О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Балтийцы приручили "Супер Пуму"

Капризы природы внесли коррективы в программу проведения учения международных ВМС "Балтопс-2004", прошедших недавно в юго-восточной части Балтийского моря. Этим летом в море вышло более сорока кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов под флагами 14 стран

Такого холодного лета не припомнят даже старожили Балтики. Обложные дожди, туманы, сплошная облачность, шквалистые ветры… Синоптики разводят руками: что вы хотите, результат глобального потепления климата - зима стала теплее, лето - холоднее. Капризы природы внесли серьезные коррективы в программу проведения учения международных военно-морских сил "Балтопс-2004", прошедших недавно в юго-восточной части Балтийского моря. Второе название - американо-балтийская операция, поскольку они традиционно проводятся под эгидой Соединенных Штатов. Этим летом в море вышло более сорока кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов под флагами 14 стран, в том числе сторожевой корабль "Неустрашимый" и большой десантный корабль "Калининград" с ротой морской пехоты Балтийского флота на борту.

Командование "Балтопса", возглавляемое контр-адмиралом Томасом Килклайном, державшим свой флаг на крейсере УРО "Сан-Джасинто", исключило выполнение задач, представляющих риск. Отменило, например, три высадки интернационального десанта морской пехоты на польский полигон Устка. Высаживались с уреза воды.

- Все было достаточно скромно, - говорит начальник штаба авиационной группы подполковник Сергей Гедзерук. А ему есть с чем сравнивать. Для него это был уже третий "Балтопс".

Наложили "секвестр" и на программу полетов палубной авиации. Сократили, скажем, до одной высадку осмотровой группы на "судно-нарушитель" плюс эмбарго на полеты в целом палубной авиации, базирующейся на кораблях международных военно-морских сил. Однако же, как и в предыдущие годы, "первую скрипку" в небе Балтики играла морская авиация Балтийского флота. Четыре вертолета Ка-27, управляемые подполковниками Игорем Комаровым, Станиславом Дробышем, Андреем Баймаковым и старшим лейтенантом Евгением Астаховым, с берегового аэродрома уходили за 150 километров в море на поиск подводной лодки, два Су-24 обозначали нанесение бомбо-штурмового удара по отряду кораблей. Для российских самолетов ставилась поначалу еще одна задача - поддержка сухопутных сил, но отменили ее скорее по другой причине, нежели плохие погодные условия. В этом случае надо было создавать единый центр управления воздушным движением и вводить в его состав российского специалиста…

Возможно в сокращении объема задач для российских летчиков какую-то роль сыграло вот какое обстоятельство. В первые годы участия кораблей и авиации Балтийского флота в учениях "Балтопс" их "нагружали" по полной программе. Мол, давайте посмотрим, что вы умеете? Убедились - умеют многое. По "второму кругу" смотреть как бы уже "неинтересно". Но доверяют если не все, то очень многое.

Экипажу вертолета Ка-27ПС, базировавшегося на СКР "Неустрашимый", без дела сидеть не приходилось. На учении по спасению человека он единственный работал в воздухе. Другие участники - на плавсредствах. А еще совершил пять посадок на палубу американского крейсера "Сан-Джасинто". Ответный визит американского вертолета "Си Хок" на "Неустрашимый" был обозначен лишь зависанием над палубой. Технические возможности, дескать, не позволили произвести посадку - места мало.

- В целом, - по мнению летчика-снайпера подполковника Сергея Петрова, - это была достаточно простая, рутинная работа.

На память о ней остался личный жетон контр-адмирала Томаса Килклайна, который он вручил полковнику Виктору Калике и подполковнику Сергею Петрову после полетов на Ка-27ПС.

В морской авиации России это люди известные, если не сказать больше. Полковник Виктор Калика возглавляет квалификационную комиссию ВВС и ПВО ВМФ, которая дает право садиться за штурвалы. Начинал службу на Балтике, прошел путь до заместителя командира авиаполка. За его плечами более 3 тысяч часов налета, более 800 посадок на палубы кораблей. Освоил вертолеты "Линкс", "Си Кинг", "Си Хок". Подполковника Сергея Петрова называют лучшим на сегодняшний день летчиком корабельной авиации на Балтийском флоте. Он участник многих дальних походов, в том числе и в ЮАР. О нем говорят, что освоил полеты во всех климатических условиях. Награжден орденом "За личное мужество". В 1994 году в Куршском заливе штормом оторвало льдину с рыбаками. В невероятно сложных климатических условиях экипаж подполковника Петрова спас жизни 23 человек. Кстати сказать, Сергей первым из летчиков Балтийского флота принял участие в учении "Балтопс".

С профессиональной точки зрения, считает подполковник Петров, наибольшую ценность представляли совместные полеты. Во время стоянки в Гданьске на польском аэродроме Оксыве был организован своего рода обмен опытом. Подполковник Петров "вывозил" на Ка-27 пс коллег из Польши, Дании, Швеции. Демонстрировал возможности нашей машины, за штурвал которой, после некоторой тренировки, садились иностранные летчики. "Вне конкурса" летал командир бригады морской авиации ВМС Польши Збигнев Смолярик. Лихие виражи закладывал, можно сказать, немного хулиганил в воздухе.

Полковник Калика тем временем осваивал новый тип вертолета - шведскую "Супер Пуму". Четыре года назад эта машина прошла модернизацию, интересно было на ней полетать. Электроника впечатлила, но в остальном - не слишком много отличий от Ка-27. А польский Ми-2 и американский "Си Хок" им были освоены еще раньше.

После завершения учения "Балтопс-2004" российских летчиков пригласили к себе в гости немецкие коллеги. На авиабазе Хольтенау поближе познакомились с вертолетом "Си Кинг". Самую эмоциональную оценку выучки российских моряков и летчиков, к которой, собственно, добавить нечего, дал руководитель учений контр-адмирал Томас Килклайн: "Балтийский флот - фантастический флот. Он, как и весь российский флот, впитал в себя лучшее от советского ВМФ. Думаю, символично, что мы действуем вместе"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка