщик на базе пассажирского широкофюзеляжного лайнера Ил-96.
В ОАК эти сведения назвали недостоверными. В опубликованном 22 марта 2010 года сообщении корпорации говорится, что ОАК не намерена ни создавать на территории США СП, ни участвовать в тендере. При этом президент российской корпорации Алексей Федоров отметил, что не знаком с Джоном Кирклендом. Тогда же газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в ОАК написала, что корпорация просто не в состоянии произвести 179 Ил-96 "в обозримые сроки".
Впрочем, уже вечером 22 марта 2010 года компания Luce, Forward, Hamilton & Scripps, где работает Киркленд, заявила, что ОАК "на протяжении нескольких месяцев" вела переговоры о создании СП и участии в тендере. По данным компании, Киркленд принимал участие в переговорах с руководством ОАК и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).
На бумаге
Неожиданное продолжение эта история получила, когда Киркленд написал агентству Defense News письмо, целью которого, по-видимому, стала попытка доказать широкой общественности сам факт ведения переговоров. При этом адвокат уведомил агентство, что копии его письма были направлены вице-премьеру России Сергею Иванову, совету директоров ОАК, Федорову, директору ФСВТС Михаилу Дмитриеву и Михаилу Шишкину, который также, по данным адвоката, работает в ФСВТС.
Газете "Ведомости" удалось связаться с Шишкиным. "Он не только не подтвердил эту информацию, но не смог даже сказать, работает ли он в ФСВТС", - пишет газета. В самой службе отрицают, что у них есть сотрудник с фамилией Шишкин.
В своем - теперь уже можно сказать, открытом - письме Киркленд написал, что в переговорах принимал участие некий Сергей Сушенко (Sergei Sushenko), "русский, живущий в США, который выполнял роль переводчика". По видимому, Киркленд ввел этого персонажа, как потенциального свидетеля своей правоты.
К слову, этот переводчик 21 марта 2010 года направил Киркленду сообщение (его видели в Defense News), в котором говорилось, что ОАК требует "срочно собрать пресс-конференцию", поскольку европейский концерн Airbus предложил корпорации 350 тысяч долларов "в обмен на отказ от участия в тендере ВВС США". Представитель Airbus Гай Хикс (Guy Hicks) эту информацию опроверг. Впрочем, ничего другого в такой ситуации от него ждать не приходилось.
Далее, в своем письме агентству Киркленд написал следующее: "Опровержение ОАК идет вразрез с тем, что мне и моим клиентам говорили в России <...> Мы получили множество заверений, включая официальные письма из ОАК и письменные комментарии господина Дмитриева, в том, что совместное предприятие для участия в тендере KC-X будет создано в самое ближайшее время".
15 марта 2010 года европейский концерн EADS, 9 марта отказавшийся от участия в тендере ВВС США, попросил министерство обороны продлить конкурс. Согласно действующим условиям, заявки на участие в тендере принимаются до середины мая 2010 года. Не исключено, что дополнительное время понадобилось EADS для поиска партнера, в консорциуме с которым концерн сможет принять участие в тендере на создание заправщика KC-X.
"Нам неоднократно заявляли, что президент Дмитрий Медведев издал указ (об участии ОАК в тендере - примечание "Ленты.Ру") и премьер-министр Владимир Путин, Евгений Максимович Примаков, господа Иванов и Дмитриев одобрили этот проект", - написал Киркленд, предоставив Defense News документы, которые, по его словам, подтверждают заинтересованность ОАК в участии в тендере ВВС США. Из этих документов следует, что Медведев и Путин одобрили создание СП в США.
Напоследок адвокат отметил, что Luce, Forward, Hamilton & Scripps уже уведомила Пентагон и ВВС США о намерении ОАК участвовать в тендере. Американские военные эти сведения пока не опровергли и не подтвердили. Зато вице-премьер Иванов, выполняющий функции председателя совета директоров ОАК, в интервью агентству РИА Новости заявил: "Это утка. Могу официально как председатель совета директоров ОАК заявить, что таких обращений с американской стороны в ОАК не было".
Вместе с открытым письмом Киркленд также прислал Defense News и ряду других американских СМИ копии писем от имени генерального директора управляющей компании "ОАК - Гражданские самолеты" Владимира Смолко. В них говорится о том, что Путин одобрил создание совместного предприятия и что ОАК "с нетерпением ждет" его открытия.
Любопытно, что Киркленд также прислал копии документов World Aviation Maintenance Company (WACM). В них говорится о том, что эта компания ожидает документы, необходимые для завершения создания совместного предприятия. Что это за компания, не уточняется. Можно предположить, что именно ее американский адвокат записал ОАК в партнеры. О самой компании практически ничего неизвестно, кроме того, что ей принадлежит предприятие по ремонту самолетов в Индии - Hyderabad Aircraft Maintenance Company.
В остатке
Российские чиновники о письмах и документах Киркленда пока ничего не заявили. ОАК и высокопоставленные лица, перечисленные Кирклендом, на момент написания статьи не подтвердили и не опровергли даже факт получения копий писем и записей переговоров от адвоката. Во всей этой истории остается множество загадок. Например, если предположить, что все описанное Кирклендом действительно имело место в реальности, то совершенно непонятно, почему ОАК так тщательно от всего открещивается?
Ведь по сути для российской корпорации было бы довольно престижно поучаствовать в крупном американском тендере на создание и поставку 179 самолетов-заправщиков. Корпорация из России, разрабатывающая летающий танкер для США, фактически главного члена блока НАТО, да еще несмотря ни на какие поправки Джэксона-Вэника - это само по себе звучит гордо. Даже если бы тендер был проигран, авторитет ОАК во всем мире все равно бы значительно укрепился.
С другой стороны, документы и слова Киркленда могут и вправду оказаться уткой. В этом случае вся история превращается во вполне обычный медийный скандал или даже в провокацию (ведь Россия и НАТО в области военной техники совсем не дружны). С этой точки зрения, заявления ОАК и Иванова о том, что корпорация не намерена участвовать в тендере, выглядят вполне правдоподобно.
Непонятно только таинственное молчание в ответ на заявления Киркленда о наличии массы доказательств, писем и документов. Но с другой стороны, один раз опровергли, и будет.
И, наконец, самая захватывающая версия происходящего. Что если Luce, Forward, Hamilton & Scripps и Киркленд действительно вели переговоры? Но только не с ОАК, а с некоей организацией, выдающей себя за российскую корпорацию? Конспирологам - раздолье....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114