О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лизинг - важнейший фактор развития инвестиционных процессов

Особую роль лизинг играет в развитии авиационного рынка. В авиации основная часть поставок воздушных судов осуществляется по лизингу, фактически функционирование авиационного рынка без лизинга в настоящее время невозможно

Лизинг - это рыночный механизм, способствующий развитию инвестиционных процессов, мобилизации коммерческих финансово-кредитных ресурсов, техническому перевооружению производства и, прежде всего, внедрению прогрессивных технологий, а также созданию новых рабочих мест. Деятельность лизинговых компаний по финансированию поставок оборудования заинтересованным предприятиям является мощным фактором развития инвестиционного рынка и стимулирования роста производства

Особую роль лизинг играет в развитии авиационного рынка. Следует отметить, что если в промышленности западных стран порядка 30% поставок оборудования от общего объема инвестиций осуществляется с использованием лизинга, то в авиации основная часть поставок воздушных судов осуществляется по лизингу, т.е. фактически функционирование авиационного рынка без лизинга в настоящее время невозможно. Следует подчеркнуть, что расширение использования лизинга в авиации способствует решению стратегических вопросов развития экономики и обеспечению ее устойчивого роста, который связывается в настоящее время прежде всего с развитием и внедрением высоких технологий, обеспечивающих увеличение темпов роста ВВП, а также с диверсификацией экспорта. При этом, следует иметь в виду, что продукция авиапромышленности обладает высокой интеллектуальной емкостью, так по расчетам экономистов стоимость 1 кг. магистрального самолета составляет 1000 долл., 1 кг. боевого самолета - 3000 долл., а стоимость 1 кг. автомобиля - 20 долл. Отсюда объективно существующая заинтересованность государства в форсированном развитии авиационной промышленности и в создании благоприятных рамочных условий для развития лизинга и его государственной поддержки. С учетом этого можно сделать вывод, что проблема развития лизинга в авиации имеет два аспекта: это рыночные механизмы использования лизинга и создание благоприятных условий для развития этих механизмов со стороны государства.

Государственная поддержка авиации широко используется зарубежными странами, в частности США, где государство активно участвует не только в выделении необходимых средств для разработки прогрессивной авиационной техники, но и в регулировании поставок этой техники за рубеж. Например, в 1994 году Саудовская Аравия предполагала для обновления авиационного парка закупить гражданских самолетов на общую сумму 6,2 млрд. долл., примерно поровну в Европе и США. Однако Президент США обусловил предоставление Саудовской Аравии кредита на закупку вооружения обязательной закупкой гражданских самолетов только в США. В результате Саудовская Аравия отказалась от закупки гражданских самолетов в Европе.

Ситуация с развитием лизинговых проектов в России

На инвестиционном рынке России в настоящее время функционирует порядка десяти авиационных лизинговых компаний, ряд из которых успешно осуществляет поставки самолетов по лизингу. Осуществляется также поставка самолетов по лизингу за рубеж, в частности, в Иран.

Определенное значение для развития авиационного рынка имело принятие Правительством России трех нормативных актов, создающих предпосылки для дальнейшего развития лизинга:
  • постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1020 "Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций", которым определен порядок предоставления государственных гарантий лизинговым компаниям при условии включения необходимых средств в Федеральный бюджет на соответствующий год;
  • федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", в которой определены стратегические направления развития авиации на долгосрочную перспективу;
  • постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. "О мерах господдержки обновления парка морских, речных и воздушных судов и их строительства".
Положительным опытом использования лизинга для развития производства авиационной техники был конкурс, проведенный Минэкономразвития России в 2001 году на получение государственной поддержки для реализации авиационных лизинговых проектов. В конкурсе участвовало 6 лизинговых компаний и были представлены следующие проекты: "Ильюшин-финанс" претендовал на господдержку для производства десяти Ил-96 на Воронежском авиазаводе и десяти Ту-204 - на Ульяновском. Финансовая лизинговая компания предусматривала произвести десять Ту-214 на Казанском авиазаводе. "Центральная авиационная лизинговая компания", предложила программу производства Ту-204, которых на первом этапе предполагалось сделать 12 штук, а в перспективе - до 80. ЗАО "Центролизинг" предлагала восстановить 5 самолетов из парка разорившейся авиакомпании "Внуковские авиалинии". "Ильюшин-Финанс" и "Финансовая лизинговая компания" победили в конкурсе на право получения господдержки и средств из бюджета в обмен на контрольный пакет акций для организации лизинга отечественной авиационной техники. "Ильюшин-Финанс" поставит по лизингу "Аэрофлоту" шесть пассажирских самолетов Ил-96-300, которые выпустит Воронежский авиазавод. Четыре грузовые версии самолета Ил-96-400Т получит компания "Атлант-Союз". "ФЛК" реализует проект, предусматривающий лизинг десяти "среднемагистральных" Ту-204, которые предназначены для хабаровской компании "Дальавиа", фирмы "Третьяково" и "Версус-холдинг". При этом Внешторгбанк намерен вложить в кредитование лизинга новейших пассажирских самолетов более 175 млн. долл., имея в виду предоставление долгосрочных кредитов компаниям "Ильюшин-Финанс" и "Финансовой лизинговой компании" сроком на семь лет.

Практически проведенный конкурс может рассматриваться как одна из схем предоставления государственной поддержки для реализации лизинговых проектов в авиации.

Положительное влияние на развитие авиационного рынка в конце 2002 года оказали прямые инвестиции компании Sirocco Aerospace International в производство самолётов Ту-204-120 на Ульяновским самолетостроительным заводе. Согласно заключенному контракту, предусмотрено вложение иностранным инвестором 355 миллионов долл. При этом уже в 2003 году завод должен получить свыше 150 миллионов долларов. Первый из пяти грузовых самолётов, предназначенных для Китая, планируется реализовать заказчику в декабре 2003 года, а до 2006 года египетская компания обязана выкупить все 25 среднемагистральных самолёта Ту-204-120. Помощь в финансировании подписанного контракта (около 50 млн. долл.) Египту обещает оказать Европейский банк реконструкции и развития.

Однако следует отметить, что указанный выше положительный опыт не обеспечивает коренного перелома в данной отрасли, т.к. для этого необходимо принятие комплекса мер, предусматривающих совершенствование нормативно-законодательных актов, налоговых инструментов, усиление государственной поддержки в виде государственных гарантий.

Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить законодательному закреплению разработанной схемы организации работы с лизинговыми проектами, в основу которой следует положить известные предложения по использованию лизинга в этих целях, предусматривающие следующее: авиакомпании или иные предприятия воздушного транспорта, имеющие свидетельство эксплуатанта, подают заявки на лизинг воздушных судов отечественного производства в лизинговую компанию. Заявка и бизнес-план согласовываются с государственными органами. Лизинговая компания заключает кредитный договор с коммерческим банком на представление инвестиционного кредита под закупку воздушных судов для последующей передачи их в лизинг. Общая сумма кредита согласовывается с Минэкономразвития и Минфином России, в обеспечение кредита оформляется гарантия Правительства РФ на всю его сумму с учетом выплат процентных ставок.

После оформления кредитного договора лизингодатель оформляет договор купли-продажи с заводом поставщиком и договор лизинга с лизингополучателем. После оплаты поставок в соответствии с условиями договора купли-продажи и страхования воздушные суда поступают лизингополучателю. Погашение кредита и оплата процентных ставок осуществляется лизингодателем за счет лизинговых платежей.

Таким образом, для реализации первоочередных мер по стимулированию авиационного рынка целесообразно предусматривать в Федеральном бюджете с 2004 г. предоставление государственных гарантий для реализации важнейших проектов авиационной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка