О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Производство самолетов Ил-76 все же будет организовано в России

Российское руководство приняло окончательное решение об организации серийного производства самолетов Ил-76 в России

Российское руководство приняло окончательное решение об организации серийного производства самолетов Ил-76 в России. Как известно, до сих пор и, видимо, еще два-три года военно-транспортные самолеты этого семейства будут производиться в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ). За последние тридцать лет - срока, в течение которого данный тип самолетов эксплуатируется - там было произведено не менее 1000 единиц Ил-76 различных модификаций. Но после распада СССР ТАПОиЧ, как, впрочем, и вся самолетостроительная индустрия СССР, пришла в упадок. За 1991-2006 годы на ТАПОиЧ было произведено не более двух десятков самолетов.

Авиапредприятие в Ташкенте медленно умирает. Видимо, в связи с этим и было принято решение правительства РФ о переносе производства Ил-76 в Россию. Постановление Михаила Фрадкова на этот счет было подписано еще 20 декабря 2006 года. Оно могло бы стать сенсационным, однако, ввиду окончания года данная информация не нашла должного отражения в центральных СМИ России. Тем более, вся цепочка юридического оформления данного решения еще не закончена, поскольку производство военно-транспортных самолетов Ил-76 связано с конкретным контрактом для Китайской Народной Республики и в данном документе Ташкент фигурирует как головное предприятие.

Как известно, контракт на поставку 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 Китаю на общую сумму $1,045 миллиардов был подписан между российским "Рособоронэкспортом" и КНР еще в сентябре 2005 года. Теперь же, после правительственного постановления и подписанного 25 декабря 2006 года контракта Минпромэнерго с ОАО "Межгосударственной авиастроительной компанией "Ильюшин", головным исполнителем китайского заказа становится фирма Ильюшин. А ФГУП "Рособоронэкспорт" намерено подписать с ним договор комиссии. Предполагалось, что это будет сделано в январе 2007 года. Однако сообщений на этот счет пока не поступало. Между тем, отсутствие договора комиссии тормозит выполнение китайского контракта. Ведь согласно ему первые военно-транспортные самолеты из России должны поступить в КНР уже в 2007 году.

Заметим, что формальным поводом сменить головного исполнителя для китайского заказа стал именно отказ Ташкентского авиапроизводственного объединения подписать договор комиссии с "Рособоронэкспортом", хотя такое условие было прописано в контракте с китайской стороной. Конфликт ТАПОиЧ с "Рособоронэксопртом" перерос в международный. И "Рособоронэкспорт" не нашел ничего лучшего, чем в 2006 году отказаться подтвердить Пекину вступление контракта на постройку заказанных самолетов в силу. Таким образом, до сих пор Россия формально как бы не подтвердила своих обязательств по производству самолетов для Китая. Это будет сделано только тогда, когда "Рособоронэкспорт" подпишет договор комиссии с новым головным предприятием (то есть, с МАК "Ильюшин").

В то же время такие действия российской стороны не значат, что ТАПОиЧ сразу останется "за бортом". Для развертывания производства Ил-76 в России потребуются средства, ресурсы и время. Таким образом, в первое время строительство Ил-76 по-прежнему будет производиться в Узбекистане. В качестве подрядчика корпорации "Ильюшин" ташкентский авиазавод построит пятнадцать самолетов с поставкой в 2008-2010 годах. Но одновременно стапеля для Ил-76 будут возводиться на Ульяновском ЗАО "Авиастаре".

Начало серийной сборки данных самолетов на Ульяновском ЗАО "Авиастар-СП" запланировано на 2010 год, а с 2012 года Ульяновский завод должен выпускать ежегодно по десять самолетов типа Ил-76МД и Ил-76МФ. На эти цели правительство РФ выделит до 2009 года 6,4 млрд. руб. Однако из-за смены головного исполнителя сроки выполнения китайского контракта могут быть перенесены с 2012 года на 2013 год.

Что же будет с ТАПОиЧ? 21 ноября 2006 года глава Роспрома Борис Алешин и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров в Ташкенте подписали протокол, в котором была декларирована заинтересованность ОАК в дальнейшей работе с ТАПОиЧ с перспективой вхождения его в ОАК. Но ОАК только создается. И вряд ли после правительственного постановления о развертывании производства Ил-76 в Ульяновске в России кто-то серьезно заинтересуется узбекским авиазаводом. Хотя кое-какое будущее у Ташкентского авиапредприятия все-таки есть. Эксперты считают, что еще лет десять-пятнадцать ТАПОиЧ сможет ремоторизовать и модернизировать старые военно-транспортные самолеты.

Кроме этого, вероятно, в партнерстве с МАК "Ильюшин" ташкентцы смогут разрабатывать и далее производить новый ближнемагистральный самолет Ил-114-300. "К середине 2007 года планируется построить первый опытный экземпляр Ил-114-300, - сообщил генеральный директор АК имени С.В.Ильюшина Виктор Ливанов. Но портфель заказов на данный тип самолета уже сформирован. Петербургская компания "Техноспецсталь Инжиниринг" недавно подписала контракт на покупку тридцати самолетов этого типа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фергана». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка