Русский курьер
19 августа 2004, 12:14
Ил-4 подняли из-под земли
Бомбардировщик Ил-4 - самый знаменитый самолет дальней авиации времен Отечественной войны - был вчера установлен на Поклонной горе в Москве
Четвертые "Илы" прославились на всю страну тем, что уже через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны они бомбили глубокий тыл противника, в том числе Берлин. Командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков предложил эту рискованную операцию как ответ на бомбардировку Москвы 22 июля 1941 года. И уже в ночь с 7 на 8 августа пять экипажей ВВС Балтийского флота (под командованием полковника Преображенского, капитанов Ефремова, Плоткина, Гречишникова и старшего лейтенанта Трычкова) совершили налет на немецкую столицу. Еще десять самолетов разгромили портовые сооружения Штеттина. Всего же с 7 августа по 4 сентября 1941 года летчики совершили 52 самолетовылетов, при этом 33 самолета долетели до Берлина и спросили на столицу рейха 36 тонн бомб.
Ил-4 выпускались всего лишь четыре года. Первый самолет появился в КБ Илюшина в 1940 году как военная модификация моноплана ДБ-3. "Сергей Владимирович Ильюшин был из тех конструкторов, которые понимали неизбежность войны с Германией, - рассказал "РК" генеральный директор КБ Ильюшина Генрих Новожилов. - Поэтому он поставил перед собой цель создать самолет, способный хотя бы из Минска долететь до Берлина, сбросить на город тонну бомб и вернуться назад". За годы войны на авиационных заводах войны было выпущено 5756 Ил-4, но вскоре после ее окончания все самолеты пошли под пресс. До недавнего времени считалось, что сохранилось лишь два экземпляра знаменитого бомбардировщика: один из них стоит в ангаре музея в Североморске, а другой - тоже в Североморске, но на пьедестале перед штабом авиации Северного флота.
Так что появление из небытия еще одного Ил-4 произвело среди военного начальства настоящий переполох. В начале июля бомбардировщик прибыл в Москву из города Арсеньев Приморского края. Именно на Дальнем Востоке самолет был найден в глухой тайге и восстановлен на местном авиационном заводе.
На церемонию передачи самолета музею на Поклонной горе журналистов зазывали надуманной сенсацией. Дескать, в ходе реставрации удалось выяснить: именно этот самолет принимал участние в легендарной бомбардировке Берлина в августе 1941 года. Правда, в пресс-службе ВВС нам затруднились с ходу назвать экипаж данного самолета, хотя имена тех героев известны. Во вторник к назначенному времени у входа в музей собралась внушительная толпа корреспондентов, фотографов и операторов. Под бравурные звуки военного оркестра они изучали врученные пресс-релизы и с удивлением обнаруживали разночтения, коими эти бумажки неприлично пестрили. Так, в одной из них сообщалось, что данный самолет был изготовлен в 1945 году в Комсомольске-на-Амуре. Нехитрых вычислений достаточно, чтобы понять: он не мог бомбить Берлин в 1941 году. Соответственно, становятся бессмысленными вопросы об экипаже. Высокое начальство - от генералов армии до руководства музея и КБ Ильюшина - давало расплывчатые ответы. Толком разъяснить боевую судьбу подаренного Ил-4 нам не удавалось вплоть до того момента, как мы дошли до экспозиции под открытым небом, где выставлена военная техника тех лет. Здесь занял свое место ветеран-бомбардировщик и здесь нам, наконец, удалось найти человека, знающего о нем не по наслышке. Это Виктор Акимчук, директор авиационно-спортивного клуба "Поиск": именно он был инициатором восстановлеия Ил-4, найденного в тайге на границе с Китаем еще в 1997 году.
"По заводскому номеру 17404 нам удалось узнать, что этот самолет был построен в первой половине 1945 года на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре", - рассказал "РК" Виктор Акимчук.
Прослужил самолет недолго: 9 августа 1945 года он был сбит, возвращаясь с задания - бомбежки муданецзонской группировки японцев на юго-востоке Харбина. Экпажу (под командованием младшего лейтенанта А.И. Моисеева) удалось спастись, но сам самолет эвакуировать из леса оказалось невозможным. "О его местонахождении летчики знали давно - он был виден с воздуха, - поделился приморский поисковик Акимчук, - но как его вытащить, не знали: вокруг самолета выросли деревья. В итоге его пришлось разобрать на куски и по частям эвакуировать с помощью вертолетов Ми-8". Пролежав в ангаре еще несколько лет, самолет, наконец, попал на завод, где конструкторы восстанавливали его по оригинальным образцам, присланными из КБ Ильюшина. "Это удивительно, - продолжал Виктор Акимчук, - что самолет пролежал в болоте более 60 лет и при этом сохранился так хорошо. Да, аппаратура сгнила, но амортизатор шасси остался заряженным".
Гендиректору "Ильюшина" Генриху Новожилову осталось лишь развести руками: "Очень жаль, что мы в КБ не сохранили образцы своих самолетов, как это делал Яковлев. И замечательно, что есть такие неравнодушные люди, которые находят и восстанавливают разбитые самолеты, чтобы молодое поколение почувствовало, какой ценой доставалась победа их прадедам". На что Акимчук добавил, что знает в своей родной тайге еще несколько мест с разбитыми Илами. Но вот как вытащить их оттуда, еще не придумал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русский курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот открыл мемориальную доску в честь "фельдъегеря Победы" - легендарного пилота, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 12, 2025
Группа "Аэрофлот" за одиннадцать месяцев 2025 года сохранила пассажиропоток на прошлогоднем уровне