О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сатурн" в контексте планов

"Сатурн" за 10 лет превратился из серийного завода в крупнейшее объединение. О том, чем занято предприятие и какие у него перспективы, рассказывает гендиректор Ю. Ласточкин

"Сатурн" всего за 10 лет превратился из обычного серийного завода в крупнейшее научно-производственное двигателестроительное объединение. О том, чем занято сегодня ведущее предприятие и какие у него перспективы, рассказывает генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин.

- Юрий Васильевич, какие задачи, выполняемые "Сатурном", на ваш взгляд наиболее способствуют стратегическим интересам отечественного авиапрома?

- В этом мы стараемся полностью соответствовать стратегии государства, а зачастую интуитивно опережаем многие процессы. Один из ключевых наших проектов - создание современного двигателя SaM-146 для нового отечественного регионального самолета RRJ, перспективного международного проекта компании "Гражданские самолеты Сухого". В России сегодня производится более 90 типов двигателей, но среди них нет современной продукции для региональных самолетов, сертифицированной за рубежом. При этом для авиакомпаний, приобретающих авиалайнеры, последнее часто является одним из основных критериев при выборе продукта. Последние отечественные двигатели этого типа были изобретены 40 лет назад для Ту-134. Двигатель для RRJ получит как европейский, так и американский сертификаты. Это большой шаг вперед.

Несколько лет назад мы выиграли тендер и разрабатываем этот двигатель в рамках целевой федеральной программы "Развитие гражданской авиации". Помимо частичного государственного финансирования реализация программы SaM-146 идет за счет собственных средств НПО "Сатурн" и ведущей французской двигателестроительной фирмы "Snecma". Немалый вклад вносят в развитие проекта правительства России и Франции. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный в нашей стране проект подобного масштаба в области двигателестроения. Франция внесла вклад в финансирование НИОКР. Сотрудничество НПО "Сатурн" и корпорации "Snecma" построено исключительно на паритетной основе, во всех аспектах: инвестиций в разработки и производство продукции, продаж и послепродажного обслуживания двигателя, получаемой прибыли и разделения рисков. Считаю крайне важным тот факт, что окончательная сборка, испытания двигателя и его серийное производство будут проводиться в России. Немалое значение имеет и разделение производственных обязательств между партнерами в проекте создания SaM-146. На этапах проектирования и производства SaM-146 НПО "Сатурн" ответственно за турбину низкого давления, вентилятор, детали кожуха и рамы, проведение сертификационных испытаний, окончательную сборку, испытания и доводку двигателя. "Snecma" отвечает за газогенератор, коробку приводов, компрессор высокого давления, электронную систему управления. Поддержка заказчика в процессе эксплуатации двигателя будет осуществляться исходя из имеющихся у партнеров сервисных центров. Для формирования рынка мало просто создать современный продукт, не менее важно обеспечить систему его сервисной поддержки. Одна из сложнейших задач проекта RRJ заключается в создании мировой системы поддержки как двигателя, так и самолета.

По мнению компетентных, не предвзятых специалистов, именно создание нового регионального самолета и выход с такой продукцией на международный рынок составляет один из стратегических приоритетов в развитии отечественного авиапрома на ближайшее десятилетие. Ежегодный прирост рынка перевозок большими самолетами составляет лишь 2-3%, тогда как этот показатель на рынке региональных перевозок достигает 20%. По нашим расчетам, мировая потребность в RRJ - около 800 штук, из них лишь 200 купит Россия.

Проект создания двигателя для этого самолета можно смело назвать национальным, поскольку с его помощью Россия имеет потенциальную возможность вернуть себе потерянный в последние годы сегмент международного рынка высокотехнологичной продукции. При этом отечественный двигателестроитель сможет выступить уже не в качестве поставщика отдельных компонентов для сборки и выпуска продукции зарубежного производителя, а в роли полноценного рыночного игрока, обладающего достаточным технологическим и интеллектуальным потенциалом для самостоятельного создания новейших образцов техники.

Государство высоко оценило перспективность проекта и с точки зрения инвестиционной привлекательности: в общей сложности прямое бюджетное финансирование программы SaM 146 составит около $130 млн (в 2006 году - более 1 млрд руб. ). Без сомнения, выгода вложений в развитие проекта для государства очевидна, и не только в денежном исчислении: налоговые отчисления НПО "Сатурн" в ходе реализации программы составят $691 млн, а создание двигателей для нового семейства региональных самолетов отечественного производства будет способствовать развитию высокотехнологичного сектора экономики и возвращению России на международный рынок авиапромышленности. Со своей стороны мы должны создать в установленные, довольно сжатые сроки конкурентоспособный по мировым понятиям продукт, и разделив риск вложений с государством, приступить к его продаже, создавая рабочие места и налогооблагаемую базу. Кстати, на 1 рубль бюджетных вложений здесь приходится 19 рублей возврата в бюджет.

- Что делает НПО "Сатурн" непосредственно для обеспечения национальной безопасности страны?

- В рамках задач, возложенных на НПО "Сатурн" Министерством обороны России, ведется активная работа по созданию двигателя для истребителей 5-го поколения ПАК ФА. Я убежден, что программа создания самолета пятого поколения должна стать национальной программой, которая сможет объединить огромное количество людей, решить вопрос обеспечения безопасности нашей страны, экспорта военной техники, привлечь партнеров и инвестиции в эту отрасль. Кроме того, нашим предприятием проводится постоянная модернизация основного на сегодняшний день двигателя для оснащения боевых самолетов семейства "Сухого" - АЛ-31 Ф (разработки НПО "Сатурн"). Показательно, что в настоящее время наш двигатель серийно производится двумя авиационными заводами: в Москве на ФГУП ММПП "Салют" и в Уфе на "УМПО". Последнее, кстати, на паритетной основе является партнером НПО "Сатурн" в реализации одного из самых перспективных международных проектов - создания АЛ-55, универсального газотурбинного двигателя нового поколения для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов. Удачное конструктивное модульное решение АЛ-55 позволяет при небольших изменениях создавать целый спектр модификаций двигателей. При 95% унификации (что очень выгодно для производства и эксплуатации) на базе созданной основы можно получить модельный ряд различных двигателей для учебно-тренировочных самолетов (например, для российских МиГ-АТ и Як-130), беспилотных летательных аппаратов, сверхлегких сверхзвуковых истребителей, самолетов-штурмовиков.

Впервые в истории российского двигателестроения заказчиком двигателя для нужд собственной авиации стало иностранное государство. АЛ-55 И разрабатывается НПО "Сатурн" в рамках контракта, заключенного с индийской фирмой HAL, для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС. Индийская программа ЦТ разработана для 100 самолетов, что предполагает производство 200 двигателей для их оснащения, включая запасные части для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС и обеспечение лицензионного производства двигателя в Индии. Для индийской стороны подобный контракт тоже не является рядовым. Согласно условиям контракта, подписанного в 2005 году, стоимость разработки АЛ-55 И составляет $300 млн. Рассматривается вопрос по установке двигателя АЛ-55 на HJT-39 - еще один новый двухдвигательный самолет (учебно-боевая версия) индийских ВВС.

Появление АЛ-55 - требование времени. На рынке учебно-тренировочных самолетов и, соответственно, двигателей к ним сегодня образовалась некая "пустота": существующие образцы техники устарели, а массовое производство новых еще не налажено. При этом емкость данного сегмента авиационного рынка, по оценкам специалистов, составляет порядка нескольких миллиардов долларов.

- НПО "Сатурн" известно также как предприятие по производству "ракетных" двигателей...

- Действительно, с учетом наметившейся сегодня на государственном уровне тенденции по переоснащению и укреплению Российского Флота, решением Главкомата ВМФ НПО "Сатурн" доверены разработка и создание современных газотурбинных двигателей четвертого поколения М75РУ и М70ФРУ для надводных кораблей ВМФ водоизмещением до 8000 т. Сегодня процесс их создания находится в завершающей стадии. В 2005 году мы подписали генеральное соглашение о сотрудничестве с ЗАО "Завод "Киров-Энергомаш" и ФГУП "НПО "Аврора", в целях обеспечения широкой кооперации в создании судовых агрегатов открыли в Санкт-Петербурге свой филиал. В этом году двигатель М75РУ будет предъявлен на стендовые испытания.

Говоря о второй части вопроса, среди военных программ НПО "Сатурн" стоит выделить производство двухконтурного турбореактивного двигателя 36МТ, который сегодня решено применять для оснащения малоразмерных дозвуковых летательных аппаратов России. По своим показателям двигатель не уступает зарубежным аналогам, а по удельной лобовой тяге он превосходит их не менее, чем на 20-30%.

- Что можно сказать о программе ре-моторизации Ил-76?

- Перспективные разработки - не единственное поле деятельности нашего предприятия. Значительные усилия мы прилагаем для поддержания летной годности и продления сроков эксплуатации действующего авиапарка. НПО "Сатурн" в настоящее время является основным производителем двигателей Д-30КУ-154 для среднемагистральных Ту-154М, все еще составляющих базу российских авиакомпаний, осуществляет их ремонт и сервисное обслуживание. Программа модернизации этих двигателей обеспечит эксплуатацию самолетов Ту-154М до 2015 г. Доля НПО "Сатурн" на рынке ремонтов двигателей серии Д-30КУ/КП для самолетов Ил-62М, Ил-76, Ту-154М составляет более 73%.

Подобные показатели вполне логично обосновывают лидирующие позиции нашего предприятия в реализации программы ремоторизации Ил-76 новыми двигателями Д-30КП "Бурлак", собственной разработки и производства. Помимо продления жизненного цикла самолетов этого типа на ближайшее десятилетие, оснащение основных сегодня "транспортников" Д-30КП "Бурлак" позволит существенно повысить их технические характеристики, среди которых можно назвать увеличение тяги, значительную экономию топлива, снижение уровня шума и вредных выбросов в атмосферу. Немалую роль при этом играет предоставление "тайм-аута" нашим авиапромышленникам для создания новых машин этого типа, соответствующих мировым требованиям и стандартам. Важен и фактор цены нового двигателя. Стоимость программы - около $50 млн, а по завершению работ по ней в 2007 году мы сможем предложить рынку существенно улучшенный двигатель по цене чуть более $1 млн, что в 2-3 раза дешевле аналогичного модифицированного ПС-90.

В соответствии с контрактом ФГУП "Рособоронэкспорт" и КНР о поставке 38 самолетов Ил-76МД и Ил-78МК НПО "Сатурн" обеспечивает изготовление 240 двигателей Д-30КП-2 в течение 2006-2010 годов. А вскоре мы сможем предложить заказчикам и наш "Бурлак".

- Двигатели для энергетики - очень перспективное направление для отрасли, как вы полагаете?

- С учетом перемен, происходящих сегодня во всем мире на рынке углеводородов, увеличения потребления энергоресурсов, а также современного состояния энергетической отрасли России, производство современных ГТД, в том числе работающих по когенерационной схеме, несомненно, является одним из перспективных бизнес-направлений отечественного энергомашиностроения. Главную нишу здесь могут и должны занять предприятия, производящие сегодня продукцию, на основе которой возможно экономически выгодное создание двигателей для энергетики и газоперекачивающей отрасли. За два года инвестиции полностью возвращаются. В котельных прямого цикла, которые в основном и работают по стране, газ просто сжигается. Мы же предлагаем газовый или парогазовый циклы, где КПД равен 55%, то есть для выработки того же количества электрической энергии нужно в полтора-два раза меньше газа. Получаемый параллельно пар может идти как на отопление города, так и в паровую турбину в зависимости от цикла выработки и увеличивать КПД самой парогазовой установки.

Первые шаги в области освоения этого вида деятельности НПО "Сатурн" предприняло в 1997 году. В 2000 году мы вышли на стадию первых опытных образцов, а начиная с 2002 года предприятие активно позиционирует себя на рынке как поставщик газотурбинного оборудования для энергетики и газоперекачивающей отрасли. В рамках совместной программы НПО "Сатурн" - ОАО "Газпром" проведена разработка газоперекачивающих агрегатов нового поколения 4; 6, 3 и 10 МВт. Если говорить о динамике роста объема продаж по наземным программам, то в 2003 году их доля в общем объеме продаж НПО "Сатурн" составляла около 7%, в 2004 году - порядка 12%, в 2005 году - 19%. В этом году нашими планами предусмотрено достигнуть уровня 27%. За 2005 год общий объем продаж предприятия по наземным программам с учетом заключенных и исполненных контрактов составил порядка $120 млн. Мы работаем как с российскими заказчиками (крупнейшие из них ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России"), так и с зарубежными: Индией, Пакистаном, Турцией, Болгарией, Македонией. Есть тендерное предложение от республики Бангладеш, развиваются проекты по Финляндии, рассматриваем возможности сотрудничества с Китаем. Все эти проекты имеют свою специфику, связанные с особенностями законодательств разных стран, разрешительных процедур поставки оборудования. На внешних рынках мы сегодня конкурируем с известными производителями энергооборудования. Например, в рамках тендера на получение заказов в Турции на последний тур принятия решения заказчиком о поставке оборудования вышли только три крупных компании: "General electric", "Siemens" и НПО "Сатурн". Речь идет о мини-ТЭЦ ПГУ 57 МВт - энергоисточнике, который предполагается строить комплексно, включая сдачу объекта заказчику в полную эксплуатацию.

Есть ряд положительных отзывов о нашей продукции из различных регионов России. Удачно реализованы проекты НПО "Сатурн" в г. Нарьян-Маре, на Новой Земле, в Калининградской и Вологодской областях, Дрогобуже, на Южно-Шапкинском нефтегазовом месторождении, в Москве (районы Пенягино и Курьяново). Идет монтаж ГТЭС в Зеленограде и Переделкино. Производство ГТД-110 НПО "Сатурн" для Ивановской ГРЭС - это первый шаг на пути создания российских газовых турбин большой мощности для технического перевооружения российской энергетики и перехода на высокоэффективные современные технологии.

В рамках реализации программы по выпуску газотурбинного оборудования активно развивается продуктовый ряд газоперекачивающих агрегатов. Например ГПА-4 РМ, мощностью 4 МВт блочно-контейнерного исполнения для поставки природного газа и закачки его в подземные хранилища, теплоэлектростанций с газотурбинными двигателями мощностью 6 и 8 МВт для ГТЭС-12, 16, 24, 36. В 2005 году был введены в эксплуатацию два ГПА на КС "Краснознаменская". В стадии монтажных работ со сдачей в 2006 году находятся объекты: Нюксеница (2 х ГПА-ЮРМ), Гаврилов-Ям (ГПА - 6, 3 РМ), Хаврутинское месторождение, Касимовское и Калужское ПХГ.

С 2002 года в Рыбинске действует теплоэлектростанция ГТЭС-12, состоящая из двух блоков ГТЭ-6 РМ суммарной электрической мощностью 12 Мвт и тепловой - 40 т пара в час, которая является лидером по наработке эксплуатационных параметров ГТУ с паровыми котлами-утилизаторами. К середине 2005 года в промышленную эксплуатацию введено уже 20 установок этой серии. В портфеле заказов НПО "Сатурн" на ближайшие два года - около 30 агрегатов с различными компоновочными схемами. В 2002 году также начались работы по созданию ГПА-6, ЗРМ и ГПА-ЮРМ мощностью 6, 3 МВт и 10 МВт соответственно. Энергетическая установка ГТА-6 РМ вошла в 100 лучших товаров России 2005 года и стала первым победителем в номинации "Гордость Отечества".

Сегодня мы ставим перед собой цель: на практике перейти к оказанию заказчику полного спектра услуг, включающих в себя проведение в рамках контракта проектных и строительных работ, поставки основного оборудования, оптимизацию выбора, разработку технологических схем, монтаж, пусконаладочные работы и послепродажное обслуживание этого оборудования, для того, чтобы предоставить потребителю "законченный" энергетический комплекс.

- В последнее время много говорят о технической отсталости двигателестроительных производств в стране...

- Сегодня в авиастроении России только НПО "Сатурн" ввело новые производственные мощности. В настоящее время можно говорить о завершении локальной модернизации предприятия. Общий объем капитальных вложений в строительные работы в 2005 году составил 591 млн руб. В течение 2005 года введены в эксплуатацию Завод ПГУ и Опытный завод. За период с 2003 года по 2005 год закуплено более 100 единиц высокотехнологичного оборудования, в 2005 году было приобретено нового оборудования на 693 млн руб.

Инновационный подход реализуется и в области информационных технологий. В 2005 году у нас запущен суперкомпьютер - самый высокопроизводительный вычислительный кластер среди существующих на промышленных предприятиях России и СНГ, подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области эффективного управления ресурсами предприятия с известной компанией, предоставляющей услуги системы IFS-Applications. Внедрение в НПО "Сатурн" данной системы наряду с диверсификацией бизнес-процессов позволит перейти к более эффективному, экономичному управлению предприятием, четкому контролю производственных издержек. Подобный подход к менеджменту предоставляет уникальную возможность отслеживать показатели эффективности предприятия, обеспечивает интегрированное управление жизненными циклами продукции, основных фондов, повышает эффективность цепочки поставок, позволяет оптимизировать управление проектами, улучшить систему послепродажного обслуживания и привести ее в соответствие мировым стандартам.

Политика локальной модернизации предприятия предполагает развитие масштабных корпоративных программ обучения персонала. Мы постоянно проводим обучение своих специалистов не только в России, но и за рубежом. Более 200 работников НПО "Сатурн" за последние полтора года прошли обучение в Японии, Швейцарии, Германии, Франции. Весь цивилизованный мир сегодня отдает приоритет экономике знаний, поскольку инвестиции в обучение влекут за собой изменение психологии и мотивации труда сотрудников. Мы придерживаемся этих же позиций.

Юрий Ласточкин, генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн"

"В 2006 году НПО "Сатурн" отмечает свой 90-летний юбилей. К этой дате мы подошли, я считаю, с довольно успешными показателями. Предприятие растет и постоянно развивается. Сегодня мы имеем четко отлаженную научно-производственную сеть: головное предприятие расположено в г. Рыбинске (Ярославская обл. ), филиалы в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми.На завершающем этапе находится создание уникальных испытательных стендов международного уровня, не имеющих аналогов в Европе. Общий объем производственных площадей НПО "Сатурн" около 1 млн кв. м. В производстве задействовано 12 тыс. единиц современного оборудования. Приняв курс на внедрение инновационных технологий, мы стараемся соответствовать статусу объединения "нового поколения". Сегодня мы вкладываем в НИОКР 58, 9% инвестиций, включая средства заказчика. Политика "Сатурна" предполагает значительное снижение издержек производства, повышение производительности труда и уровня заработной платы. Ключевой момент - кардинальное изменение технологического цикла производства, привлечение инвестиций, в том числе государственных. Средства идут на приобретение оборудования, внедрение технологий пятого технологического цикла. Ежегодно НПО "Сатурн" инвестирует в модернизацию производства около $30 млн".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Промышленный еженедельник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка