О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Будущее проекта RRJ

Пока RRJ еще не запущен, его можно пересмотреть так, чтобы уйти от прямой конкуренции с китайским ARJ-21. Например, отказаться от 60- и 75-местных вариантов, оставив 95-местный в качестве базового для удлиненных вариантов

У руководителя проекта "Российский региональный самолет" (Russian Regional Jet, RRJ) Виктора Субботина - непростая задача. Нужно в короткий срок завершить разработку документации на семейство региональных самолетов и передать ее на КнААПО, чтобы не допустить остановки крупнейшего и, на сегодня, самого "живого" из отечественных самолетостроительного завода, у которого возникли проблемы с загрузкой на 2005-2006 гг.

Найти решение будет непросто. Во-первых, персонал предприятия, который десятилетиями занимался боевой техникой, должен освоить особенности работы с гражданскими самолетами, а между военной и гражданской авиацией - громадные отличия по технологиям производства, продажам и общению с заказчиками. Во-вторых, требуется максимально эффективно использовать имеющиеся скромные ресурсы. Хотя в "ОКБ Сухого" работают порядка 4 тыс. человек, над программой RRJ трудятся всего 300 постоянных сотрудников "Гражданских самолетов Сухого" и еще 300 "привлеченных" специалистов ОКБ. В-третьих, еще предстоит собрать достаточный пакет твердых заказов, чтобы обеспечить необходимую загрузку КнААПО. Причем рассчитывать на традиционную клиентскую базу завода не приходится.

Начиная с 1991 г., КнААПО жил на средства, вырученные от поставочных и лицензионных контрактов с Китаем на истребители семейства Су-27/30. A RRJ Китаю не нужен: там полным ходом идет собственная программа ARJ-21. Соединить RRJ и ARJ-21 в один проект вряд ли получится, поскольку разработка последнего идет опережающими темпами, во многом благодаря активному участию в ней АНТК "Антонов" - основного противника ГСС в борьбе за гражданский рынок СНГ. Остается загадкой, почему, планируя производство RRJ в Комсомольске-на-Амуре, стратеги "Сухого" не проанализировали до конца складывающуюся ситуацию. Практически все мировые издания регулярно публиковали прогнозы развития рынка авиаперевозок в Китае и освещали ход программы ARJ-21. Еще несколько лет назад правительство КНР выделило на разработку и запуск в производство 70-местного ARJ-21-700 и 90-местного ARJ-21-900 финансирование в размере более 600 млн. долл. Американские фирмы General Electric (двигатель СF-34-10А), Rockwell Collins (комплекс авионики Pro Line 21) и украинский АНТК "Антонов" (аэродинамика планера) были выбраны в качестве основных зарубежных партнеров для головного исполнителя - китайской корпорации AVIC I. Эти фирмы уже давно известны на китайском рынке, в отличие от друзей "Сухого" из французских фирм Snecma (двигатель SaM-146) и Thales (авионика). ARJ-21 - единственный проект реактивного гражданского лайнера, реализуемый местной промышленностью.

Назвать подход, при котором заводу "сверху" "спускают" проект, по определению не способный найти спрос среди традиционных покупателей его продукции, рыночным назвать никак нельзя. Но еще сохраняется шанс исправить положение. Реализация этого шанса - в руках Субботина и его команды. Пока RRJ еще не запущен (полномасштабный запуск проекта назначен на конец 2004 г., запуск в производство - февраль 2005-го), его можно пересмотреть так, чтобы уйти от прямой конкуренции с ARJ-21. Например, отказаться от 60- и 75-местных вариантов RRJ (на которые, кстати, до сих пор не получено твердых заказов), оставив 95-местный (заказан авиакомпанией "Сибирь" в количестве 50 штук с опционом еще на десять) в качестве базового для удлиненных 110-120- и, возможно, 130-140-местного вариантов. В таком случае появляется возможность найти точки соприкосновения с китайскими, российскими и канадскими самолетостроительными фирмами, заинтересованными в партнерстве с Россией по новым проектам пассажирских лайнеров со 110-135 креслами.

Умение правильно оценить ситуацию, провести ее критический анализ, найти и провести в жизнь единственно правильное решение всегда отличало генерального конструктора "ОКБ Сухого" Михаила Петровича Симонова и его учеников. Наиболее яркий пример - отказ от первоначального варианта Т-10 истребителя Су-27 в пользу радикально переработанного Т-10С. В результате появился лучший в мире истребитель, который пошел в серию на КнААПО и на долгие годы загрузил предприятие заказами. Сейчас - самое время вспомнить об этом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка