Proua
22 декабря 2003, 15:17
Прыг-прыг и - полетел
Их для авиации трудно переоценить, ведь обычному самолету для взлета необходима более менее ровная площадка с твердым покрытием. И чем больше взлетная масса и взлетно-посадочная скорость самолета, тем более высокие требования к аэродрому. А самолет с шасси на воздушной подушке (СШВП) в них вообще не нуждается, он способен осуществлять взлет и посадку с любого вида поверхности, будь то грунт, песок, снег, лед, болото или вода. Такой аппарат становится, фактически, средством воздушного сообщения внеаэродромного базирования.
Первые попытки создания СШВП датируются 1939-1941 годами, когда в ЦАГИ и ЛИИ инженеры Николай Ефимов и Александр Надирадзе установили шасси на воздушной подушке на серийный Ут-2 - учебно-тренировочный низкоплан конструкции А.С. Яковлева. Шасси - баллонной схемы, с размерами, обеспечиваемыми устойчивость при сдвиге, на разбеге и взлете при одновременной работе двигателей самолета и вентилятора (вентилятор нагнетателя вращался мотоциклетным двигателем мощностью 25 л.с.). Летные испытания провел в 1940 году известный летчик-испытатель И.И. Шелест, машина на взлете, посадке и в полете вела себя нормально, сам полет ничем особенным от обычного не отличался, разве что скорость и маневренность из-за возросшего сопротивления заметно ухудшилась.
Испытания были признаны успешными, конструкция себя оправдала и НКАП дал задание разработать подобную конструкцию для самолета Пе-2, что и было сделано в 1941 году. Баллонная конструкция Пе-2 была выполнена двойной, на каждую мотогондолу. Привод вентилятора - от двигателей М-105. После взлета воздух из баллонов выпускался, они втягивались в ниши шасси и закрывались створками.
Чуть позже Н.И. Ефремов предложил проект СШВП с двумя двигателями Ам-38, с использованием реактивного эффекта выхлопных газов и взлетным устройством, уже опробованным на Пе-2. 20 июня 1941 года НКАП вынес решение проектировать и строить самолет. К этому времени СШВП Пе-2 уже исправно рулил, но до полетов дело так и не дошло - наступило роковое 22 июня…
Интерес к безаэродромному самолету с шасси на воздушной подушке возродился в 60-х годах прошлого столетия. Большую работу по созданию опытного СШВП на базе Ан-14 "Пчелка" провело КБ О. К. Антонова, однако шасси в этом варианте получилось слишком громоздким, и работу прекратили.
Не лучше обстояло дело и за рубежом. Известны разработки СШВП на базе канадского транспортного самолета Сс-115 "Буффало", американского штурмовика А-8 "Крусейдер", летающих мишеней "Джиндивик" и даже… космических кораблей многоразового использования. Все их объединяет одно - попытка установки воздушной подушки на готовом самолете с обычным шасси. Все это приводило к снижению аэродинамического качества, усложняло и утяжеляло конструкцию. В результате - дальше опытных конструкций дело не доходило.
И вот, в 1991 году на 6-м Всесоюзном слете СЛА в Чернигове мне довелось увидеть оригинальную конструкцию. Со стороны аппарат напоминал сильно уменьшенный, сжатый с боков и обрезанный практически сразу за кабиной микроавтобус без колес, к которому какой-то шутник приделал крыло и хвостовую балку с оперением. В носовой части - огромная дыра с вентилятором, сразу за кабиной - двигатель с воздушным винтом.
Оказалось, никакими шутками тут и не пахнет - это чудо конструкторской мыли исправно рулило, взлетало и садилось, а в полете выглядело отнюдь не хуже остальных аппаратов. Имя чуда - "Поиск-01-А", конструктор - Олег Черемухин из Нижнего Новгорода. Решение самостоятельно изготовить миниатюрный СШВП пришло к Олегу еще в 1972 году. Задумано - сделано. Правда, пришлось много потрудится, пока мечта не воплотилась в металл, не обошлось и без неприятностей - первый вариант "Поиска" потерпел аварию на слете СЛА в Риге в 1989 году, но, как выяснилось, игра стоила свеч! Продолжает Олег Александрович трудится и сейчас - им создан новый, 2-х местный СШВП. Взлетный вес машины - 700 кг, дальность полета - 800 км, крейсерская скорость - 150 км/час.
Еще один аппарат российских конструкторов, имеющий романтическое имя "Динго", так же спроектирован в Нижнем Новгороде. Его создатели - научно-производственное предприятие "АэроРИК" - применили нестандартный подход при конструировании оригинальной машины. Вместо того, что бы лепить "подушку" к готовому самолету, они сделали сначала ее, а потом уже оснастили элементами, необходимыми для полета. Впервые в авиационной практике согласование планера с шасси проводилось на стадии разработки аэродинамической схемы самолета.
"Динго" предназначен для регулярных грузо-пассажирских перевозок с полезной нагрузкой 800 кг (9 пассажиров) на крейсерской скорости 275 км/час (максимальная - 350 км/час), практическом потолке 3500 м при дальности 850 км. Схема двухбалочная, с низкорасположенным крылом и П-образным оперением. Основной силовой элемент - центроплан, к нему крепятся фюзеляж, консоли крыла, хвостовые балки и неубираемые пневмобаллоны. Основной двигатель - канадский РТ6А-65А, мощностью 1100 л.с. приводит во вращение малошумный пятилопастный винт диаметром 2,82 м. Для создания воздушной подушки применяется ТВА-200 мощностью 200 л.с., разработанный Калужским ОБМ.
Самолет получился на редкость летучим и по своим характеристикам превосходит все ближайшие аналоги. Разработчики считают, что его использование открывает исключительные возможности, создающие предпосылки широкого внедрения авиации в те области хозяйственной деятельности, где ранее использование авиации было ограничено....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка