О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индийский прорыв Москвы

19-21 января состоялся официальный визит главы российского военного ведомства в Индию. Здесь он встретился со своим коллегой Джорджем Фернандесом, премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, другими официальными лицами, посетил авиабазу в Агре и 50-ю отдельную парашютно-десантную бригаду. Но особо пристальное внимание российские и зарубежные СМИ, политологи и эксперты уделили подписанию контракта на поставку индийским ВМС тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) "Адмирал Горшков" и палубной авиации к нему. Индийская сторона назвала этот визит историческим. И дело тут, конечно, не только в "Адмирале Горшкове", хотя сама сделка является беспрецедентной. Дело в крепнущем военно-стратегическом партнерстве двух государств - основных игроков на международной арене.

Динамика индийского рынка

Сергей Иванов должен был отправиться в Индию еще в декабре 2003 г., но по ряду технических причин поездку отложили. И это можно понять: масштабные проекты требуют сверхтщательной и глубокой проработки. Чтобы в полной мере оценить, например, значимость контракта, связанного с приобретением индийцами российского ТАВКР, есть смысл хотя бы немного вспомнить о том, что представляет из себя наше военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Дели, дабы ответить на вопрос: почему именно Индия стала покупателем нашего авианосца?

Дело в том, что она сегодня - один из крупнейших и перспективных игроков не только в экономике Южной Азии, но и на глобальном уровне. Индия - самый большой после Китая рынок товаров и услуг. В течение последних 10 лет ежегодный рост валового внутреннего продукта страны сохраняется на уровне 5%, а государственные золотовалютные резервы достигли 66,7 млрд. долл. Нельзя забывать и о том, что население Индии составляет 1,050 млрд. человек.

Вместе с тем, сегодня существует целый ряд серьезных угроз национальной безопасности южноазиатского гиганта. Они, согласно оценкам самих индийцев, могут исходить с северо-запада - со стороны Пакистана и северо-востока - от Китая. Военные конфликты с этими странами происходили неоднократно и порой были весьма масштабными и кровопролитными. Поэтому, несмотря на некоторое потепление отношений с соседями, Индия из года в год увеличивает свой оборонный бюджет. В 2002 г., например, он равнялся 15,7 млрд. долл., а в 2003-м - 16,2 млрд. (в 1999 г. - 12,4 млрд.) Из этой суммы около 4,4 млрд. выделено на закупку вооружений и военной техники. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), только на приобретение 400 современных буксируемых и самоходных артиллерийских установок Дели планирует потратить в ближайшие 20 лет около 18 млрд. долл. Эти цифры не могут не впечатлять, особенно российских военных и руководителей ОПК.

Что касается специфики российско-индийского ВТС, то тут надо выделить достаточно высокие технологические требования, предъявляемые Дели к заказываемым видам вооружений и техники. Наиболее яркий пример - индийские тактико-технические задания на истребители Су-30 МКИ, для которых нам пришлось разрабатывать новые двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и интеграцией иностранных компонентов. Или взять постройку фрегатов проекта 11356, доводку корабельного ЗРК "Штиль-1"... Некоторые из таких контрактов российская промышленность выполняет буквально на пределе своих возможностей. Но это заставляет все ее "шестеренки" и "механизмы" крутиться с удвоенной энергией, предприятиям приходится структурироваться в качественно новые корпоративные образования, создавать заделы для своих Вооруженных Сил. Например, на базе проекта 11356 со временем будет построен фрегат для ВМФ РФ, и российские моряки обрели надежду получить, по крайней мере, головной корабль нового поколения этого типа. Достаточно большой срок выполнения некоторых программ (в частности, проект Су-30МКИ рассчитан аж до 2012 г.) на долгую перспективу загружает нашу "оборонку", сохраняет в ней рабочие места, стимулирует НИОКР, способствует аккумуляции ценного и абсолютно необходимого в условиях глобализации опыта международного сотрудничества. Словом, российской стороне эти контракты выгодны, если не считать, правда, относительно низкой рентабельности некоторых из них. Но и она стимулирует исполнителей к активной работе с долговыми и инвестиционными финансовыми инструментами, поиску стратегического инвестора, новых контрактов.

Стратегическое партнерство

Наше военно-техническое партнерство с Индией началось еще в 1960 г. Оно базируется на основе совпадения коренных национальных интересов двух государств. Причем это относится и к поддержанию международной безопасности, формированию многополюсного мира. За это время объем ВТС составил 33 млрд. долл. А объем уже имеющихся обязательств равен примерно 3,5 млрд. долл.

Нормативно-правовой базой служит межправительственный Договор о дружбе и сотрудничестве от 29 января 1993 г., ряд других соглашений. В декабре 1998 г., например, подписана Программа военно-технического сотрудничества между Россией и Индией на период до 2010 г., которая охватила практически все области ВТС. С 2001 г. оно находится под контролем специально организованной межправительственной комиссии, которая провела уже три заседания (очередное намечено на 2004 г.).

По итогам 2002 г. Индия была вторым, крупнейшим после Китая, покупателем российского оружия. Объем его поставок за год, по некоторым данным, равен примерно 1 млрд. долл. А доля ВВТ, разработанных или созданных в России (СССР), например, в индийских ВМС - 75%.

Справедливости ради, надо сказать, что ВТС - далеко не единственный фундамент, на котором Россия укрепляет отношения с Индией. Это страна, которая не на словах, а на деле борется против международного терроризма, разделяет многие политические установки Москвы, например, в отношении необходимости учета интересов всех стран при урегулировании международных проблем, противостоянии вызовам времени. Индия это, наконец, самая большая по населению демократия в мире, что бы там ни говорили, и она никогда не давала нам повода для опасений ни в прошлом, ни в настоящем. Более того, там в свое время проходили службу тысячи российских военнослужащих, десятки тысяч российских граждан работали на промышленных предприятиях.

Контракт века

На этом "стратегическом фоне" и был заключен контракт по "Адмиралу Горшкову". Он стал возможен в связи с реализацией соглашения между правительствами РФ и Республики Индия о передаче тяжелого авианесущего крейсера, его ремонте и модернизации. Это - самая крупная коммерческая сделка за всю историю отечественного военного судостроения, а сам корабль, по планам индийской стороны, должен значительно усилить мощь ее флота, основу которого составят три авианосные группы.

В состав индийских ВМС пока входят: 18 подводных лодок (10 дизельных российских ПЛ проекта 877ЭКМ, четыре - проекта 641, четыре - немецкого проекта Туре 1500); один авианосец Viraat с авиагруппой из 15 самолетов Sea Harrier и 15 вертолетов Sea King и Ka-28; восемь эсминцев; 16 фрегатов; 23 корвета; 14 ракетных и 16 патрульных катеров; 18 минных тральщиков; 32 корабля поддержки и матриально-технического обеспечения.

Поскольку контракт на поставку "Адмирала Горшкова" является коммерческим, то его, согласно договоренности, подписал генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов. А авиационную составляющую - генеральный директор РСК "МиГ" Валерий Торянин. "Это очень крупный контракт к которому мы долго шли,- сказал после церемонии министр обороны РФ Сергей Иванов. - Я, например, начинал о нем говорить еще в 2000 г., когда был секретарем Совета безопасности. И очень приятно, что это закончилось конкретным результатом и конкретной занятостью нашей судостроительной промышленности, загрузкой верфей".

По заявлениям индийской стороны, переговоры по цене и техническим требованиям завершились еще в конце прошлого года. Впрочем, альтернативы "Адмиралу Горшкову", пожалуй, не было. Собственный авианосец проекта АDS в ближайшие 10 лет Индия вряд ли смогла бы построить по причине технологической сложности, а единственный индийский авианосец Viraat (бывший английский Hermes постройки 1959 г.) через семь-восемь лет придется, видимо, списать из-за полного износа.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (проект 1143,4) заложен на судостроительном заводе г. Николаева (Украина) в декабре 1978 г. В 1987-м передан ВМФ СССР и около полугода нес службу. До 1991 г. назывался "Баку". Водоизмещение - 44500 т, длина - 273 м, ширина с угловой палубой - 49 м, осадка - 10,2 м, скорость - более 30 узлов. Вооружение: 4 торпедных аппарата, ракетные комплексы "Базальт", "Кинжал", 2 артустановки. После модернизации палубы на корабле разместят 16 самолетов МиГ-29К (из них 4 спарки). Будут также модернизированы радиолокационное оборудование и ракетный комплекс.

На обеспечение авиационной составляющей, согласно контракту, из 1,5 млрд. долл. выделено более 700 млн. Кое-кто в России склонен считать, что мы сами уже не можем содержать и эксплуатировать такие корабли. А потому, мол, продаем их, что называется, не от хорошей жизни. Да и продаем-то чуть ли не по цене металлолома: где-то по 200 долл. за тонну. В этих словах, может, и есть какая-то доля правды. Но именно - только лишь доля.

Во-первых, было бы гораздо хуже, если бы корабль просто сгнил у пирса. А так он принесет пользу и Индии, и российской "оборонке", и нашим Вооруженным Силам через вырученные средства. Во-вторых, как сказал министр обороны РФ Сергей Иванов, такие контракты заключаются на десятилетия вперед. Например, в документах по ТАВКР речь идет и о его последующей модернизации, проведении аукционов. Значит, ОПК России будет обеспечен заказами на долгую перспективу.

"Вы понимаете, что такой тяжелый авианесущий корабль где попало к стенке не поставишь", - заметил на этот счет министр обороны России. То есть речь не о разовой сделке продавца и покупателя, а о системе долговременных отношений. Более того, сейчас полным ходом идут наработки по целому ряду совместных российско-индийских программ, которые позволят в будущем, как подчеркнул Сергей Иванов, "меньше торговать "железом", а больше осуществлять совместные проекты от их начальной стадии до опытно-конструкторских работ, испытаний и производства конкретных видов вооружения и его утилизации. Причем в высокотехнологичных областях: космических, ракето- и самолетостроении: И такой пример уже есть: совместно разработанная крылатая ракета морского базирования "BrahMos" прошла все испытания и принята на вооружение. Что касается поставки "Адмирала Горшкова" с уже перестроенной палубой и авиагруппой, то она ожидается к 2008 г. Возможны и новые контракты, причем не только по флоту. Комментирует генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов: "То, что было предусмотрено контрактом по поставкам танка Т-90С, уже отгружено. Сейчас идет отгрузка комплектующих к тем машинам, что собираются на индийских оборонных предприятиях. Но если у индийской стороны возникнут новые потребности в этом отношении, российская военная промышленность готова будет их выполнить.

Но еще хотелось бы сказать о прогнозах финансового рынка до конца 2004 г. Это очень серьезная проблема, которую еще никто не обсуждал, потому что не ожидали таких потрясений и конъюнктурных валютных колебаний. Расчеты составлялись в долларах. И когда представители промышленности говорили, что мы еще, возможно, подойдем к расчетам в рублях, на нас смотрели как на "ура-патриотов", которые не понимают сути вопроса. Сейчас, например, у нас есть уже два "длинных" контракта. Один по "Адмиралу Горшкову". Другой, до 2015 года, по лицензионному производству Су-30МКИ в Индии. И риски тут, я вам скажу, достаточно серьезные. Впрочем, если Россия будет так же динамично развиваться, то рубль станет конвертируемой валютой".

Конкуренты

Действительно, не так уж все безоблачно в ВТС России и Индии, как это может показаться на первый взгляд. Да, суммы впечатляют, две страны связывают давние традиции дружбы и партнерства. Но сегодня, в век информационных технологий и глобализации этого уже мало. Конкуренты буквально дышат нам в затылок. Как считают некоторые военные эксперты, присутствие России на традиционном для нее рынке будет постепенно уменьшаться, а доля западноевропейских стран, США - расти. Что отчасти соответствует планам самого Дели диверсифицировать источники поставок ВВТ.

В последние два-три года, например, Индия подписала целый ряд крупных контрактов или начала переговоры о закупках дорогостоящих систем вооружений с другими государствами, помимо РФ. Индийские партнеры все чаще требуют интегрировать западное оборудование в наши системы. А после заключения в декабре 2000-го - феврале 2001-го соглашений по лицензионному производству Су-30МКИ, танкам Т-90С, вертолетам ДРЛО Ка-31 и заправщикам Ил-78 взяла паузу в новых заказах из России.

Наиболее актуальными потребностями ВС Индии на данный момент является модернизация истребительной авиации (МиГ-21, МиГ-27, МиГ-29), вертолетов, танкового парка (в т. ч. Т-72), ЗРК С-125 "Печора", приобретение кораблей эскорта, новых систем ПВО. И на этот рынок желают пробиться многие.

Одним из наиболее активных игроков на нем становится Израиль. По некоторым данным, идут переговоры о продаже израильских технологий производства крылатых ракет, многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, бортового радиоэлектронного оборудования. Есть целый ряд других предложений, с которыми выходят или пытаются выйти на индийский рынок Великобритания, Франция, ЮАР: Важной точкой отсчета могут стать выбор индийских ВМС между российскими и немецкими дизельными подводными лодками; между российским и польским вариантами модернизации ЗРК С-125; решения по ряду программ модернизации МиГ-29 и Т-72.

Руководители Минобороны РФ и российского ОПК, конечно, прекрасно это понимают. "В военно-технической сфере Индия сотрудничает практически со всеми промышленно развитыми странами и будет сотрудничать, - подчеркнул Сергей Иванов, отвечая на вопрос "ВПК". - Но мы смотрим на это совершенно спокойно, поскольку знаем: удержать этот рынок можно лишь за счет высокого качества военной продукции, выверенного соотношения такого показателя, как "цена-качество", повышения конкурентоспособности ВВТ. Надо учесть, что во всем мире идет жесткая, конкурентная борьба, используются все приемы, в том числе нечистоплотные. И мы должны быть готовы к этому".

Выходит, надо эффективнее заниматься маркетингом, анализировать конъюнктуру цен, предложения конкурентов. Так, Индия уже несколько лет рассматривает возможные варианты приобретения российских систем ПВО. Но что-то мешает ей сделать решающий шаг, а нам проявить большую гибкость. Что?

И все же, думается, перспективы у России пока гораздо лучше, чем у кого-либо. Тем более, что они зависят не столько от активности конкурентов, сколько от способности российского ОПК справиться с проблемами качества своей продукции, предоставить услуги по сервисному обслуживанию ВВТ. Кроме того, у России остается немало крупных программ, в которых ей альтернативы нет. Помимо "Адмирала Горшкова", вполне вероятны дальнейшая поставка фрегатов проекта 11356 или близких к этому проекту кораблей, высокоточных ОТР "Искандер-Э", передача в лизинг или продажа 4-6 ракетоносцев Ту-22МЗ или разведчиков Ту-22МР (этот вопрос, кстати, затрагивался в ходе нынешнего визита министра обороны РФ) и ряд других. Но главное - это намеченная программа магистрального развития российско-индийских связей, которая подразумевает теснейшую интеграцию в совместной разработке и производстве современных видов вооружений и боевой техники.

Индия слишком важный для России стратегический партнер. Поэтому сокращение ВТС с ней было бы крайне нежелательным для нас сценарием.

Ответ на вызовы времени

На итоговой пресс-конференции министр обороны Индии Джордж Фернандес назвал контракт по "Адмиралу Горшкову" и связанный с ним пакет на поставку других систем историческим событием, яркой вехой в индийско-российском сотрудничестве и хорошим подтверждением наших стратегических взаимоотношений. В свою очередь, министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что развитие событий в мире настоятельно диктует объединение усилий цивилизованных стран в противостоянии вызовам и угрозам. У России и Индии практически полностью совпадают взгляды на положение в Ираке, Афганистане, во многих других "горячих точках", на проблемы противостояния международному терроризму. Все это говорит о том, что перед Индией и Россией открыты самые широкие горизонты взаимовыгодного сотрудничества.

И последнее. Политика Дели в области вооружений традиционно ориентирована на сохранение равновесия с Китаем и превосходства над Пакистаном, Индийский океан должен быть зоной, свободной от присутствия западных флотов. Лишь с помощью России Индия сможет достичь этих целей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка