Slon.ru
24 марта 2010, 17:19
Получить доход или возместить убытки?
Ввязываться в инфраструктурный проект слишком рискованно: даже если государство безукоризненно выполнит все свои обязательства, процесс возмещения потерь займет немалое время. О рисках и возможностях для инвесторов в аэропортовую инфраструктуру
Итак, ситуация следующая: комфортабельный лайнер совершает безукоризненную посадку на летное поле аэродрома, после чего пассажиры выслушивают радостное сообщение стюардессы о приземлении в терминале D. Информация эта вызывает большое оживление в салоне, поскольку все предполагали, что рейс прибудет в традиционный терминал 2 (ныне обозначаемый литерой F). Все принимаются звонить по телефону встречающим ("Да нет, что ты говоришь, какой третий терминал, нам русским языком сказали "Ди", это же тот оранжевый, в который я в прошлый раз прилетала!"), и добрыми словами поминать тех умных людей, которые придумали новую систему обозначения терминалов. Через пару минут стюардесса еще более радостно сообщает, что, хотя мы таки приземлились в терминале D, сейчас нас посадят в автобус и отвезут в терминал F. И действительно, не успев пройти по новенькому телетрапу и десяти шагов, все пассажиры спускаются по слабо приспособленной для этого лестнице вниз на улицу и грузятся в автобусы. Еще несколько минут ожидания, переезд к другому терминалу, протискивание через узенькую калиточку в стене, - и, наконец, все с облегчением вздыхают, оказавшись в привычном зале с низкими потолками, набитом под завязку людьми, выстроившимися в очередь к паспортному контролю.
Пассажирам (и мне в их числе) остается только гадать, с чем связана столь замысловатая схема выгрузки из самолета. Кстати, та же фигня, только в обратном порядке, сейчас происходит в новом терминале и при вылете на некоторых внутренних рейсах: из одного крыла терминала пассажиров на автобусе перебрасывают к телетрапу у другого крыла, откуда они уже и запускаются в самолет. Так или иначе, но одно совершенно очевидно: новый терминал, торжественно запущенный в ноябре прошлого года, до сих пор работает в режиме, который нельзя назвать штатным.
В декабре-январе в газетах писали о наличии неких недоделок, которые мешают полноценному запуску работы терминала. Но если они настолько серьезны, что их не могут устранить уже четыре месяца, в терминале должна кипеть работа. Между тем, по крайней мере, последний месяц, большая часть стерильной зоны терминала полностью соответствует своему названию, поражая безлюдной чистотой и блеском облицовочной плитки.
Насколько я понимаю, одной из главных "недоделок" является неготовность пограничных и таможенных служб к работе в международном секторе нового терминала. Я вполне допускаю, что на это у названных служб есть объективные доводы, связанные с наличием каких-то нерешенных вопросов технологического свойства. Тем не менее, меня не покидает ощущение, что уважаемые силовые ведомства в данном случае используются как орудия борьбы между компаниями "Аэрофлот" и "Шереметьево", которые никак не могут определиться, кто из них будет командовать терминалами (как вновь построенным, так и старыми).
Без сомнения, рано или поздно, тем или иным способом, проблема эта будет решена. Тем не менее, в соответствии с известным анекдотом, даже когда ложки найдутся, осадок останется. В такой осадок, например, "выпадут" экономические потери (недополученные доходы и избыточные расходы), которые уже сформировались за четыре месяца работы нового терминала по "кривой" схеме, и продолжат накапливаться на протяжении всего периода "разруливания" ситуации.
Потери эти связаны с "задвоением" работы терминалов, с увеличением продолжительности техпроцесса загрузки-выгрузки пассажиров, с расходами на освещение, отопление и обслуживание неиспользуемых помещений терминала, и т.д.
В связи с этим возникает два вопроса:
1) почему такая ситуация возможна в условиях, когда и аэропорт, и авиакомпания принадлежат одному собственнику?
2) оценивает ли собственник возникающие потери, и стимулируют ли собственника эти оценки к скорейшему решению проблемы?
Хотя в данном случае эти вопросы являются, скорее, риторическими, можно, тем не менее, обозначить ситуацию, при которой они приобретают вполне реальный смысл. Представим, что рассуждения о необходимости использования концессий в проектах развития аэропортовой инфраструктуры стали реальностью, и проект строительства терминала реализуется частным инвестором на основе концессионного соглашения. С большой вероятностью, существенное отклонение от финансового плана и графика реализации проекта, связанное с действиями государственных органов, будет по соглашению относиться к обстоятельствам, предполагающим компенсацию государством недополученных доходов концессионера. В этой ситуации виртуальные для государства (но не для самих компаний и потребителей их услуг) потери оператора станут вполне осязаемыми расходами бюджета, направленными на исполнение обязательств концедента по соглашению.
Другой вопрос, захочет ли здравомыслящий частный инвестор ввязываться в проект с такими рисками: ведь даже если государство безукоризненно выполнит все свои обязательства, процесс возмещения потерь займет немалое время.
Все-таки "правильный" инвестор думает о том, как получить доход, а не о том, как компенсировать убыток....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
