Ежедневные Новости
14 июля 2003, 13:47
Влюбленные в небо
Аэродромы бывают разными: большие, откуда взлетают пассажирские лайнеры, городские, для местных авиалиний, и маленькие, в одну взлетно-посадочную полосу, - сельские. А есть еще аэродромы военные. У последних судьбы разные, совсем, как у людей. Иные еще работают "по специальности", а где-то уже расположился ипподром или проходят автомобильные гонки, как в Штыково. У аэродрома в селе Новонежино судьба сложилась более счастливо: там ныне обитают владивостокский Аэроклуб и парашютный клуб "Чистое небо".
Жизнь замечательных геликоптеров
Когда я впервые познакомилась с новонежинским аэродромом и его обитателями, у них в хозяйстве был один самолет Як-18Т и один мелкий вертолет Ми-2. Да оставались еще не до конца разобранные на металлолом несколько боевых вертолетов - в Новонежино раньше стоял полк морской авиации, в свое время один из сильнейших в Приморье. "Мощные машины были!" - вздыхают с тоской оставшиеся в бывшем гарнизоне не у дел летчики. Ми-14, Ми-16, шестые, восьмые: К-25, К-27 - самый лучший в мире вертолет, как считают знатоки. К-29 - штурмовик, на корабль садился.
Да, большой аэродром... Старожилы с удовольствием вспоминают, как на их рулежку ночью по ошибке сел истребитель с соседнего аэродрома. И ничего, благополучно. Отдышался - удивился, так ведь и взлетел потом оттуда же. Да одного этого полка хватило бы, чтоб... Хотя я, кажется, все еще за мир во всем мире, особенно после фильма "Терминатор-3". Но вертолеты все равно жалко. Опять же, полк расформировали, технику, что помоложе, отправили в другие части, офицеры уехали, жен увезли - теперь вот в местной школе русский язык преподавать некому. Впрочем, хватит о грустном.
Наведавшись крайний раз на аэродром (летчики никогда не произносят слово "последний"), я с удовольствием обнаружила, что в хозяйстве у них значительно прибыло - на поле одних только самолетов 23 единицы. Один из главных постоянных обитателей аэродрома Юрий Николаевич Белых - главный летающий техник (по прозвищу Царь), инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, бессменный начальник наземной поисково-спасательной команды (надо же кому-то незадачливых городских экстремалов с деревьев снимать, не повредив парашюта!) - с гордостью демонстрировал нам свои крылатые детища: четыре больших Ан-2 (пара летающих и пара в процессе доводки), строй Ми- вторых, авиетки, "Яки", самоделки. Есть и совершенно экзотические штуки типа изысканного американца - новенького вертолетика стоимостью почти в миллион долларов. Это собственность одного крупного владивостокского предпринимателя.
Каких только летательных аппаратов там нет! Даже совсем удивительный планер, с длиннющими крыльями, которому дали вместо сердца пламенный мотор от "Субарика", отчего он стал только лучше. Оказывается, двигатель "Субару" и создан как авиационный - все самодельщики, да и некоторые серийные самолеты летают именно на них.
А без него здесь ничего бы не летало
Белых про каждого из своих небесных "подопечных" может целый роман рассказать. Он-то про них знает все - каждый болтик, каждую гаечку, свечечку. "Гайки крутить - это вам не педали, это ум иметь надо", - приговаривает он, любовно поглаживая пальцем какую-то тяжелую блестящую штуку. Чтобы эти штуковины выглядели и работали как надо, он соорудил пескоструйку собственной конструкции. Теперь вот - настоящий блеск. Владельцы самолетов и прочих летательных аппаратов (а их довольно много и разных) без Белыха пропали бы давно. Он и сам старый мотодельтщик. Знаете, наверное, что такое мотодельтаплан? Такая, с виду крайне ненадежная, конструкция с мотором и здоровенным крылом. Юрий Николаич на них больше тысячи часов налетал. Теперь и на ЯК-18, и на ЯК- 52 летает. Есть же люди, для которых действительно первым делом - самолеты. Он любит рассказывать про одного из членов аэроклуба - моряка, влюбленного в небо. Тот, похоже, ходит в море исключительно для того, чтобы привезти очередную дорогущую и эксклюзивную часть для своего странного летательного аппарата. У него этакий гибрид самолета с вертолетом (вообще-то, такая конструкция называется "авиажир").
И ступа с древнею метлой
Еще у Белыха есть любимый ученик - Дима. Тот тоже больной небом с детства: первый самолет построил еще в четвертом классе. В аэроклуб пришел перед армией. После срочной построил свой мотодельтаплан, налетал достаточно. Здесь уже постепенно осваивал самолеты. Теперь вот изучает АН-2. С толстой книжкой - учебником по АН-2 - похоже, даже спит, наизусть учит. И живет здесь же, на аэродроме. Тоже обитатель.
"А это у нас малая авиация", - Белых делает вальяжный взмах рукой, захватывая жестом козырек над крыльцом, на котором красуется старинная ступа с метлой, и стайку ласточек, облюбовавших темноватые коридоры парашютного клуба, - уже и птенцов там вывели. Их не гоняют - свои.
В день нашего визита начальник аэроклуба Сан Саныч Урбанович облетывал новенький австралийский самолетик, двухместный, белоснежный - как игрушечный. Однако летает. Ликующий владелец (тоже городской бизнесмен) на свою игрушку не нарадуется. Дорогая, конечно, зато сколько счастья и себе, и сыну. Летать - это ж кайф непередаваемый: ни тебе встречной полосы, ни гаишников, только небо! Управляются такие штуки довольно просто, хотя новоявленных самолетовладельцев в процессе летной подготовки гоняют, мягко говоря, как сидоровых коз. Хотя летать им можно только над аэродромом - дальше закон не позволяет. Это ласточкам все можно.
Ну да ничего - влюбленным, говорят, и море по колено, а влюбленным в небо и небо по плечу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ежедневные Новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции