Московский комсомолец
7 июня 2006, 10:17
Как убивают самолеты
Вскоре, похоже, мы станем свидетелями политического фарса, в котором Россия торжественно откажется от одного из своих самых громких и успешных военных проектов - Ан-70. Кто от этого выиграет и кто проиграет?
Однако военный министр хоть и торопится, но озвучивает те решения, которые наверняка уже пролоббированы наверху. И вскоре, похоже, мы станем свидетелями политического фарса, в котором Россия торжественно откажется от одного из своих самых громких и успешных военных проектов. Кто от этого выиграет и кто проиграет?
Проиграет Россия. Выиграет Украина и еще несколько стран, давно с завистью заглядывающихся на этот самолет. Но что же это за машина, которая вызывает разборки аж на государственном уровне?
Об этом самолете можно слышать полярные мнения. "Уникальный и не имеющий аналогов в мире", - говорят одни. "Достаточно дорогая и ненужная вещь", - утверждают другие. Кому верить - каждый выбирает сам, так как государственного органа, способного дать независимую экспертную оценку, у нас в стране не существует. А потому история с Ан-70 - классический пример бардака, царящего сегодня в области вооружений.
Впрочем, об этом лучше всех может рассказать человек, имевший самое непосредственное отношение к судьбе этого проекта - главком ВВС РФ (1998-2002 гг.) генерал армии Анатолий Корнуков:
- Анатолий Михайлович, почему с вашим уходом высокое мнение об Ан-70 как о перспективном самолете тут же изменилось на противоположное?
- Думаю, здесь замешаны деньги. Политику приплели позже. Ведь Ан-70 задумывался в 80-е годы. Проект вели четыре главкома. Выходит, все они - дилетанты, и только нынешний главком Михайлов - дальновидный военачальник, раз ставит крест на Ан-70?
В декабре 2001 года я подписал акт завершения 1-го этапа госиспытаний, дающий право на серийное производство Ан-70. Он был основан на мнениях российских специалистов: инженеров, летчиков-испытателей, вооруженцев... Я лично выслушал их всех. Оценки были превосходные. Я приказал даже, чтобы Ан-70 опробовали не только испытатели, но и строевые летчики военно-транспортной авиации (ВТА), в частности ее командующий Виктор Федорович Денисов. Он был в восторге, сказав, что это - прекрасная машина, у которой великое будущее.
- С будущим он, пожалуй, ошибся...
- Кроме того, я выяснял, кто из состава приемной комиссии - а это порядка трехсот человек - имеет особое мнение. Таковых не нашлось. Высказывались лишь незначительные замечания. Их мы договорились устранить в процессе серийного производства, которое уже готовилось на омском заводе "Полет". Губернатор Омской области Полежаев выделил из бюджета 1,5 миллиарда рублей на реконструкцию конвейера и строительство стапелей для Ан-70.
- Выходит, министр обороны "кидает" губернатора на полтора миллиарда?
- Полежаев задавал подобный вопрос и в главном штабе ВВС, и повыше. Ответа, насколько я знаю, он так и не получил. Но самое противное, что некоторые из тех, кто подписывал вместе со мной акт испытаний, взахлеб нахваливая самолет, теперь так же взахлеб его хают. Они же вложили министру обороны в уши то, что он сейчас повторяет: Ан-70 устарел уже на этапе проектирования". А это - неправда! Такого класса машин еще нет в мире. Ближайшее, что через несколько лет можно ожидать, это европейский аналог Ан-70, точнее, его копия - A400M.
В середине 90-х Европа проводила конкурс на средний транспортный самолет, пригласив к участию Ан-70. Для этого он был доработан под стандарты НАТО в вариант Ан-7Х. Все конкуренты Ан-7Х были лишь в чертежах (в них они пребывают до сих пор), а Ан-7Х прилетел на конкурс живьем. Он умел парить и выходить на углы атаки, как истребитель, а главное - в него умещался весь арсенал натовского оружия: танки, ракетные комплексы, вертолеты...
Естественно, что Ан-7Х конкурс выиграл, но... не победил. Помешали большая политика и экономическая нестабильность в России. Европейцы решили строить собственный самолет - A400A, поручив проект концерну EADS. Когда появились первые рисунки A400M, все увидели, что это - один в один Ан-7Х. Стало ясно, что во время тендера часть чертежей "семидесятки" перекочевала на Запад. Однако A400M до сих пор не может взлететь, а потому европейцы особенно ревниво следят за перипетиями Ан-70.
- Почему же тогда кричат, что раз Украина идет в НАТО, значит, мы не можем вместе с ней делать оружие? Ведь Ан-70 мы изначально делали под стандарт НАТО, чтобы расширить рынок продаж...
- Абсолютно верно. Самолет 5-го поколения мы же можем делать вместе с Европой? Там планируется использовать часть иностранного электронного оборудования. Авионику, пеленгаторы, приборы ночного видения на "Ночные охотники" (Ми-28Н) устанавливаем. Вместе с Италией делаем Як-130, со странами НАТО модернизирует МиГ-29 до МиГ-29СМТ...
Без стран СНГ и дальнего зарубежья российская "оборонка" может выпускать не более 20% военной продукции. Все военно-транспортные самолеты проектировались в КБ "Антонова" в Киеве, а строились в России. Украинские моторы завода "Мотор Сич" стоят на всех наших вертолетах. Гидросамолет нашего МЧС Бе-200 тоже имеет украинские двигатели. Зенитно-ракетные комплексы С-300 наполовину украинские: "КрАЗы", на которых они базируются, - из Кременчуга, радиолокационные вышки - из Новокраматорска, 70% электроники - из Львова. Там же делается электронная начинка и для будущего комплекса С-400. Из всех 20 типов наших МБР, 12 сделаны в Днепропетровске. Для новых ракетных комплексов "Булава" и "Тополь-М" материалы химии и элементной базы тоже производится за пределами России.
- Выходит, запрет на иностранное коснулся лишь Ан-70?
- Да. Но при мне таких разговоров даже не велось. Были другие проблемы: приходилось выбивать деньги, так как мы вечно недоплачивали разработчикам - из-за этого и задержка в испытаниях. Потом украинцы сами, за свой счет, выполнили и полеты в условиях низких температур, и испытания на вязкий грунт...
- Он даже на вязкий грунт садится?
- ... и взлетает чуть ли не с болота. В 2003 году требовалось испытать Ан-70 при низких температурах. Но руководство наших ВВС не пустило самолет в Сибирь, заявив, что он, якобы, небезопасен. Летом того же года военные решили не пускать Ан-70 в Москву на авиасалон "МАКС-2003". Организаторы салона были шокированы напором генералов и самолет отстояли. Но те приложили поистине титанические усилия, чтобы Владимир Путин, приехавший на открытие, не увидел "семидесятку" в полете. Еще бы! Ведь министр обороны не раз повторял журналистам: "Когда говорят, что Ан-70 летает, - это неправда". А тут вдруг он взлетит перед Путиным! Как только Ан-70 вырулил на взлетку, президента сразу же увезли.
Летчики Ан-70 рассказывали, что в оргкомитете втихаря предупредили, чтобы на всякий случай они не заправлялись местным топливом, а заливали в баки только тот керосин, который привезли с собой (!).
- А ведь Путин не раз говорил, что Россия будет продолжать работу над Ан-70.
- Да, и я видел на различных документах несколько довольно жестких его резолюций по самолету: "Почему проект задерживается?!", "разобраться и доложить"... Но военные чиновники все время замыливали этот вопрос. Постепенно все успокоилось, забылось, и об этих докладах никто больше и не вспоминает.
- Но как же без Ан-70 министр собирается возить свои мобильные силы, о которых он постоянно говорит?
- Неизвестно. На Ту-330, наверное. Или на Ил-214...
- Так их же еще и в помине нет, только - чертежи.
- Будут же когда-нибудь. Лет через 10-15...
- Но мобильные силы министр хочет создавать сейчас...
- Можно Ил-76 использовать.
- Можно. Только ему нужна бетонная полоса в 2-3 км. А если поблизости с полем боя нет аэродрома? Бойцов с техникой придется в район конфликта доставлять чем-то еще? Какая же это мобильность? К тому же во время воздушных ударов, как в Югославии, аэродромы уничтожаются в первую очередь.
- Не ко мне теперь этот вопрос! Пусть на него нынешние стратеги ответят. Хотя и коню ясно, что те, кто наверху гробит этот проект, не врубились в тему. Это - непродуманное решение.
- В чьих же оно интересах?
- Возможно, в интересах какой-нибудь авиафирмы-конкурента, где у кого-то из генералов есть свой коммерческий интерес. А политика - это уже так, для красоты. Я не исключаю такой версии.
- А такую исключаете: все это делается в интересах европейского концерна EADS, чтобы потянуть время и построить свой A400M? Или, к примеру, в интересах США? Если сделают Ан-70, кто же станет покупать их старые "Геркулесы"?
- Хороший вопрос... Не знаю, насколько такая версия обоснованна. У меня, по крайней мере, нет для нее доказательств. Но если все так и есть, то это можно считать предательством национальных интересов.
Как-то на одной международной выставке на борт Ан-70 поднялся высокопоставленный американский военный. Осмотрев его, он предложил конструкторам: "Если России не нужен этот самолет, продайте его нам". Его спросили: "Но ведь законодательство США запрещает покупать самолеты, в производстве которых не участвуют американские фирмы?" Гость ответил: "За это не беспокойтесь. По договору с вами наша компания раскрасит, к примеру, хвост самолета, и все формальности с законом будут улажены".
Гостю тогда отказали, объяснив, что межправительственные соглашения не позволяют им продать машину, она - общая российско-украинская собственность.
- Но главком ВВС Владимир Михайлов считает Ан-70 чужим. В прошлую субботу он снова заявил: "Зачем нам самолет, притом чужой, уступающий по эффективности родному Ил-76?
- Это он сказал, не подумав... Ан-70 на 80% сделан в России. И про эффективность - тоже неправда. Он не уступает Ил-76. К примеру, на 100 км пути топлива он расходует на 20% меньше. Но главное - эти два самолета в принципе нельзя противопоставлять, так как они относятся к разным классам. Ан-70 - оперативно-тактический самолет, а Ил-76 и его модификация Ил-76МФ - оперативно-стратегический. Правда, в том виде, в котором Ил-76МФ пребывает сейчас, его покупать нельзя. Оборудование кабины и десантное оснащение там допотопное. Его нужно обновить. А вот Ан-70 - это очень современная машина, построенная с использованием композиционных материалов.
Ил-76 создавался в КБ "Ильюшина" в Москве, а строился в Узбекистане. Вся документация на производство Ил-76МФ вообще принадлежит Ташкенту. Несколько лет назад "ильюшинцы" захотели наладить выпуск Ил-76МФ в России и попросили вернуть его документацию обратно. Однако им ответили, что возвращать ничего не собираются. А самолет могут делать и сами. Тем более что у них он обойдется дешевле примерно в $30 млн. Если же заново создавать производство в России, они будут стоить под $100 млн. В результате так ни о чем и не договорились. И о модернизации "родного" Ил-76 давно уже ничего не слышно.
В последние дни на лентах информагентств появились сообщения о том, что после заявлений вице-премьера, министра обороны Иванова о выходе России из проекта Ан-70 европейский концерн EADS снова заинтересовался этим самолетом. Его представители даже провели встречи с разработчиками. Так что у Ан-70, похоже, будущее все-таки сложится. Только уже без России. Хотя и за ее счет.
С чем же останется она сама и ее армия? С российско-узбекским Ил-76МФ у военных пока не складывается, от российско-украинского Ан-70 они категорически отказываются, а чисто российских машин такого класса просто нет. И не будет еще долго.
А зачем? Ведь такая машина, как Ан-70, сделана под военные задачи, наших же генералов беспокоит, видно, совсем другое. Они не раз совершенно серьезно заявляли, что "на Ан-70 слишком дорого возить коммерческие грузы". Заметьте, не "военные", а "коммерческие" грузы! Так, может, Минобороны уже пора переименовать в какое-нибудь ОАО?
В общем, нам до фонаря - пусть на Ан-70 натовцы свои "абрамсы" и силы быстрого реагирования возят. Нам-то это зачем? Мы же воевать ни с кем не собираемся, для нас главное - коммерция...
Справка "МК"
Военно-транспортный самолет Ан-70 обходится без аэродромов, садясь и взлетая с грунтовой площадки в 500 м. Перевозит до 35 т груза на расстояние в 5 тыс. км. Он спроектирован в Киеве, а 80% его комплектующих сделаны в России. Финансируют проект: Россия - 72%, Украина - 28%. Первоначально Россия планировала закупить 164, Украина - 65 самолетов. Сейчас киевский завод "Авиант" собирает 5 машин для Украины, а в 2008 г. выходит на рынок с коммерческой версией Ан-70-100. Интерес к ней подтвердили страны СНГ и Ближнего Востока: потребность в Ан-70 оценивается более чем в 1 тыс. шт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции