Военно-промышленный курьер
20 июля 2005, 12:09
"Стратегическая задача - сформировать многопрофильную корпорацию"
Какие задачи решает корпорация "Оборонпром" на современном этапе? Каковы приоритеты ее развития? Что сделано и что предстоит сделать? Рассказывает гендиректор "Оборонпрома" Д. Мантуров
Личное дело: Мантуров Денис Валентинович
Родился в 1969 году. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность - "Социология". В 1997 г. закончил аспирантуру МГУ, кандидат экономических наук. 2000-2002 гг. - докторантура Московского авиационного института. 1998-2000 гг. - заместитель генерального директора ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод". 2000-2001 гг. - коммерческий директор ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля". 2001-2003 гг. - заместитель председателя ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор), С 2003 г. - генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром".
- Денис Валентинович, каковы стратегические задачи, стоящие сегодня перед ОАО "ОПК "Оборонпром"?
- Стратегическая задача следующая - сформировать многопрофильную корпорацию в области машиностроения и высоких технологий, имеющую несколько направлений деятельности. Первое из них - "Оборонительные системы", то есть тематика ПВО. Скорее всего, это направление будет дополнено тематикой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, возможно, госопознавания. Это то, что на сегодняшний день прорабатывается. Второе направление - вертолеты. На первом этапе - холдинг, занимающийся машинами марки "Ми", на втором - и марки "Ка". Еще ряд направлений находится в проработке, и говорить о них пока рано.
Такая структура компании строится по аналогии с более-менее стабильными мировыми корпорациями. Когда есть три-четыре направления деятельности, можно говорить о разумной диверсификации бизнеса, которая позволяет компании "не проваливаться" в экономическом плане.
- Корпорация будет строиться путем концентрации весомых пакетов акций - от 25% и выше?
- Конечно. И от непрофильных активов мы будем избавляться. Но, по сути, из непрофильного у нас только 25,1% акций ОКБ "Сухого". Это достаточно дорогостоящий актив, но заниматься на базе этого пакета самолетостроением и входить в формируемую ОАК нам нет никакого смысла. Этот пакет акций будет либо продан, либо обменен.
- В какие сроки это возможно?
- Сложно сказать. Но мне бы хотелось, чтобы это произошло до конца года.
- Как развивается ситуация с созданием вертолетного холдинга?
- Как уже известно, в конце ноября прошлого года вышел указ президента, а 6 мая - постановление правительства о создании вертолетостроительного холдинга. Сейчас проводится оценка пакетов акций, вносимых правительством Российской Федерации, Республикой Татарстан и "Рособоронэкспортом". Этот этап, если мы впишемся в сроки, продлится до 1 сентября этого года. 16 августа пройдет внеочередное собрание акционеров "Оборонпрома", на котором будет объявлено об увеличении уставного капитала корпорации путем размещения дополнительных акций.
Что касается организационных вопросов, мы работаем в этом направлении уже более полугода. Сформирована рабочая группа из числа заместителей руководителей предприятий, которая вырабатывает корпоративное соглашение и систему корпоративного управления вертолетного холдинга. До сентября, скорее всего, эта работа будет выполнена. Нельзя сказать, что система будет полностью запущена и начнет полноценно работать - на это уйдет года два-три, но некая программа будет сформулирована и начнет реализовываться.
- Удалось ли преодолеть сомнения руководства Казанского вертолетного завода в целесообразности создания холдинга?
- На протяжении, по крайней мере, последнего года у нас достаточно конструктивные отношения с КВЗ, мы находим взаимопонимание и договариваемся.
- Как будет делиться модельный ряд между УУАЗ и КВЗ, учитывая, что они выпускают примерно однотипную продукцию?
- К сожалению, у нас нет единого Ми-17: УУАЗ производит Ми-171, КВЗ - Ми-172 и т.д., то есть каждый из заводов выпускает собственную модификацию, и приходится отдельно сертифицировать машину на каждом из рынков. Чтобы не заниматься двойной работой, мы будем учитывать предварительные наработки. К примеру, в Бразилии сертифицирован Ми-171Ш, и там нет необходимости сертифицировать Ми-172. Но в Чили, наоборот, мы не будем сертифицировать Ми-171, но сертифицируем Ми-172. То есть, на первом этапе будем закреплять страны за предприятиями. Затем внутри корпорации начнется формирование производственной кооперации: один завод будет производить лопасти для всего холдинга, другой - фюзеляжи и т.д. Говорить о конечной структуре холдинга, к которой мы придем через 2-3 года, пока рано. Но абсолютно точно, что мы будем основываться именно на внутризаводской кооперации.
- А каким образом будет осуществляться интеграция с "камовской" кооперацией?
- Пока достаточно трудно четко это спрогнозировать. Все зависит от сценария, по которому мы пойдем, а это прояснится до конца года. Тем не менее в июне на годовом собрании акционеров ОАО "Камов" генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" С. Чемезов, который является также и председателем совета директоров "Оборонпрома", и я были избраны в совет директоров фирмы. Это можно считать важным шагом в реализации государственной политики по формированию единой интегрированной структуры в вертолетостроительной отрасли.
- Как развивается ситуация с созданием холдинга предприятий, занимающихся производством средств для радиоэлектронной борьбы?
- По нему у нас уже готова концепция. Сейчас она проходит апробацию в Федеральном агентстве по промышленности, затем в Минпромэнерго. После этого начнется согласование со всеми заинтересованными ведомствами.
Концептуально принцип создания холдинга РЭБ будет такой же, как и вертолетного холдинга: предполагается подготовить указ о внесении пакетов акций предприятий в уставный капитал "Оборонпрома". В этой сфере большинство предприятий являются либо на 100% государственными, либо имеют статус ФГУП, либо - государственный контрольный пакет акций. То есть, в этом плане будет несколько проще.
- Что из себя представляет сектор РЭБ? Ведь сегодня идет экспорт сложных систем, но не электроники как таковой. Такой экспорт имеет перспективы?
- Это абсолютно перспективное направление. Если взять срез последних 15 лет, то первый контракт на поставку в Индию радиоэлектронной техники состоялся в прошлом году. А Индия - это не единичный пример. Есть и другие государства в регионе Юго-Восточной Азии (в частности, Малайзия), в Латинской Америке, которые хотят приобрести системы РЭБ российского производства.
- Как и по каким направлениям развиваются контакты с Концерном ПВО "Алмаз-Антей"?
- Мы сотрудничаем по тематике С-300, есть определенные перспективы сотрудничества по "Триумфу". В целом с Концерном ПВО у нас очень конструктивные и полные взаимопонимания отношения.
- Как строятся отношения с "Рособоронэкспортом", который является совладельцем "Оборонпрома"?
- Да, на сегодняшний день "Оборонпром" на 50% принадлежит "Рособоронэкспорту", на 50% - Росимуществу. После дополнительной эмиссии акций "Оборонпрома" пропорции несколько изменятся: 51% будет у Росимущества, крупная доля останется у "Рособоронэкспорта" и некоторая - в зависимости от оценки пакета акций КВЗ - у правительства Республики Татарстан. Тем не менее уже сейчас на годовом собрании акционеров корпорации премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов был избран в совет директоров "Оборонпрома".
Что касается текущих отношений с "Рособоронэкспортом", то мы работаем с ним по всем экспортным направлениям. Можно сказать, что мы работаем в тандеме. Это касается ПВО, точнее сказать, нашей конечной продукции - "Печоры-2М", вертолетов. Последние три года наши вертолетные предприятия выживали в основном за счет "Рособоронэкспорта", продвигавшего эту продукцию на экспорт.
- А как у вас складываются взаимоотношения с генеральным директором "Рособоронэкспорта" Сергеем Чемезовым? Вы - руководитель молодой формации, он - более старой.
- Я бы не причислял Сергея Викторовича к людям старой формации. Это человек прогрессивных взглядов, имеющий большой жизненный и профессиональный опыт. По моему убеждению, он является ярким представителем руководителя именно новой, современной формации.
- Улан-Удэнский авиационный завод, кроме вертолетов, выпускает также и штурмовики "Су". Вы планируете продвигать их на экспорт, или они предназначаются в основном для внутреннего рынка?
- Да, Су-25, Су-39 мы планируем экспортировать. К сожалению, гособоронзаказа на штурмовики "Сухого" в ближайшие годы не предвидится. Хотя работы по Су-39 заложены в бюджете и выполняются в плановом режиме. А у Су-25 есть экспортный потенциал. Я бы не стал конкретно говорить о странах, но это Латинская Америка, где очень заинтересованы в поставках этих самолетов. В ближайшее время мы ожидаем заявки примерно на 20-25 машин в облике модернизированного Су-25. Многие хотят приобрести и Су-39, но пока не закончены его испытания, они займут еще 1,5-2 года.
- Недавно проходил тендер по пакету акций "Курганмашзавода", который продавал "Сибур". У "Оборонпрома" был интерес к этому активу?
- Нет, у нас интереса не было. Просто я являлся членом совета директоров компании и, видимо, из-за этого факта возникли слухи о нашем участии в тендере. Та миссия, которая возлагалась на меня как на члена совета директоров "Курганмашзавода", была с успехом выполнена. За последний год совместными усилиями "Рособоронэкспорта" и "Сибура" экономика предприятия изменилась в положительную сторону.
- В каком состоянии сейчас контракты по "Печоре-2М"?
- В настоящее время реализуется контракт с одной из ближневосточных стран на поставку партии ЗРК "Печора-2М". В первой половине этого года "Рособоронэкспорт" подписал еще два контракта на поставку этих ЗРК инозаказчикам. Всего мы имеем портфель заказов на 25 комплексов. В начале июля проводились успешные демонстрационные стрельбы "Печоры" для военных представителей одной из азиатских стран.
- Будет ли со временем размещение акций "Оборонпрома" публичным?
- Если государству как главному акционеру корпорации публичное размещение акций будет выгодно и это будет отвечать интересам развития компании, можно будет говорить о публичном размещении акций. Но это случится не раньше, чем через 3-5 лет.
- Как вы оцениваете участие "Оборонпрома" на недавнем авиасалоне в Ле Бурже?
- Я оцениваю это участие как очень удачное. У меня состоялись переговоры с премьер-министром Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, представителями крупнейших мировых вертолетных и сервисных фирм, в том числе и с президентом американской вертолетной фирмы Sikorsky Стивеном Фингером. Эта компания, являющаяся одним из акционеров Московского вертолетного завода, входит в состав United Technologies Company (UTC) - крупной корпорации, включающей в том числе и двигателестроительное предприятие Pratt & Whitney. Как показали переговоры, американские коллеги настроены на серьезное и всестороннее сотрудничество с нами. При этом и мы, и американцы руководствуемся прагматическими интересами.
Мы ведем переговоры с компанией UTC о возможности установки двигателей Pratt & Whitney на некоторые модели вертолетов "Ми", в частности на Ми-38. Как показали наши исследования, для этого типа вертолетов, к сожалению, у нас в стране пока не производится двигателей. Это признают и на петербургском заводе им. Климова, который изготавливает вертолетные двигатели. По этой же причине фирма "Камов" выбрала двигатели Roylls-Roys для своей машины Ка-226, а для самолета RRJ они производятся совместно с французами. Отсутствие реальной отечественной альтернативы западным агрегатам вынуждает российских авиастроителей искать варианты на западных рынках.
В свою очередь, UTC как нормальная бизнес-структура заинтересована в том, чтобы ее вложения приносили прибыль. В линейке моделей Sikorsky нет отдельных типов вертолетов, которые мы имеем уже практически в предсерийном производстве. Поэтому им выгодно, вместо того чтобы вкладываться в разработку проектов "с нуля", оснастить наши модели своими двигателями и совместно продвигать их на рынок, получая соответствующую прибыль. Тот же интерес движет американцами и в нашем возможном совместном проекте по созданию совместных сервисных центров и модернизации вертолетов "Ми". Это нормальный бизнес-процесс, а не "продажа Родины", о которой кое-кто пытается сейчас говорить.
Хотим мы этого или не хотим, но современный бизнес обусловлен глобализацией экономических процессов, тон в которой задают крупные транснациональные корпорации. Наша задача в этих условиях заключается в том, чтобы, налаживая многоплановое сотрудничество с западными компаниями, учитывать собственную экономическую выгоду и твердо отстаивать национальные интересы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114