О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На службу к Фиделю Кастро

Поступил второй самолет Ил-96-300 производства ВАСО для авиакомпании Cubana de Aviacion. Куба намерена продолжить закупку российских самолетов

Ночью 8 марта в гаванском аэропорту Jose Marti приземлился новенький Ил-96-300. Это вторая машина, построенная на воронежском заводе для авиакомпании Cubana de Aviacion. По поручению лидера кубинской революции борт CU-T1251 встречали руководители "Войска молодых ребят" и кубинской гражданской авиации. Они заявили, что новый самолет будет использоваться для развития туризма на Кубе и выполнения специальных программ революции.

Первый Ил-96-300 (борт CU-Т1250), приземлившийся на Острове Свободы в конце декабря, к моменту прибытия второй машины налетал более 250 часов. По понятным причинам интенсивность полетов пока невысокая: идет "притирка" нового для кубинских авиаторов типа самолета к аэродромной службе и службе летно-технического состава. Каких-либо серьезных нареканий к самолету нет: он безопасно летал как на короткие, так и длинные расстояния, доставляя кубинских врачей в Пакистан и Индонезию. Платные услуги кубинских медиков приносят до 50% валютных поступлений в казну республики. Основной же объем работы пришелся на чартеры из Гаваны в Бразилию, Венесуэлу и Мексику. На этих трассах, а их обслуживание постепенно переводится на регулярную основу, летает и зафрахтованный Cubana летом прошлого года Ил-96-300 авиакомпании "Домодедовские авиалинии".

Кубинцы намерены довести собственный парк Ил-96-300 до четырех-пяти единиц. Новые "илы" появились в Гаване вовремя: закончился ресурс двух видавших виды DC-10, и они встали на прикол. Парк тяжелых дальнемагистральных самолетов необходим Острову Свободы не только для перевозки врачей, но и для обслуживания ежегодно увеличивающегося туристического пассажиропотока между Кубой и Европой. Правда, Cubana de Aviacion еще предстоит за него побороться: сегодня подвозом туристов на Кубу в основном занимаются иностранные авиакомпании, такие как Iberia, Air France, LTU и "Аэрофлот".

На митинге в честь прибытия второго "ила" секретарь центрального комитета "Войска молодых ребят" от имени и по поручению Фиделя Кастро Руз приветствовал прибывшую на перегоночном рейсе Ил-96-300 представительную российскую делегацию. "Поставка новых самолетов имеет важное значение, - сказал он, - мы с особым вниманием относимся к человеческим, трудовым ресурсам, которые являются главным богатством нашей страны. Есть задачи, для исполнения которых эти ресурсы требуется перевозить в необходимые места по всему миру. Первый кубинский Ил-96 успешно выполнил ряд миссий по транспортировке наших специалистов в Венесуэлу и Пакистан. Я уверен, что второй самолет будет столь же успешно применяться на ответственном участке работы. Это поможет нам в наших усилиях по сохранению дела революции и осуществлению целого ряда новых программ для упрочения и усовершенствования нашего социализма".

Президент авиакомпании Cubana Риккардо Сантильян Миранда подробнее остановился на задачах, которые выполняют экипажи дальнемагистральных самолетов "Ильюшина". За первые 2,5 месяца CU-Т1250 выполнил несколько дальних перелетов, в том числе в Пакистан, Индонезию и Бразилию. А CU-T1251 вскоре доставит в Индонезию новую группу кубинских врачей. Говоря об основных направлениях развития регулярных перевозок в ближайшей перспективе, Сантильян назвал Буэнос-Айрес, другие крупные аэропорты Латинской Америки, в том числе в Венесуэле и Мексике, а также Канарские острова. Затем Ил-96-300 встанет на рейсы в европейские страны, в частности Испанию, Францию и Италию, которые сегодня генерируют значительную часть туристического потока на Кубу. Туризм - вторая (после "экспорта врачей") статья доходов Острова Свободы. Куба продолжает активно развивать необходимую инфраструктуру для развития этого бизнеса.

"Уже более двадцати лет мы эксплуатируем дальнемагистральные самолеты Ил-62. Три года назад начались переговоры по их замене на более современные Ил-96. Получение первых двух самолетов явилось очень важным моментом в развитии индустрии авиаперевозок на Кубе. Они помогают нам реализовывать программу развития авиакомпании. Я подтверждаю желание кубинских авиаторов продолжать эксплуатировать самолеты "Ильюшина". Мы намерены и дальше развивать сотрудничество с "Ильюшин Финанс" и другими российскими организациями", - эти слова президента авиакомпании оказались по душе генеральным директорам "Ильюшин Финанс" Александру Рубцову и АК "Ильюшин" Виктору Ливанову.

Дело в том, что Куба - совсем не "легкий" рынок: элементы конкуренции с западными производителями присутствуют и здесь. "Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы Куба (и в частности Гавана) стала крупным центром авиаперевозок. Надеемся, что будут дальнейшие поставки современных самолетов. И что с помощью российской авиационной техники Куба станет крупным туристическим центром в Латинской Америке", - отреагировал Ливанов.

Выполнение контракта на первые два Ил-96-300 сопровождалось многочисленными трудностями. К чести руководителей проекта с российской стороны, они в основном были преодолены. "Мы впервые поставляли самолет с полным комплектом эксплуатационно-технической документации на английском языке, - признался Ливанов. - В последние дни перед поставкой был "пожар на фирме" - все работали с напряжением, реагируя на многочисленные замечания кубинцев. Заказчики просили устранить отмеченные ошибки, переставить или заменить слова для большего соответствия нашего "авиационного английского", принятому на Airbus. Мне показалось, что большинство замечаний носило больше вкусовой характер, чем касалось сути вещей. Дело в том, что на тот момент кубинский летно-технический состав еще не полностью ознакомился с новой сложной машиной. По мере освоения систем самолета вопросы становились конкретнее, и между нами установилось хорошее взаимопонимание и рабочее взаимодействие".

"Ильюшинцы" уделяют кубинским самолетам особое внимание. Так, они отступили от типового регламента ТОиР, разрешив CU-T1250 "больше полетать" до проведения работ согласно регламенту технического обслуживания. Периодичность выполнения регламентных работ продлили с 250 до 500 ч. "Мы сразу не рискнули это сделать. Пошли на этот шаг только по окончании начального периода эксплуатации "домодедовской машины" на Кубе (а она летала практически без замечаний)", - объяснил ситуацию Ливанов.

Даже когда полеты Ил-96 в России приостановили ("эпопея" с агрегатом УГ-151), "домодедовский" самолет на Кубе продолжал летать. "К тому времени он был вписан в реестр кубинских авиационных властей и не подчинялся командам московских чиновников. Борт RA-96006 летал без остановки. Я лично подписал документы, разрешающие его эксплуатацию. Потому что было совершенно ясно, что, с точки зрения техники, российский парк Ил-96 был остановлен необоснованно", - утверждает генеральный директор АК "Ильюшин". Проверку УГ-151 провели в условиях станции технического обслуживания в аэропорту Jose Marti. И убедились, что тормозная система RA-96006 находится в исправном состоянии.

Бесперебойная эксплуатация Ил-96 на Кубе позволяет россиянам надеяться на расширение сотрудничества. "Мне приятно, что первая машина, поставленная по профинансированному нашей фирмой контракту, выполняет коммерческие рейсы в Латинскую Америку и Европу, - сказал Александр Рубцов, - а сегодня к ней присоединяется вторая машина. В составе российской делегации - руководители фирмы "Туполев", завода "Авиастар" и Пермского моторного комплекса, а также "Росэксимбанка" и "Национального резервного банка". Наша команда прибыла с целью расширить сотрудничество. По результатам переговоров в Гаване мы надеемся договориться о новых поставках российской авиатехники на Кубу".

Признавая имеющиеся трудности, руководитель ИФК тем не менее настроен оптимистично: "Куба бурно развивается. А кубинский лидер Фидель Кастро имеет очень большой авторитет в регионе Латинской Америки. В последнее время страны региона становятся все более независимыми в проведении своей экономической и финансовой политики. Это открывает для нас новые возможности. Вот почему мы предлагаем создать в Гаване "хаб". Во-первых, это позволит увеличить поток пассажиров и грузов на рейсах кубинской национальной авиакомпании. Во-вторых, создать новые рабочие места на Кубе и в России. Во весь рост встанет необходимость создания в гаванском аэропорту полноценной базы для ремонта и обслуживания парка отечественных самолетов. В свою очередь, это создаст необходимые условия для продаж российских самолетов в другие страны Латинской Америки". Кубинские и латиноамериканские авиаперевозчики интересуются Ил-96, Ту-204, Ан-148, Ан-140 и Ил-114. А в перспективе к ним может присоединиться и RRJ. Экономически эффективно система заработает, когда число российских самолетов нового поколения увеличится хотя бы до 4-5 машин одного типа. "В таком случае набирается некая критическая масса, позволяющая осуществлять прибыльную операционную деятельность", - утверждает собеседник "ВПК".

Во время пребывания в Гаване российской делегации удалось окончательно согласовать все параметры новой сделки. Ответы на последние из остававшихся вопросов были даны во время личной встречи президента Кубы Фиделя Кастро Руз с Александром Рубцовым и Виктором Ливановым в резиденции главы государства. Договорились о поставке еще двух Ил-96-300, двух пассажирских Ту-204-100 и одного грузового Ту-204С. Кредитование покупателя выполняется синдикатом российских банков с использованием механизма государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Этот механизм применялся при поставке на Кубу первых двух Ил-96-300. На встрече команданте Эн Хефе заверил российских гостей, что будет лично следить за точным исполнением кубинской стороной обязательств по погашению кредита, взятого в России под суверенные гарантии правительства Кубы. Согласно новому соглашению, первые два самолета (Ил-96-300 и Ту-204С) поступят заказчику до конца текущего года. А оставшиеся (один "ил" и два "ту") - во второй половине 2007 г.

Закрыв дальнемагистральные направления (Европа, Бразилия) с помощью Ил-96, кубинцы продолжают выбор основного типа самолета для среднемагистральных и региональных линий (в Канаду, ряд государств Латинской Америки и Карибского бассейна, а также внутри страны). В настоящее время короткие маршруты обслуживают Як-42Д, Ан-24, а более продолжительные - "аэробусы" А320, взятые в аренду у TACA, и "боинги" 757-200 - у Loftleidir Icelandic. А авиакомпания Airocaribbean использует Як-40 и лизинговые ATR-72.

Куба имеет возможность брать если не новую, то подержанную западную авиатехнику. В классе среднемагистральных самолетов серьезную конкуренцию Ту-204 составляют изделия Airbus: кубинские специалисты их уже освоили и активно эксплуатируют. Сильные позиции на Кубе занимает франко-итальянское СП ATR, выпускающее турбовинтовые самолеты, близкие по размерности к Ил-114 и Ан-140. "Кое-кто считает, что Куба для нас - легкий рынок. Это глубокое заблуждение, - заявил "ВПК" Александр Рубцов. - Продавать региональные самолеты - непростая задача. Но нам это крайне интересно, поскольку развитие аэропорта Гаваны как "хаба" потребует замены существующего парка кубинских самолетов малой размерности. Для кубинцев это серьезная тема, ведь замену требуется осуществить в ближайшие два-три года. Они выбирают самолеты, которые наилучшим образом им подходят".

Выбор будет зависеть от того, окажут ли поддержку отечественным производителям руководители государства. Как известно, политический прессинг - неотъемлемая часть процесса продажи новой авиационной техники за рубеж. Со стороны чиновников ряда государств Европы и Канады соответствующая поддержка Airbus и Bombardier оказывается. В частности, власти этих стран приняли положения, при которых финансовый ущерб от применения американских санкций против европейских и канадских компаний, работающих на Кубе, полностью компенсируется из государственного бюджета. Особенно активно развивают бизнес на Кубе канадцы. И если дело дойдет до приобретения региональных самолетов, то Aн-148 и RRJ придется нелегко противостоять Canadian Regional Jet, а Ил-114 - Dash-8Q400. В неменьшей степени заинтересованы освоить этот рынок и китайские производители. Они предлагают приобретать выпускаемые китайской промышленностью региональные самолеты Y-7 и МА-60 ("клон" Ан-24) с использованием 17-летнего кредита под 3% годовых. В настоящее время такого рода "длинные" кредиты используются при продаже Кубе туристических автобусов и легковых автомобилей.

Очень важен вопрос обеспечения послепродажного обслуживания отечественной авиатехники. "ИФК-Техник" занимается обслуживанием самолетов Ил-96 и Ту-204, поставленных "Ильюшин Финанс" в авиакомпании "Красноярские авиалинии", "Владивосток Авиа" и Cubana. Группа специалистов "ИФК-Техник" работает на Кубе в тесном взаимодействии с кубинским техническим персоналом. "Мы стараемся, чтобы наши клиенты чувствовали каждодневную заботу о себе со стороны продавца самолета. Необходимо изжить стереотип, что русская техника плохо поддерживается производителями. У нас уже есть определенные достижения в этом деле: за два года эксплуатации Ил-96 "Красноярские авиалинии" не предъявили нам никаких претензий. Мы намерены и дальше развивать это направление бизнеса", - говорит Александр Рубцов.

В ходе практической работы на Кубе возникает масса "дополнительных" проблем. К ним относятся доставка необходимых запчастей и "таможенная очистка". Как известно, пока российское таможенное законодательство и практика работы таможенников остаются во многом "недружественными". Для обеспечения ритмичной работы российской техники за рубежом нужно пересмотреть систему разрешений, облегчить режимы ввода-вывоза бортового оборудования для проведения ремонта и регламентных работ. Иначе Россия навсегда останется неконкурентоспособной в этой части бизнеса.

Пока присутствие "ИФК-Техник" в аэропорту Jose Marti ограничивается небольшой бригадой специалистов и "аптечкой" запасных частей. В рамках следующей сделки по Ил-96 и Ту-204 в гаванском аэропорту планируется установить современное диагностическое оборудование и увеличить численность российского персонала. "Мы хотим создать здесь центр поддержки российских самолетов, который бы выполнял на месте даже тяжелые формы технического обслуживания, включая C-check", - говорит Рубцов.

Принимая "ильюшинцев", команданте Эн Хефе с энтузиазмом воспринял идею создания в гаванском аэропорту крупного технического центра и предложил создать российско-кубинское СП по ремонту российских самолетов, эксплуатирующихся не только на Кубе, но и в других странах Латинской Америки. А там их не так уж и мало. Равно как и "лады", "москвичи" и "зилы", они довольно популярны в этой части света за неприхотливость и простоту в обслуживании и ремонте. Правда, для выполнения средних и тяжелых форм ТОиР "илы", "тушки" и "яки" приходится "гонять" через океан. Создание российско-кубинского техцентра в Гаване поможет местным авиакомпаниям сократить расходы, и, тем самым, повысить их интерес к отечественной авиатехнике.

Примечательно, что с появлением у Cubana двух "илов" "Аэрофлот" принял решение сменить тип лайнера на рейсе Москва-Гавана. Генеральный представитель авиакомпании в странах Латинской Америки Евгений Жердев сообщил "ВПК", что начиная с 27 марта вместо "боинга" 767-300 по данному маршруту будет летать Ил-96-300. Во-первых, он берет больше пассажиров и обеспечивает им больший уровень комфорта (за счет большего диаметра фюзеляжа), что важно на двенадцатичасовом рейсе. Во-вторых, с появлением на Острове Свободы специалистов "ИФК-Техник" и обученных ими кубинских коллег обслуживать российский "ил" стало проще и выгоднее, чем его "империалистический" аналог (принимая во внимание тот факт, что Куба продолжает жить в условиях экономической блокады со стороны США). Получается, что экспансия российских производителей при всемерной поддержке государства приносит выгоду не только нашей промышленности и ее зарубежным партнерам, но и отечественным эксплуатирующим организациям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка