О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет без излишеств

Так называемые авиакомпании-без-излишеств кажутся чудом на фоне нынешнего мирового кризиса пассажирских авиаперевозок - все сокращают маршруты, а они расширяют, да еще и пассажиров возят почти даром. Билеты "дешевых" авиакомпаний действительно дешевле, чем обычные, но не так сильно, как кажется, - ниже себестоимости возить все равно не получается. А в России создание подобной авиакомпании и вовсе пока невозможно. У нас и так все авиакомпании - "дешевые".

Европейцам можно позавидовать белой завистью. Перелет из Лондона в Женеву компания easyJet предлагает за 11,5 фунтов ($20). Из Женевы в Брюссель на самолете авиакомпании Virgin Express можно перебраться за 69 швейцарских франков ($51). Дороговато, конечно, зато обратный перелет из Брюсселя в Лондон компания Ryanair предлагает и вовсе бесплатно. Разумеется, не совсем. За "бесплатный" билет придется еще заплатить налоги и сборы - 9,75 евро, плюс 5 евро за обслуживание платежа кредитной карточкой, итого - $16. Без карточки обойтись нельзя, поскольку все эти авиакомпании продают билеты только через свои интернет-сайты (или по телефону). Причем билета как такового нет - при оформлении покупки пассажир получает регистрационный номер, который надо сообщить перед посадкой в самолет.

Вообще-то, "дешевые" авиакомпании (их еще называют "экономическими" или "авиакомпаниями-без-излишеств") - вовсе не новое слово в индустрии гражданских авиаперевозок. Родоначальником этого направления выступила в 1971 г. американская компания Southwest Airlines. В Европе американскому примеру первой последовала ирландская компания Ryanair, начавшая полеты в 1985 г. Однако расцвет европейских "дешевых" авиакомпаний начался с 1997 г., когда Евросоюз ввел принципы "открытого неба": авиакомпании стран - членов ЕС получили возможность летать между любыми городами без дополнительного согласования на межправительственном уровне. "Дешевые" компании противопоставили себя "флагманским" перевозчикам, которые до демонополизации могли назначать высокие тарифы за перевозки, умело используя монополизм, дарованный им межправительственными соглашениями.

Экономия на мультивизе

Чтобы в полной мере воспользоваться услугами "дешевых" авиакомпаний, весьма желательно иметь паспорт страны, граждан которой пускают в Европу без визы. Российскому же гражданину необходимо иметь многократную шенгенскую визу. Потому что по-настоящему дешевый билет необходимо еще "поймать".

Рассмотрим, для примера, данные за февраль - не самый популярный для воздушных путешествий месяц, когда даже обычные компании выдвигают дешевые и привлекательные спецпредложения. За период с 1 по 28 февраля в расписании авиакомпании easyJet по маршруту Лондон - Париж стояло 132 рейса - по 4-5 рейсов в день. По ситуации на начало февраля самый низкий тариф - 4 фунта (к ним еще надо добавить 11 фунтов налогов и сборов) - предлагался только на семи рейсах. Средний тариф на этом маршруте 26,5 фунтов, а максимальный - 91,5. Если же покупать билет за несколько месяцев, его цена заметно снижается, но минимума не достигает.

Та же самая ситуация у компании Ryanair. Например, на линии Дублин - Париж минимальная объявленная цена билета - 30 евро (к ним добавляются почти 14 евро налогов и сборов и еще 5 евро за обслуживание кредитной карточки). Опять же, по ситуации на начало февраля из 89 рейсов по минимальной цене продавались билеты только на 9 рейсов, а средняя цена составляла 55 евро. Цена на билет, купленный накануне вылета, причем на удобный по времени рейс, достигает и вовсе 239,99 евро. При покупке билета за несколько месяцев средняя цена билета на среду, т. е. на середину недели, составляет около 44 евро (чаще всего 39,99 евро, но, например, в конце августа доходит до 59,99 евро). Билеты на конец недели, естественно, более дорогие. На рейс в удобное время цена выше, чем на раннее утро или поздний вечер, когда и до аэропорта непросто добраться.

Так что в целом график цены билета имеет достаточно сложную форму. Помимо прочего она определяется скоростью, с которой продаются билеты на данный рейс. Если это процесс идет быстро, то цены растут, если медленно - опускаются. Благодаря этому авиакомпании, продавая до 90% билетов предварительно, избегают ситуации, при которой все билеты на данный рейс окажутся распроданы за несколько месяцев до полета. А пассажиру, чтобы купить самый дешевый билет, необходимо потратить достаточно много времени на изучение расписаний и поиск приемлемого решения. А после принятия решения его необходимо сразу реализовать - забронировать билет в дешевой авиакомпании нельзя, его можно только купить. Сдать билет, за исключением совсем уж форс-мажорных обстоятельств, тоже нельзя (по данным Ryanair, на рейс не приходит примерно 6-7% пассажиров, купивших билет, - эти деньги просто дарятся авиакомпании).

По этим причинам круизы по Европе на "дешевых" авиакомпаниях остаются уделом крайне незначительного числа российских туристов, которые, имея мультивизу, самостоятельно занимаются поиском билетов и бронированием гостиниц. Разумеется, было бы замечательно, если бы российских граждан пускали в Европу без визы. И было бы еще лучше, если бы "дешевые" авиакомпании летали и в Россию. Но в ближайшие годы нам это не грозит. Чтобы понять почему, придется поглубже разобраться в механизме работы "авиакомпании-без-излишеств".

Без излишеств

Приведенные примеры развеивают миф о том, что "дешевые" авиакомпании возят всюду практически даром. Это невозможно, поскольку существует объективная экономическая реальность - себестоимость рейсов. Как мы уже убедились, наличие дешевых (и даже бесплатных) билетов не означает, что у компании все билеты дешевые. С другой стороны, они действительно дешевле, чем у обычных, "дорогих", авиакомпаний. Для сравнения: билет Дублин - Париж у ирландской Aer Lingus стоит 178 евро, а у Ryanair на тот же день можно было купить билет как раз за 30 евро, точнее, за 48,67 с учетом всех дополнительных платежей.

В декабре 2000 г. компания Ryanair даже выиграла процесс у British Airways (BA), попытавшейся запретить рекламу Ryanair, в которой BA называлась "дорогой" авиакомпанией. Суд признал преувеличением утверждение о том, что BA впятеро дороже, чем Ryanair, - в действительности только втрое, но по существу это правда. За два дня судебных разбирательств адвокатам BA не удалось найти ни одного свидетеля, который признал бы под присягой, что BA не является "дорогой" компанией.

Ryanair вообще удачно выступает в судах. В марте прошлого года суд Кельна постановил, что компания имеет право использовать название аэропорта "Франкфурт-Хан" при условии, что пассажиры предупреждены о местоположении этого аэропорта. Дело в том, что аэропорт "Хан" расположен в 124 км от центра Франкфурта, тогда как главный аэропорт Франкфурта - в 12 км. Использование региональных аэропортов, расположенных относительно недалеко от крупных городов, - это одна из принципиальных особенностей "дешевых" авиакомпаний. Полеты в "Лондон-Лутон", "Париж-Бовэ", "Франкфурт-Хан", "Гамбург-Любек" и "Барселону-Жирону" позволяют существенно сэкономить (по неофициальным данным, до 70%, а иногда даже и до 100%) на аэропортовых сборах, ведь иначе в этих аэропортах вообще бы не было никакого пассажиропотока. Именно Ryanair добилась от Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) того, чтобы региональные аэропорты были перекодированы как аэропорты близлежащих крупных городов. Теперь этим обстоятельством пользуются все "дешевые" авиакомпании.

На оборотах

Главным источником экономии в "дешевых" авиакомпаниях является, безусловно, очень быстрый оборот воздушных судов. По Европе средняя продолжительность рейса составляет 1,5 часа (2,5 часа - это уже максимум). На "разворот" самолета в пункте назначения отводится 25-30 минут. Благодаря этому один самолет успевает совершить около 6 рейсов в день, а месячный налет достигает 350 часов. Высокий налет позволяет сократить "удельный вес" лизинговых платежей в стоимости летного часа и, соответственно, цену билета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский Фокус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка